Общая характеристика этапов отбора и ориентации пловцов
ганизация отбора пловцов в бывшей ГДР: после первичного отбора оставалось около 800 из каждых 10 тысяч привлеченных к нему детей, после предварительного отбора — 130—150, после промежуточного — 20 — 30, после основного — 2 — 3, из которых впоследствии обычно лишь один добивался успеха на Играх Олимпиады и чемпионате мира.
При осуществлении спортивного отбора необходимо обеспечить комплексность оценки перспективности с использованием морфо-функциональных, социально-психологических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют генетически детерминированные признаки, характерные небольшой изменчивостью под влиянием тренировки. На последующих этапах их роль снижается и возрастает значение подверженных влиянию тренировки спортивно-технических, психологических и функциональных признаков ( Платонов, 1997, Волков, 1997, Матвеев, 1999 и др.).
В полной мере это, конечно, относится и к отбору перспективных пловцов. Охарактеризуем в наиболее общем виде задачи и критерии каждого этапа их многолетнего отбора.
Первичный отбор.Задача — определить для каждого конкретного ребенка целесообразность занятий плаванием. Основные критерии: 1) возраст, благоприятный для начала занятий плаванием; 2) отсутствие серьезных отклонений в состоянии здоровья и склонности к заболеваниям, препятствующим занятиям спортом; 3) соответствие мор-фотипа требованиям плавания; 4) соответствие уровня двигательных способностей требованиям плавания.
Предварительный отбор.Задача — оценка способностей юных пловцов к эффективному спортивному совершенствованию. Основные критерии: 1) отсутствие препятствующих этому отклонений в состоянии здоровья; 2) соответствие структуры и потенциальных возможностей мышечной системы, энергетического потенциала, анализаторных систем и двигательных способностей требованиям плавания; 3) подверженность основных функциональных систем и механизмов адаптационным перестройкам под влиянием рациональной тренировки.
Промежуточный отбор.Задача — оценка возможностей достижения пловцами высокого мастерства в конкретных соревновательных дисциплинах. Основные критерии:
ТАБЛИЦА И.1
Связь этапов отбора
Пловцов с этапами
их многолетней подготовки
Спортивный отбор | Этап многолетней подготовки | |
Этап | Задача | |
Первичный Предварительный Промежуточный Основной Заключительный | Определение целесообразности занятий плаванием для конкретного ребенка Оценка способностей к эффективному спортивному совершенствованию Оценка возможностей достижения высокого мастерства в конкретных дисциплинах плавания Оценка перспектив достижения результатов международного класса Прогнозирование продолжительности сохранения пловцом достигнутого мастерства | Начальный Предварительный базовый Специализированный базовый Максимальной реализации индивидуальных возможностей Сохранения достижений |
10*
ЧАСТЬ 3
Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки
1) устойчивая мотивация к достижению высокого мастерства; 2) отсутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию; 3) психологическая и функциональная готовность к перенесению больших нагрузок; 4) резервы дальнейшей адаптации функциональных систем и механизмов, прироста двигательных качеств, совершенствования важнейших элементов техники, составляющих тактической и психологической подготовленности, определяющих результативность в конкретных дисциплинах плавания.
Основной отбор.Задача — оценка перспектив достижения пловцом результатов международного класса. Основные критерии: 1) степень мотивации к достижению вершин мастерства и отсутствие препятствий к этому по состоянию здоровья; 2) психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, в том числе в различных сложных условиях — непривычном или неблагоприятном климате, смене часовых поясов, условиях средне-горья, психологически напряженной атмосферы ответственных со-
ревнований и др.; 3) способность к максимальной реализации достигнутой подготовленности в условиях жесткой конкуренции на главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных рекордов; 4) способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации, варьированию различными компонентами технической, физической, тактической и других видов подготовленности.
Заключительный отбор.Задача — оценка целесообразности продолжения пловцом занятий спортом и прогнозирование продолжительности сохранения им высокого мастерства. Основные критерии: 1) наличие соответствующей мотивации и отсутствие препятствующих сохранению мастерства отклонений в состоянии здоровья; 2) возраст спортсмена и его соответствие оптимальному для наивысших результатов в дисциплинах, избранных для специализации, а также продолжительность сохранения им высокого мастерства; 3) наличие необходимых для сохранения достигнутой подготовленности резервных возможностей организма; 4) благоприятствующее продолжению занятий спортом высших достижений социальное и материальное положение.