Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность бакалавров

Учебно-исследовательская работа – неотъемлемая часть учебного процесса в высшем учебном заведении. В ходе этой работы бакалавр, начиная с первого курса, осваивает научные знания и способы их добывания; развивает профессиональные навыки по организации, планированию, проведению и оформлению исследований; выстраивает самостоятельный путь по проектированию и написанию учебно-исследовательской работы. В процессе учебно-исследовательской деятельности происходит приобщение бакалавров к научным исследованиям, ведущимся на кафедрах, формируется научно-исследовательская квалификация.

Договоримся об основных понятиях, используемых в данной методической разработке по отношению к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности бакалавров:

Учебно-исследовательская деятельность– образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение бакалаврами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – преподавателя профилирующей кафедры. При реализации учебно-исследовательской деятельности происходит выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования гипотез, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками; развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Наука – общекультурная ценность и является элементом мировой культуры. Ценности науки, являясь независимыми от возрастных, личностных, национальных или конфессиональных особенностей, основываются на единых принципах и алгоритмах научной традиции, ориентирующейся на максимально объективные представления человека о мире, себе и себе в мире, подтверждаемые на опыте. Научное мышление отличается от обыденного сознания методом организации своей работы, ее упорядоченностью и целенаправленностью.

Главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения отличается от научно-исследовательской. Если в сфере науки главной целью является получение новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к самостоятельной учебной деятельности и активизации личностной позиции студента в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В профессиональном образовании значимо, чтобы на основе реализации учебно-исследовательской деятельности бакалавр стремился перейти на уровень научно-исследовательской деятельности, где ценность деятельность смещается с субъективно значимого процесса на объективно значимый результат.

В системе высшего профессиональном образовании можно выделить следующие основные функции учебно-исследовательской деятельности – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала бакалавров, развитие их профессионального мастерства. На основе реализации учебно-исследовательской деятельности бакалавра под руководством ученого происходит формирование научно-исследовательской компетентности для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности и возможности профессионального развития.

Развитие исследовательской деятельности бакалавров осуществления в ходе реализации основных этапов исследовательской деятельности, сложившихся и нормированных в традициях науки:

· ориентировка(выделение предметной области осуществления исследования);

· проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);

· оспособление (присвоение способом реализации исследования – подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);

· планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

· эмпирия(сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);

· анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных, формулировака выводов);

· рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

1.1.2. Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ

Тематика исследований студентов, бакалавров, магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедр и научных групп, также в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов.

Научная тема кафедры педагогики и психологии профессионального образования: «Научно-методическое, информационное и технологическое обеспечение развития профессионального педагогического образования» (руководитель д.п.н., профессор Л.С. Подымова), раскрывается по следующим направлениям:

• личностно-деятельностный и компетентностный подход в педагогике и образовании;

• основные тенденции развития современной образовательной политики в РФ;

• стратегия модернизации высшего педагогического образования;

• становление и совершенствование методологической культуры учителя, его профессионализма и профессиональной компетентности;

• образовательное пространство как педагогическая категория;

• аксиологический потенциал образования и воспитания личности;

• концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания подготовки учителя физической культуры;

• педагогические условия развития духовной культуры учителя;

• технологии обучения учителя в педагогическом вузе;

• педагогическая поддержка развития личности на различных возрастных этапах развития;

• профессиональное развитие и саморазвитие педагога;

• аксиологические основания общей теории воспитания и другие.

2. Научная тема кафедры социальной педагогики и психологии: «Психолого-педагогические проблемы социума» (руководитель д.философ.н., профессор В.И. Жог).

В исследовании данной проблемы разрабатываются следующие направления:

• социальная психология: теоретические и прикладные аспекты;

• социально-психологические проблемы образования;

• социальное воспитание в контексте социализации;

• проблема компетентности в современном обществе;

• научно-методическое обеспечение компетентностного подхода в образовании;

• возрастные проблемы социализации;

• психопластика личности;

• воспитание в контексте киберсоциализации человека;

• интериоризация в контексте социализации;

• проблемы теории и истории социальной педагогики;

• теория, история и практика социальной работы;

• психология менеджмента и маркетинга в образовании;

• социально-психологическое сопровождение личности в экстремальных ситуациях.

3. Научная тема кафедры психологии развития: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» (руководитель академик РАО, д.пс.н. профессор В.С. Мухина). В рамках данной темы разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:

• феноменология развития и бытия личности;

• методология психологических исследований;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

• развитие личности на всех этапах жизненного пути;

• личность в экстремальных условиях;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• создание условий воспитания и развития личности;

• психологическое сопровождение и консультирование личности.

4. Научна тема кафедры психологии образования: «Психологическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспекты» (руководитель к.психол.н., профессор А.С. Обухов).

В качестве основных направлений исследований кафедры психологии образования можно выделить:

• антропологические проблемы образования;

• психология управления образованием;

• развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;

• научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;

• развитие психологической культуры участников образовательного процесса;

• развитие одаренности и творчества в образовании;

• психолого-педагогические основы поликультурного образования;

• психология исследовательской деятельности и психологические основы исследовательского обучения;

• психологические сопровождение системы образования и семьи в контексте этнокультурного проблем современности;

• психологическое сопровождение патронатной семьи в условиях современных задач социализации личности и модернизации общества;

• психологические сопровождение развития жизнестойкости личности в условиях социальной стратификации общества;

• психология здоровьесбережения участников образовательного процесса.

В рамках каждой научной темы осуществляется детализация проблематики исследования, корректируемая ежегодно. Списки научных групп с перечнем основной проблематики представляются студентам ежегодно в начале учебного года.

1.1.3. Организация учебно-исследовательской деятельности бакалавров в процессе обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ

На факультете педагогики и психологии МПГУ студенты включаются в самостоятельную исследовательскую работу с первого курса и продолжают ее в рамках обучения под руководством преподавателей факультета до защиты выпускной квалификационной работы. Для сотрудничества студента с научным руководителем в учебном расписании выделены отдельные часы – УИРС (два академических часа каждую неделю). Выполнение исследовательской работы студентом проводится самостоятельно вне аудиторных занятий.

Закрепление в научные группы, руководимые преподавателями кафедр, для написания курсовых работ проводится в сентябре на открытой конференции – представлении проблематики исследований. Схема распределения на курсовые работы и ВКР по кафедрам факультета педагогики и психологии по направлению «Психолого-педагогическое образование» в 2013-2014 учебном году следующая:

Профиль Психология и социальная педагогика Кафедра социальной педагогики и психологии
Профиль Психология образования Кафедра психологии образования
Профиль Психолого-педагогическое сопровождение развития личности Кафедра психология развития
Психология и педагогика профессионального образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Профиль Психология и социальная педагогика Кафедра социальной педагогики и психологии
Профиль Психология образования; Психология образования Кафедра психологии образования
Профиль Психология образования (СПО) Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Профиль Психология и педагогика профессионального образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Профиль Психология и социальная педагогика Кафедра социальной педагогики и психологии
Профиль Психология образования; Психология образования (СПО) Кафедра психологии образования
Профиль Психология и педагогика профессионального образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Профиль Психология образования; Психология образования (СПО) Кафедра психологии образования; Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Профиль Психология и педагогика профессионального образования (Модуль: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования) Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Закрепление на курсовые и ВКР вне этой схемы возможно по отдельному согласованию с заведующими кафедр и зам. декана по научной работе.

На первом курсе в рамках учебных дисциплин, определенных профильной кафедрой, студенты распределяются по научным руководителям из числа ППС профильной кафедры на учебный год. За учебный год на первом курсе пишется две курсовых работы. На первом семестре пишется теоретическая работа, главная задача которой – освоение навыков самостоятельного поиска научных источников по выбранной проблеме, работ и анализ профессиональной научной литературы; овладение правилами цитирования и оформления библиографических ссылок и списка литературы. Во втором семестре целесообразно в работе уделить внимание постановке программы исследования, анализу и выбору методов, их эмпирическому применению. Темы курсовых работ первого и второго семестров первого курса могут быть смежными (находится в общем смысловом поле), но обязательно отличаться по формулировке. Темы работ могут быть и отличными друг от друга. Темы формулируются совместно с научным руководителем в русле проблематики базовых дисциплин (согласно учебному плану), определенных на 1 и 2 семестры профильной кафедрой.

Курсовая работа студента второго курса – полноценная самостоятельная исследовательская работа. Одна из ключевых задач выполнения курсовой на втором курсе – основание студентом языка науки, логики и основных принципов построения исследования. Работа на втором курсе должна включать как теоретический раздел, написанный на основе анализа научной литературы по избранной проблеме и самостоятельно выстроенной логике рассуждения, так и эмпирическую часть, включающую планирование, организацию, проведение и описание самостоятельного исследования с целью освоения алгоритма исследовательской деятельности. Выборка и объем эмпирической части может быть выполнена на уровне «пилотажного» исследования, но с обязательным соблюдением правил и норм организации и проведения эмпирического (или экспериментального) исследования.

На втором курсе студент должен научиться правилам и нормам построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов, формулировке выводов.

На третьем курсе тематику работ рекомендуется сохранять в области, близкой к теме второго курса, но с анализом более широкого круга литературы и проведением полноценного исследования с достаточной выборкой. В качестве пространства для проведения эмпирических исследований целесообразно использовать учреждения, в которых в течение учебного года студенты проходят педагогическую практику.

В процессе выполнения курсовой работы на третьем году обучения студент должен овладеть методами анализа литературных источников, построения программы исследования и его проведения, проявить владением различными методами и способами обработки и анализа эмпирических данных.

На четвертом курсе бакалавры должны продемонстрировать свои навыки по организации, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы в процессе защиты перед Государственной аттестационной комиссией. В соответствии со стандартом, бакалаврская работа должна сочетать в себе как теоретическое осмысление проблемы, так и практические результаты. Студенту необходимо владеть навыками анализа литературных источников, различными исследовательскими методами и четко предъявлять результаты своей работы, при необходимости корректно используя методы математической статистики. Иными словами, бакалаврская работа представляет собой законченное исследование частной научной проблемы, а студент аттестуется как специалист, умеющий проводить исследовательскую работу по всем правилам в избранном направлении.

В исследовательской работе плагиат категорически не допускается! Все работы перед защитой обязательно должны проходить проверку в программе «Антиплагиат» на кафедрах.

Ежегодно на факультете проходит конкурс научных работ студентов, бакалавров и магистрантов, по результатам которого работы направляются на конкурс научных работ МПГУ. Требования к содержанию конкурсных работ аналогичны требованиям к курсовым работам и ВКР. Однако оформляются они несколько иначе.На титульном листе указывается «Научная работа», а не «Курсовая…» или «Выпускная квалификационная…», название, автор(-ы) и научный руководитель(-ли). Объем – не более 50 страниц печатного текста, не считая приложений.

Общеуниверситетские требования к содержанию и оформлению научных работ

(в рамках конкурса НИРС)

Научная работа студента предоставляется эксперту для оценки ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п.

I. Общие требования по написанию научных работ:

· требования новизны,

· обоснованности выводов,

· научной этики,

· методической адекватности результатов.

· правильность постановки вопроса (проблемы исследования),

· верность выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения),

· адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез,

· достоверность и «чистота» полученных первичных данных,

· логичность и корректность интерпретации полученных результатов,

· закономерность выводов.

II. Общие требования к оформлению научных работ студентов:

· владение хорошим литературным языком (исключить грамматические, орфографические, стилистические и др. ошибки);

· текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5 интервала 14 шрифтом. Общий объем работы не превышает 50 стр., без учета приложений;

· формулировки должны отличаться точностью и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий);

· работа должна быть четко структурирована и результаты должны подаваться в удобной форме;

· единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок).

III. Рекомендуется следующая типовая структура научной студенческой работы:

1. Титульный лист. На титульном листе сверху указывается организация, где выполнена работа, в середине листа фамилия, имя и отчество автора, далее название работы с указанием, что это научная работа такого-то курса, затем указывается научный руководитель (должность, звание, Ф.И.О.), внизу страницы - место и год проведения работы.

2. Оглавление.

3. Введение (1-4 стр.), где должно быть кратко сформулированы:

  • актуальность,
  • предмет,
  • объект,
  • цель,
  • задачи исследования,
  • фундаментальная проблема, которой посвящена работа,
  • частные проблемы,
  • основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи, методика исследования
  • обзор литературы.

4. Основная часть заключается в анализе проблемы исследования, при этом желательно, чтобы освещались:

  • исторический аспект исследования вопроса,
  • выяснение теоретических проблем исследования,
  • практические проблемы вопроса исследования.
  • самостоятельные разделы работы должны заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно изложенного материала.

5. Заключение:

  • описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности,
  • материал структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом,
  • должно содержать исчерпывающую информацию обо всех выявленных фактах и закономерностях,

6. Приложение: В данном разделе выносятся все возможные схемы, таблицы, графики демонстрирующие текст работы.

7. Список литературы (объем зависит от количества цитированных источников). Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать:

· фамилии и инициалы всех авторов,

· название монографии (автор или коллектив авторов, место и год издания),

· название сборника документов или статей, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные (год и место издания),

· название журнала, его выходные данные ( номер, год и др.),

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы – по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания.

Сопровождающие конкурсную работу документы: выписка из протокола Ученого совета факультета о выдвижении работы на конкурс, заключение научного руководителя, аннотация научной работы; сведения об авторе (авторах) и научном руководителе; сведения о научной работе (см. Приложение 5) оформляются отдельно (образцы бланков у зам. декана по научной работе). Работы со всеми сопроводительными документами представляются зам. декана по научной работе до 31 марта текущего года. По результатам факультетского конкурса Ученый совет факультета в апреле рекомендует работы на конкурс студенческих работ МПГУ.

В апреле на факультете проходит ежегодная межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. Организация данной конференции проводится при участии зам. декана по научной работе, зам. зав. кафедрами по научной работе, руководителями научных групп, студенческим научным обществом ФПП. Все бакалавры 2-4 курсов должны стремиться принять участие в названной конференции в качестве слушателей, дискутантов или докладчиков.Конференция проводится по проблемным секциям. Количество и проблематика секций определяется ежегодно по согласованию с заведующими кафедрами и зам. декана по научной работе. На конференции студенты, бакалавры и магистры, прежде всего – авторы работ, выдвинутых на конкурс студенческих научных работ МПГУ,представляют результаты собственных исследований в форме докладов. Выступление студента с докладом на конференции согласуется заранее с научным руководителем и руководителем соответствующей секции. Доклады рекомендуется сопровождать наглядными презентациями. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям.

1.1.4. Квалификационные требования для бакалавров

В квалификационные требования по направлению «Психолого-педагогическое образование» входит научно-исследовательская квалификация.

Бакалавр по направлению психолого-педагогическое образование. Выпускник, получивший квалификацию (степень) бакалавра психолого-педагогического образования, должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9).

Наши рекомендации