Общая характеристика этапов отбора и ориентации пловцов



ганизация отбора пловцов в быв­шей ГДР: после первичного отбора оставалось около 800 из каждых 10 тысяч привлеченных к нему де­тей, после предварительного отбо­ра — 130—150, после промежуточ­ного — 20 — 30, после основного — 2 — 3, из которых впоследствии обычно лишь один добивался успе­ха на Играх Олимпиады и чемпио­нате мира.

При осуществлении спортивно­го отбора необходимо обеспечить комплексность оценки перспектив­ности с использованием морфо-функциональных, социально-психо­логических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют гене­тически детерминированные приз­наки, характерные небольшой из­менчивостью под влиянием трени­ровки. На последующих этапах их роль снижается и возрастает значе­ние подверженных влиянию трени­ровки спортивно-технических, пси­хологических и функциональных признаков ( Платонов, 1997, Волков, 1997, Матвеев, 1999 и др.).

В полной мере это, конечно, от­носится и к отбору перспективных пловцов. Охарактеризуем в наибо­лее общем виде задачи и критерии каждого этапа их многолетнего от­бора.

Первичный отбор.Задача — оп­ределить для каждого конкретного ребенка целесообразность занятий плаванием. Основные критерии: 1) возраст, благоприятный для нача­ла занятий плаванием; 2) отсут­ствие серьезных отклонений в сос­тоянии здоровья и склонности к за­болеваниям, препятствующим заня­тиям спортом; 3) соответствие мор-фотипа требованиям плавания; 4) соответствие уровня двигатель­ных способностей требованиям плавания.

Предварительный отбор.Зада­ча — оценка способностей юных пловцов к эффективному спортив­ному совершенствованию. Основ­ные критерии: 1) отсутствие пре­пятствующих этому отклонений в состоянии здоровья; 2) соответ­ствие структуры и потенциальных возможностей мышечной системы, энергетического потенциала, анали­заторных систем и двигательных способностей требованиям плава­ния; 3) подверженность основных функциональных систем и меха­низмов адаптационным перестрой­кам под влиянием рациональной тренировки.

Промежуточный отбор.Задача — оценка возможностей достиже­ния пловцами высокого мастерства в конкретных соревновательных дисциплинах. Основные критерии:



Общая характеристика этапов отбора и ориентации пловцов - student2.ru ТАБЛИЦА И.1

Связь этапов отбора

Пловцов с этапами

их многолетней подготовки


Спортивный отбор Этап многолетней подготовки
Этап Задача
Первичный Предварительный Промежуточный Основной Заключительный Определение целесообразности занятий плаванием для конкретного ребенка Оценка способностей к эффективному спортивному совершенствованию Оценка возможностей достижения высокого мастерства в конкретных дисциплинах плавания Оценка перспектив достижения результатов международного класса Прогнозирование продолжительности сохранения пловцом достигнутого мастерства Начальный Предваритель­ный базовый Специализиро­ванный базовый Максимальной реализации индивидуальных возможностей Сохранения достижений




10*



ЧАСТЬ 3

Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки



1) устойчивая мотивация к дости­жению высокого мастерства; 2) от­сутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепят­ствовать успешному спортивному совершенствованию; 3) психологи­ческая и функциональная готов­ность к перенесению больших на­грузок; 4) резервы дальнейшей адаптации функциональных сис­тем и механизмов, прироста дви­гательных качеств, совершенство­вания важнейших элементов тех­ники, составляющих тактической и психологической подготовленнос­ти, определяющих результатив­ность в конкретных дисциплинах плавания.

Основной отбор.Задача — оценка перспектив достижения пловцом результатов международ­ного класса. Основные критерии: 1) степень мотивации к достиже­нию вершин мастерства и отсут­ствие препятствий к этому по состоянию здоровья; 2) психологи­ческая и функциональная подготов­ленность к перенесению трениро­вочных и соревновательных нагру­зок, в том числе в различных слож­ных условиях — непривычном или неблагоприятном климате, смене часовых поясов, условиях средне-горья, психологически напряжен­ной атмосферы ответственных со-

ревнований и др.; 3) способность к максимальной реализации достиг­нутой подготовленности в условиях жесткой конкуренции на главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных ре­кордов; 4) способность к адекват­ному восприятию соревнователь­ной ситуации, варьированию раз­личными компонентами техничес­кой, физической, тактической и других видов подготовленности.

Заключительный отбор.Задача — оценка целесообразности про­должения пловцом занятий спор­том и прогнозирование продолжи­тельности сохранения им высокого мастерства. Основные критерии: 1) наличие соответствующей моти­вации и отсутствие препятствую­щих сохранению мастерства откло­нений в состоянии здоровья; 2) воз­раст спортсмена и его соответствие оптимальному для наивысших ре­зультатов в дисциплинах, избран­ных для специализации, а также продолжительность сохранения им высокого мастерства; 3) наличие необходимых для сохранения дос­тигнутой подготовленности резерв­ных возможностей организма; 4) благоприятствующее продолже­нию занятий спортом высших дос­тижений социальное и материаль­ное положение.


Наши рекомендации