Щ 12 Первичный отбор и ориентация пловцов


Щ 12 Первичный отбор и ориентация пловцов - student2.ru глава12

Первичный отбор

И ориентация

Пловцов

Эффективность первичного отбо­ра пловцов, как впрочем и всей их последующей многолетней подготовки во многом связана с привлечением к первой ступени отбора детей того возраста, в кото­ром приступило к занятиям боль­шинство сильнейших пловцов мира, т.е. 7 —9-летних. Тем же, кто предпочитает отбирать до­школьников, целесообразно учесть следующие обстоятельства. Во-первых, раннее прогнозирова­ние спортивных способностей связано со снижением его досто­верности. Во-вторых, напряжен­ность современной подготовки пловцов нередко обусловливает раннее, зачастую^еще до достиже­ния оптимального для высших ре­зультатов возраста, прекращение занятий плаванием теми, кто рань­ше к ним приступил. И, наконец, занятия с дошкольниками оправ­даны лишь в том случае, если они носят сугубо оздоровительную направленность.

Непременное условие качес­твенного первичного отбора — проведение его после начального обучения детей плаванию, включа­ющего 30 — 40 занятий. Соответ­ствующая практика существенно повышает объективность оценки перспективности, поскольку при ее отсутствии можно принять понача­лу лучше плавающего ребенка за более способного. Но особенно важно то, что обеспечивается мас­совое овладение детьми жизненно необходимым навыком.

Важнейший принцип первич­ного отбора — ориентация на качества и способности, обуслов­ливающие достижение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на признаки, имеющие временный, преходя­щий характер. Многие тренеры неоправданно большое значение уделяют быстроте овладения тех­никой плавания, т. е. признаку, имеющему явно преходящий ха­рактер или, что еще хуже, — ре­зультатам неспецифических для пловцов тестов — количеству под­тягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа, приседаний, показате­лям кистевой динамометрии и т. п. Результаты подобных неспецифи­ческих для пловцов тестов не яв­ляются критериями их перспек­тивности.

Таким образом, эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ори­ентацию на стабильные, то есть малоизменяемые в ходе возрастно­го развития и незначительно подверженные влиянию трениров­ки признаки. К таковым, в част­ности, относятся морфологические (табл. 12.1).

Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометричес­ких показателей нередко начина­ют определять перспективность применительно к спортивному плаванию. При этом предпочтение отдают пропорционально сложен­ным, высоким детям, имеющим





ЧАСТЬ 3

Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки



ТАБЛИЦА 12.1 Наследуемость основных морфологических признаков (по обоб­щенным данным литера­турных источников)


Признак Наследуемость
Длина тела, верхних и Высокая
нижних конечностей  
Длина туловища, Высокая
плеча и предплечья  
Ширина плеч и таза Значительная
Окружность шеи, Средняя
плеча, предплечья,  
бедра, голени  
Масса тела Значительная
Соотношение БС- и Высокая
МС-мышечных  
волокон  

небольшую массу тела, гладкую (с нечетко выраженным рельефом) мускулатуру, тонкие лодыжки и запястья, большой размер кисти и стопы. Кстати, большая у 9 — 10-летнего ребенка длина стопы является даже более надежным свидетельством в пользу его боль­шой в будущем длины тела, чем сам рост ребенка. Кроме того, до­вольно надежно прогнозировать немаловажную для пловцов длину тела можно по ее показателям у родителей новичка с использова­нием следующих формул, разра­ботанных чешским специалистом Каркусом:

Прогнозируемый рост мальчиков = _ (рост отца х 1,08 + рост матери) х 1,08 2~

Прогнозируемый рост девочек = рост отца х 0,923 + рост матери

Вполне оправдана на первой ступени отбора пловцов и оценка функциональных возможностей системы энергообеспечения их организма. Результаты исследова­ний с участием близнецов (Серги-енко, 1999; Шварц, Хрущев, 1984 и др.) показали, что профильные для пловцов аэробные и анаэробные возможности на 70 — 80% генети­чески обусловлены. И поэтому уже в ходе первичного отбора це-

лесообразно оценить самые прос­тые их показатели, как минимум, определив жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и свидетельствую­щую об устойчивости к гипоксии длительность задержки дыхания (проба Штанге).

Принципиальное значение при первичном отборе имеет оценка состояния здоровья, поскольку да­же незначительные имеющиеся отклонения могут не только вос­препятствовать успешному спор­тивному совершенствованию, но и серьезно усугубиться под влияни­ем тренировки. Привлечению ре­бенка к начальной подготовке в плавании должен предшествовать тщательный медицинский осмотр, главная задача которого — выяв­ление детей с прямыми противо­показаниями к занятиям спортом (ревматизм, диабет, бронхиальная астма и др.). В процессе медицин­ского осмотра также очень важно сопоставить паспортный и биоло­гический возраст ребенка, пос­кольку известно, что темпы поло­вого созревания могут обусловить довольно широкий, до 3 — 4 лет, ди­апазон биологического возраста детей одного паспортного возрас­та. Естественно, что дети с уско­ренным биологическим созревани­ем по большинству показателей физического развития и морфо-функциональных показателей пре­восходят детей с нормальным и тем более — с замедленным био­логическим развитием (один из примеров иллюстрирует рис. 12.1) и, если этого не учесть, можно до­пустить серьезную ошибку. Инди­видуальные особенности биологи­ческого созревания тем более важ­но учитывать в связи с тем, что высот мастерства чаще достигают пловцы, у которых наблюдалось нормальное или замедленное созревание и довольно редко те, которые отличались ускоренным. Тимакова (1998), в частности, по­казала, что среди рано выполнив­ших норматив мастера спорта более половины акселератов, в то



ГЛАВА 1 2


Наши рекомендации