Направления государственного регулирования AПК
В современной западной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка.
Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Регулирование развития АПК в рыночной экономике многоаспектно. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии, Канаде, США, Франции государство вкладывает от 42 до 52% затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах - от 60% до 80%. В России в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4% всего государственного бюджета3.
В странах Европейского союза функционирует система государственных закупок сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, субсидируются мероприятия по реконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и охране окружающей среды. Бюджетные субсидии в странах ЕС составляют более 50% общего дохода фермерских семей.
В России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям4.
1. Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования. Законодательная база государственного регулирования АПК существенно подкреплена Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур5.
В России в процессе осуществления аграрной реформы сложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственный аграрные рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое количество посредников при невмешательстве государства привели к резкому диспаритету цен, перераспределению созданного в сельском хозяйстве валового дохода в пользу монополистов, посредников и в итоге к суженному воспроизводству в базовой отрасли АПК.
2. Формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках. Это будет способствовать перераспределению конечного дохода АПК пропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходима законодательная основа для усиления роли государства в регулировании деятельности предприятий энергетического комплекса, транспорта, связи, чтобы ликвидировать диспаритет цен.
3. Поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.
Государство способствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные фонды.
4. Проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.
5. Создание благоприятного климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии.
6. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.
Информационные революции
Информационная революция — отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти ХХ столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.
Этот термин также применяется для обозначения четырех информационных революций в истории человечества, в результате которых не только кардинально менялись способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей.
Исторические информационные революции
Формирование современного информационного общества стало результатом нескольких информационных революций, которые произошли в истории развития человеческой цивилизации, и которые не только кардинально меняли способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей:
· первая информационная революция связана с появлением письменности. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению через ее фиксацию в знаках и разрушила монополию узкого круга людей на знания
· вторая информационная революция была вызвана изобретением и распространением книгопечатания в XV ст. и расширила доступ к информации широким слоям населения благодаря тиражированию знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.;
· третья информационная революция (конец XIX — начало XX вв.) связана с изобретением телеграфа, телефона, радио, телевидения, что позволяло оперативно, в больших объемах передавать и накапливать информацию, передавать звуковые и визуальные образы на большие расстояния. Последнее создало предпосылки эффекта «сжатия пространства»;
· четвертая информационная революция (70-е годы XX века.) обусловлена изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера. Она характеризуется переходом от механических, электрических средств преобразования информации к электронным и создание программного обеспечения этого процесса. «Венцом» этой волны революции является появление всемирной сети — интернета, что сделало возможным информационный обмен в глобальных масштабах.