Отличительные особенности программы.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Конструирование и моделирование из ткани». Направленность программы: художественная. Срок обучения 1 год. Возраст обучающихся 8-12 лет.
Рукоделие - очень увлекательное занятие. Оно позволяет создавать своими руками красочные, современные и оригинальные изделия из доступных материалов. Рукоделие, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, имеет глубокие исторические корни, национальный колорит. Необходимость сохранения этих традиций, трансформации их в современную действительность, диктуется самой жизнью. Её ускоряющийся темп оставляет мало времени на понимание и оценку красоты природы, искусства. У детей эта потребность в красоте особенно велика. Приобщить их к миру фантазии, к творчеству помогут занятия по образовательной программе «Конструирование и моделирование из ткани».
Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на прикладное художественно-эстетическое развитие и раскрытие творческого потенциала ребёнка в практической деятельности.
Новизнапрограммы заключается в комплексном подходе к изучению разных видов и техник декоративно-прикладного искусства. Программа предполагает использование в образовательном процессе возможностей предметов изучаемых в основной школе.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием количества знаний, получаемых обучающимися, и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к видам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
· Сформировать систему знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
· Ознакомить с основами материаловедения, обработки текстильных материалов, через освоение новых техник декоративно-прикладного творчества
· Обучить приемам декорирования готовых изделий;
· Формировать общую эстетическую культуру и художественный вкус, через развитие художественной инициативы и поощрение самостоятельности обучающихся в творческой деятельности.
Программа составлена на основе программ по декоративно-прикладному творчеству, общеобразовательных программ по предмету технология, с учётом опыта работы педагогов высшей категории МБУДО СЮТ «Мир рукоделия» г. Воткинска Шлыковой Н.А. и объединения «Волшебная игла» г. Тарск Петровой Л.Н.
Формы проведения занятий.
Данная программа предполагает следующие формы проведения занятий: занятие, индивидуальная работа, коллективная работа, практическое занятие, выставка в объединении, мастер-класс, тематическая мастерская.
Методы обучения. Для усвоения программы используются следующие методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (раздаточный материал, образцы работ, технологические карты) практический (самостоятельная работа, практическая работа, проектная деятельность), креативный, а также их сочетание.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, игровые технологии, проектные технологии.
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие (2ч).
Теория: Правила поведения в объединении. Знакомство с программой, планом работы и задачами объединения. Демонстрация изделий, выполненных обучающимися. Общие правила по технике безопасности. Рабочая коробка, правила её составления.
Изонить (8ч).
Теория: История возникновения изонити. ТБ при работе с иглой и ножницами. Основные элементы изонити: угол, окружность, ромб. Использование шаблонов. Оформление работ с применением бисера, стекляруса, мишуры.
Практика: отработка элемента «угол», выполнение работы из одного или двух элементов. Выполнение самостоятельной работы по выбору учащегося.
Примерные практические задания: закладка для книги, открытка, панно и т.д.
Вышивка крестом (24ч).
Теория: Художественные традиции ремёсел. Понятие о канве. Вышивальные швы: гобеленовый и шов крест. Их разновидности. Схемы вышивок.
Практика: выполнение образцов швом крест разными способами. Выбор схемы вышивки. Закрепление вышивки на основе. Оформление работы в рамку.
Примерные практические задания: Вышивание небольшого фрагмента швом крест
Вязание крючком (32ч).
Теория: Историческая справка. Национальные традиции. Инструменты и материалы, используемые при вязании крючком. Соотношение размера крючка и толщины пряжи. Приёмы вязания крючком. Основные виды петель: воздушная петля и столбик без накида.
Практика: выполнение цепочки из воздушных петель, вывязывание закладки и браслета. Изготовление картины из воздушных петель.
Примерные практические задания: закладка, браслет, картина из воздушных петель и т.д.
Вязание на спицах (28ч).
Теория: Разновидности пряжи. Виды спиц. Наборный ряд. Лицевые и изнаночные петли. Резинка. Закрепление последнего ряда.
Практика: Набор петель. Вязание образцов лицевыми и
изнаночными петлями. Вязание образца резинки.
Примерные практические задания: Изготовление шарфа, резинка для волос и т.д.
Объемная аппликация (12ч).
Теория: Технология изготовления объёмной аппликации. Портреты из ткани (весёлые лица). Способы выполнения волос из ниток, пряжи, меха. Варианты рамок.
Практика: Разработка эскизов картины, подбор необходимых материалов, изготовление выкроек отдельных частей лица, подготовка картонных основ, раскрой деталей с необходимыми припусками. Изготовление лиц из трикотажа. Закрепление лиц и одежды на основе. Окончательное оформление портрета. Мини-выставка работ.
Примерные практические задания: портрет мамы, открытка, картина и т.д.
Макраме (6ч).
Теория: Повторение одинарного и двойного плоских узлов. Узор «шахматка» из двойных плоских узлов. Приёмы плетения репсового узла. Горизонтальные и наклонные бриды.
Практика: плетение кашпо узором «шахматка» и пояса из наклонных брид.
Примерные практические задания: плетение кашпо, плетение пояса, плетение браслета и т.д.
Методическое обеспечение
№ | Раздел, тема. | Форма занятия | Дидактический материал и техническое обеспечение | Приёмы и методы | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Инструктаж, беседа. | План помещения, инструкции. | Словесный. | Опрос. | |
Изонить | Рассказ, практическая работа. | Образцы работ. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Мини-выставка. | |
Вышивка крестом | Рассказ, практическая работа. | Образцы вышивок. Книги, журналы. Схемы. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Самостоятельная работа. Групповая оценка. Мини-выставка. | |
Вязание крючком | Рассказ, практическая работа. | Образцы работ. Книги, журналы. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Самостоятельная работа. Групповая оценка. Тест. Конкурс. | |
Вязание на спицах | Рассказ, практическая работа. | Журналы. Образцы работ. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Выставка. | |
Объёмная аппликация | Рассказ, игра практическая работа. | Образцы работ. Раздаточный материал. Технологическая карта. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Практическая работа. Групповая оценка. | |
Объёмная мягкая игрушка | Рассказ, игра практическая работа. | Образцы игрушек. Раздаточный материал. Технологическая карта. Книги, журналы. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Практическая работа. Групповая оценка. | |
Макраме | Рассказ, практическая работа. | Журналы. Образцы работ. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Самостоятельная работа. Взаимооценка. | |
Заключительное занятие | Беседа. | Грамоты. | Словесный, наглядный. | Беседа. |
Литература
для педагога:
1. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: «Просвещение», 1990.
2. Костюшина З.М. Ромашка. Сборник. – М.: «Молодая гвардия», 1985.
3. Буровик К.А. Родословная вещей. – М.: «Знание», 1991.
4. Баева Т.И. Домашняя мастерская. – М.: «Легпромиздат», 1991.
5. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль:
«Академия развития», 2002.
6. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. – М: «Просвещение», 1983.
7. Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. – М: «Знание», 1991.
8. Кибалова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: «Артия», 1986.
9. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. М.: «Просвещение», 1995.
10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
11. Вышивка шёлковыми лентами: Техника, приёмы, изделия. (Энциклопедия). /Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
для обучающихся:
1. Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. - Ярославль: «Академия развития», 2000.
2. Дегтярёва Т. Дегтярёва Н. Умные поделки. - М: «Лист», 1999.
3. Докучаева С.О. Капитошка даёт уроки. – М.: «Финансы и статистика», 1997.
4. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: «Просвещение», 1992.
5. Силецкая И.Б. Мягкая игрушка. - М.: Издательство «Эксмо», 2004.
6. Энциклопедия рукоделия. Мягкая игрушка. – М.: «Рипол Классик», 2000.
7. Лущик Л.И. Оригинальная мягкая игрушка – трансформер. – М.: Эксмо,2007.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Конструирование и моделирование из ткани». Направленность программы: художественная. Срок обучения 1 год. Возраст обучающихся 8-12 лет.
Рукоделие - очень увлекательное занятие. Оно позволяет создавать своими руками красочные, современные и оригинальные изделия из доступных материалов. Рукоделие, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, имеет глубокие исторические корни, национальный колорит. Необходимость сохранения этих традиций, трансформации их в современную действительность, диктуется самой жизнью. Её ускоряющийся темп оставляет мало времени на понимание и оценку красоты природы, искусства. У детей эта потребность в красоте особенно велика. Приобщить их к миру фантазии, к творчеству помогут занятия по образовательной программе «Конструирование и моделирование из ткани».
Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на прикладное художественно-эстетическое развитие и раскрытие творческого потенциала ребёнка в практической деятельности.
Новизнапрограммы заключается в комплексном подходе к изучению разных видов и техник декоративно-прикладного искусства. Программа предполагает использование в образовательном процессе возможностей предметов изучаемых в основной школе.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием количества знаний, получаемых обучающимися, и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к видам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
· Сформировать систему знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
· Ознакомить с основами материаловедения, обработки текстильных материалов, через освоение новых техник декоративно-прикладного творчества
· Обучить приемам декорирования готовых изделий;
· Формировать общую эстетическую культуру и художественный вкус, через развитие художественной инициативы и поощрение самостоятельности обучающихся в творческой деятельности.
Программа составлена на основе программ по декоративно-прикладному творчеству, общеобразовательных программ по предмету технология, с учётом опыта работы педагогов высшей категории МБУДО СЮТ «Мир рукоделия» г. Воткинска Шлыковой Н.А. и объединения «Волшебная игла» г. Тарск Петровой Л.Н.
Отличительные особенности программы.
В основе построения программы лежат следующие принципы:
Постепенное нарастание сложности работ с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности детей, от простейших поделок (игольницы, кошельки) и игрушек к более сложным творческим работам (панно, картины).
Чередование разнообразных видов деятельности, что способствует поддержанию интереса у обучающихся, желание узнать что-то новое.
Возраст обучающихся 8-12 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.
Режим занятий. Часовая нагрузка – 144 часа, 2раз в неделю по 2 часа.
Этапы реализации программы. Этап реализации программы – базовый.
Основные разделы программы: изонить, вышивка, плетение, вязание крючком и спицами, ткачество, работа с текстильными материалами.
Структура программы – блочная.
Программа предусматривает проведение практических и теоретических занятий. Все теоретические занятия закрепляются практической деятельностью. На отдельных занятиях предусмотрена только практическая работа (выполнение творческих работ, самостоятельные задания).
Программа опирается на знания, полученные обучающимися в общеобразовательной школе. В ходе занятий заостряется внимание на безопасности выполняемых работ, на правильной организации рабочего места, экономном расходовании материалов и рациональном использовании времени занятий.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются такие педагогические принципы:
· индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
· обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности;
· создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
Обучающиеся самостоятельно разрабатывают и выполняют картины в технике изонити, вышивают крестиком салфетку, вяжут крючком сумочку и тапочки, вяжут спицами шарф, плетут кашпо, оформляют праздничные открытки, готовят самостоятельные работы к школьным выставкам.
Вариативность программы: в программу могут вноситься изменения по сокращению или увеличению объёма материала по отдельным темам, включаться дополнительные теоретические сведения и практические работы, в практической части выделен раздел практические задания – с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.
В календарно-учебном графике тематические модули могут меняться местами на усмотрение педагога.
Количество занятий и темы занятий можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание темы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.
Уровень сложности освоения программы – базовый.
Формы проведения занятий.
Данная программа предполагает следующие формы проведения занятий: занятие, индивидуальная работа, коллективная работа, практическое занятие, выставка в объединении, мастер-класс, тематическая мастерская.
Методы обучения. Для усвоения программы используются следующие методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (раздаточный материал, образцы работ, технологические карты) практический (самостоятельная работа, практическая работа, проектная деятельность), креативный, а также их сочетание.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, игровые технологии, проектные технологии.