Результаты констатирующего этапа
Контрольные тесты | Значение коэффициента усвоения проведенных знаний по пожарной безопасности | |
Группы | ||
Контрольная | Экспериментальная | |
0,60 | 0,58 | |
0,51 | 0,46 | |
0,49 | 0,48 | |
Среднее | 0,53 | 0,50 |
Таблица 3 наглядно показывает, что Куз в экспериментальной группе 0,50, а в контрольной группе – 0,53. Именно эти результаты стали отправной точкой выбора: по наименьшим значениям Куз (0,50) мы выбрали группу в качестве экспериментальной.
Рис.3 - Значение Куз на констатирующем этапе эксперимента
Полученные данные в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, стали основой следующего этапа эксперимента - формирующего.
Мы представили экспериментальную проверку эффективности разработанных нами форм организации проведенных занятий по пожарной безопасности с учащимися и педагогическим коллективом. Нами были разработаны и внедрены в практику обучения экспериментальной группы различные формы занятий.
В контрольной группе проходили занятия, на которых учащиеся и педагогический коллектив не получали никаких знаний по вопросам пожарной безопасности, но, тем не менее, в ходе эксперимента на данном этапе мы проводили контроль знаний, как в обеих группах. Контроль знаний проводился во время воспитательного процесса и количество проверки контроля знаний было 3.
Результаты проверки проведенных учений (знаний) мы наглядно представили в расположенных ниже таблице 4 и на диаграмме. Согласно вычислениям и приведенным показателям, Куз в экспериментальной группе (0,56) выше, чем в контрольной (0,53) на 0,03.
Таблица 4
Значения Куз на формирующем этапе эксперимента
Контрольные тесты | Значение коэффициента усвоения проведенных знаний по пожарной безопасности | |
Группы | ||
Контрольная | Экспериментальная | |
0,57 | 0,65 | |
0,48 | 0,48 | |
0,53 | 0,57 | |
Среднее | 0,53 | 0,56 |
Рис.4 - Значение Куз на формирующем этапе эксперимента
2.2. Инструктаж по пожарной безопасности для учащихся и педагогического коллектива
1. Общие положения инструкции по пожарной безопасности
1.1. Данная инструкция по проведению занятий пожарной безопасности разработана для всех обучающихся и педагогического коллектива Тобольского многопрофильного техникума г. Тобольска.
Она содержит общие положения проведение занятий о пожарной безопасности, требования к обучающимся и педагогического коллектива и сотрудникам по обеспечению пожарной безопасности, противопожарной защиты, меры пожарной безопасности в СПО. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут не только непосредственные виновники, но и руководитель Тобольского многопрофильного техникума и его заместители, не обеспечившие соблюдение мер пожарной безопасности.
1.2. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и тяжести последствий, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также возмещению материального ущерба.
2. Требования пожарной безопасности до начала работ
2.1. Все учащиеся и работники должны знать места нахождения первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок): в кабинетах, мастерских, актовом зале, столовой, учебных блоках, коридорах, холлах, в комнате сторожей, на вахте у дежурного вахтера. Должны изучить, знать инструкцию по пожарной безопасности и строго соблюдать ее.
2.2. Пожарные щиты расположены в здании СПО, учебных мастерских, на лестничной клетке.
2.3. Перед началом работы работник СПО должен убедиться в наличии всех первичных средств пожаротушения. Знать и уметь воспользоваться ими.
2.4. Должностные лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, должны обеспечить сотрудников СПО учащихся и педагогического коллектива информацией (схемами) об эвакуационных путях с указанием местонахождения первичных средств пожаротушения. Схемы и планы эвакуации с указанием мест нахождения огнетушителей, аптечек, телефона должны быть вывешены на путях эвакуации. Работник СПО обязан ознакомиться с данной информацией для принятия быстрых и четких действий при возникновении пожара.
3. Требования противопожарной безопасности во время учебных занятий, выполнения работ
3.1. Все без исключения работники должны соблюдать противопожарный режим.
Противопожарный режим включает: обязательное выполнение правил поведения на рабочем месте; правильное хранение всех видов материалов; соблюдение технических правил эксплуатации приборов, устройств и оборудования.
3.2. Каждый работник должен знать и помнить, что с огнём надо обращаться осторожно. Курить в здании и на территории учебного заведения запрещается.
3.3. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы должны быть всегда свободными и ничем не загромождаться, так как являются непосредственными путями эвакуации учащихся и сотрудников.
3.4. Не допускается даже временное загромождение путей эвакуации.
3.5. Необходимо следить за тем, чтобы в кабинете обслуживающего труда включенные утюги, а в кабинете кулинарии – электроплиты не оставляли без присмотра. Не включали в помещениях нагревательные электрические приборы (камины, кипятильники, электрочайники).
3.6. Большую пожарную опасность представляют вытяжные вентиляционные установки и шахты, в которых может скапливаться большое количество горючей пыли. Поэтому необходимо четко выполнять графики по профилактике технического состояния и чистоты вентиляционных шахт естественной и принудительной вентиляции.
3.7. Категорически запрещается использовать противопожарный инвентарь на иные хозяйственные нужды.
4. Требования пожарной безопасности по окончании работ
4.1. Ежедневно перед закрытием помещения (класса, кабинета, мастерской, склада) ответственные лица должны внимательно проверить рабочие места и оборудование. Помещения в школе закрывают и сдают под охрану лишь после того, как осмотром установлено, что отсутствует угроза возникновения пожара.
4.2. При проверке учебных кабинетов, иных помещений нужно убедиться, что выключены свет, электроприборы и электрооборудование обесточены (выключены из розеток), обесточены электрические сети, убран из кабинета мусор, выключены приточно-вытяжные вентиляционные установки; отсутствует в помещении запах гари, дыма и т.д. Проходы, выходы и подходы к средствам пожаротушения должны быть свободны и не загромождены.
5. Требования пожарной безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При возникновении пожара (возгорания, задымления), первый, заметивший его, должен немедленно подать сигнал пожарной тревоги. Для этого в каждом учебном блоке на стене, на лестничной площадке на стене находятся специальные кнопки экстренного включения тревожного сигнала. Также, в радиорубке находится система оповещения о возникшем пожаре и необходимой эвакуации, которую необходимо включить, нажав красную кнопку «Пожар». При необходимости можно скорректировать действия эвакуирующихся по микрофону с помощью системы радиооповещения.
5.2. Необходимо сообщить о случившемся директору, дежурному администратору и вызвать пожарную охрану по телефону 101. Соединившись с пожарной командой, необходимо чётким голосом сообщить о том, где возник пожар, что горит и кто сообщает о пожаре. Телефонную трубку можно повесить только тогда, когда сообщающий человек о пожаре получит подтверждение от принимающего сообщение о правильности приёма и о выезде на место пожара пожарной команды МЧС.
5.3. Независимо от вызова сотрудников МЧС, при возникновении пожара, ответственный за пожарную безопасность в школе немедленно принимает меры к организованной эвакуации людей из опасной зоны пожара и организует тушение пожара первичными средствами пожаротушения.
5.4. При работе по тушению пожара в задымлённых кабинетах необходимо принимать меры предосторожности, чтобы не получить отравление в дыму окисью углерода и другими токсичными газами.
5.5. Тушение пожара в зоне высоких температур должна быть кратковременной во избежание теплового удара и ожога лёгких.
5.6. Электрические сети, напряжением выше 36 В, в зоне пожара и задымления обесточиваются.
5.7. По прибытию пожарной команды МЧС руководителем тушения пожара автоматически становится начальник прибывшего подразделения и все поступают в его распоряжение.
2.3 Разработка урока «Пожарная безопасность с учащимися и педагогическим коллективом»
Цели:
1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения с учащимися и педагогическим коллективом в условиях пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди учащихся и педагогического коллектива.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело
II. Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.
III. Основная часть урока.
1.Исторический экскурс.
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь - враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.
2.Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар?
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Учащиеся и педагогический коллектив за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3.Правила пожарной безопасности.
Чтобы у нас не случилось вот так необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действия.
Что делать в случае пожара в средне профессиональном образовании. Так как в СПО находится много учащихся и педагогов, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение.
Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому учащемуся и работнику, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания.
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто проводятся учебные эвакуации. Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
- главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех учащихся и педагогов, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
- если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
- если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
- на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди
4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.
В учебных группах СПО пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты.
Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.
5.Практическая часть – надевание противогаза.
Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.
6. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку.
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
7.Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая помощь.
Консультация медицинского работника.
8. Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.
Консультация медицинского работника.
IV. Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в СПО не случится.
Из вышеперечисленного сделаем вывод что, ожидаемыми конечными результатами и показателями социально-экономической эффективности реализации мероприятий по пожарной безопасности в СПО г.Тобольска в рамках использования комплексного подхода 2016 г. являются повышение безопасности, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе значительной части государственных расходов.
Таким образом, в г.Тобольск, за период с 2014 - 2016 гг было зафиксировано общее снижение количества пожаров в СПО. Наиболее часто за 2014 - 2016 гг пожары фиксировались, что вызвано недостаточным материальным обеспечением пожарной безопасности в данных СПО.
Подводя итог исследовательской работе, можно сделать следующие выводы:
1. Что мнения по проведению учения (занятий) учащихся и педагогов разделились: 85% из опрошенных считает, что во время нахождения все же необходимо учиться навыкам безопасного поведения, 15% - уверяют, что это вовсе необязательно.
2. Чуть меньше половины участников (40%) считают, что можно и нужно, уделять больше внимания на проведение учения занятиях в Тобольском многопрофильном техникуме вопросам безопасности, 8% - затруднились дать ответ, а 52 % респондентов ответили категорическим – «нет».
На следующий вопрос предложенной анкеты о необходимости во время нахождения в СПО учиться навыкам пожарной безопасности поведения положительно ответили 85% респондентов.
Опрос показал, 60% что учащимся и педагогам нравится проведение учения занятия, на которых их учат правилам пожарной безопасности при различных ситуациях.
Данное исследование не исчерпывает проблемы, связанной с безопасным воспитанием и открывает перспективы для выявления условий, обеспечивающих преемственность при проведения учений пожарной безопасности в Тобольском многопрофильном техникуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по теме особенности организация по проведению учения мероприятий пожарной безопасности с участием учащихся и педагогического коллектива позволило определить чтопожарная безопасность в СПО достигается посредством установления пожарной сигнализации. Системы пожарной сигнализации представляют собой комплекс технических средств, служащих для своевременного обнаружения возгорания в помещениях.
Основным направлением в организации проведения учения по пожарной безопасности с учащимися и педагогическим коллективом является противопожарная профилактика, которая включает в себя: планирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение рейдов по проверке противопожарного состояния помещений и территории СПО, разработку локальных актов, пропаганду пожарной безопасности и тому подобное.
В каждом средне профессиональном образовании СПО должна быть обеспечена пожарная безопасность работников и обучающихся.
Все учащиеся и работники СПО должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при выполнении должностных обязанностей проходить обучение по пожарной безопасности.
Все учащиеся и педагогический коллектив обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
Ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений и всего электрохозяйства в СПО определяет руководитель.
Лица, виновные в нарушении действующих правил пожарной безопасности, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя и должностных лиц в СПО.
Приказом руководителя должен быть установлен противопожарный режим, в т. ч.:
- определены и оборудованы места для курения;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
- разработан схематический план эвакуации учащихся и педагогического коллектива при пожаре, в соответствии с которым не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников и обучающихся. Для СПО с ночным пребыванием обучающихся в плане должны предусматриваться 2 варианта действий: в дневное и ночное время.
Ожидаемыми конечными результатами и показателями социально-экономической эффективности реализации мероприятий по пожарной безопасности в СПО г.Тобольска в рамках использования комплексного подхода 2016 г. являются повышение безопасности, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе значительной части государственных расходов.
Таким образом, в г.Тобольск, за период с 2014 - 2016 гг было зафиксировано общее снижение количества пожаров в СПО. Наиболее часто за 2014 - 2016 гг пожары фиксировались, что вызвано недостаточным материальным обеспечением пожарной безопасности в данных СПО.
Подводя итог исследовательской работе, можно сделать следующие выводы:
1. Что мнения по проведению учения (занятий) учащихся и педагогов разделились: 85% из опрошенных считает, что во время нахождения все же необходимо учиться навыкам безопасного поведения, 15% - уверяют, что это вовсе необязательно.
2. Чуть меньше половины участников (40%) считают, что можно и нужно, уделять больше внимания на проведение учения занятиях в Тобольском многопрофильном техникуме вопросам безопасности, 8% - затруднились дать ответ, а 52 % респондентов ответили категорическим – «нет».
На следующий вопрос предложенной анкеты о необходимости во время нахождения в СПО учиться навыкам пожарной безопасности поведения положительно ответили 85% респондентов.
Опрос показал, 60% что учащимся и педагогам нравится проведение учения занятия, на которых их учат правилам пожарной безопасности при различных ситуациях.
Данное исследование не исчерпывает проблемы, связанной с безопасным воспитанием и открывает перспективы для выявления условий, обеспечивающих преемственность при проведения учений пожарной безопасности в Тобольском многопрофильном техникуме.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ
КР– конечный результат
ПЖ –пожарная безопасность
ПУ –проведение учений (занятия)
СПО –средне профессиональное образование
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова В.Ю. Модель методики работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся и педагогического коллектива по пожарной безопасности [Текст]/ В.Ю. Абрамова, И.С. Елизарова // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – М.: Молодой учёный- 2015. – № 5 (85). – С. 423–427.
2. Ананьев Б.Г. Особенности проведение учений по пожарной безопасности [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф.Рыбалко. – 3–3 изд. – М.: Просвещение, 2014. – 133 с.
3. Анастази А.Б. Проведение учения по пожарной безопасности с учащимися и пед коллективом [Текст]/ А.Б. Анастази. – 3–5 из-дие, стереотипн. – М.: Педагогика, 2014. – 323 с.
4. Антюхин Э.Г. Развитие проведение учение по пожарной безопасности [Текст]/ Э.Г. Антюхин М.Б. Сулла. – М.: Дашков и К, 2015. – 235 с.
5. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть страх при пожаре в СПО [Текст]/А.Ф. Ануфриев С.Н. – М.: Ось –2015. – 272 с.
6. Артёмов А.К. Теоретические основы методики обучения ОБЖ в СПО по пожарной безопасности [Текст]/ А.К. Артемов: Пособие для студентов факультета подготовки учителей. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 224 с.
7. Баканова И.С. Разработка урока по пожарной безопасности в спо [Текст]/ И.С. Баканова // ОБЖ в СПО. – 2014. – №3. – С. 18–25.
8. Биткова О.В. Инновации в работе по пожарной безопасности с учащимися и педагогическим коллективом [Текст] [Текст]/ О.В. Биткова // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно–практической конференции 20–21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск, 2011. – 317 с.
9. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям пожарной безопасности и потребности к самообразованию [Текст]/ В.Б. Бондаревский.–М.: Просвещение, 2014. – 325 с.
10. Володин, Л.С. Инструкция по проведению учения пожарной безопасности в спо [Текст]/ Л.С.Володин. – 3–е издание. – М.: Просвещение, 2014. – 573 с.
11. Гаткин Е.Я. Безопасность в спо [Текст]/ Е.Я. Гаткин.– М.: Лист, 2013. – 325 с.
12. Глинская Е. А. Организация пожарной безопасности в спо [Текст]/ Е.А. Глинская С.В. Титова. – 3–е изд. – Тула: Инфо, 2014. – 44 с.
13. Горберг Г.С. Информационные технологии по пожарной безопасности [Текст]/ Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия, 2014. – 231 с.
14. Гостев В.С. Организация пожарной безопасности с учащимисмя и пед коллективом [Текст]/В.С.Гостев: Метод, указания. СПб.: Изд–во СПбГУ, 2014. – 211 с.
15. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет по пожарной безопасности как интегрированная система [Текст]/Д.Я. Данилюк // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 24–28.
16. Дерябо С.Д. Проведение учения по пожарной безопасности в спо [Текст]/ С.Д. Дерябло В.А. Ясвин. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2009. – 233 с.
17. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов СПО [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2014. – 464 с.
18. Ейбоженко О.В. Проведенные занятия по пожарной безопасности в спо [Текст]/ О.В. Ейбоженко// Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск, 2014. – № 6. – С. 154–159.
19. Емельянов В.М. Развитие проведенных учений по пожарной безопасности с учащимися и пед коллективом [Текст]/ В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов. – М.: Академический проспект, 2014. – 246 с.
20. Жигачева Л.В. Инструкция по пожарной безопасности в спо [Текст]/ Л.В. Жигачева. – М.: Народное образование, 2013. – 56 с.
21. Забрамная С.Д. Развивающие занятия по пожарной безопасности в спо [Текст]/ С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова // Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «ОБЖ». – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
22. Зайцев О.С. Перспективы проведения учения по пожарной безопасности в спо [Текст]/ О.С. Зайцев // Библиотечка журнала «ОБЖ».– М.: ИЦ–Ред. «ОБЖ», 2012. – 155 с.
23. Зиновьева Э.Н. Пожарная безопасность в спо [Текст]/ Э.Н. Зиновьева, Н.М. Киршин. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2014. – 329 с.
24. Касмалиева А.С. О модели учебно–воспитательного процесса, направленной на повышение интереса учащихся и педагогического коллектива по проведению к занятиям по пожарной безопасности [Текст]/ А.С.Касмалиева, Д.О. Абдырахманова, Л.И. Губанова // Наука, новые технологии и инновации. – Бишкек: Наука и новые технологии, 2016. – № 4. – С. 189–192.
25. Кирин Б.Ф. Пожарная безопасность и ее требования в спо [Текст]/ Б.Ф. Кирин. – М.: Изд–во Моск. госуд. горн, ун–та, 2014. – 134 с.
26. Корнилов И.С. Организация проведение учения по пожарной безопасности [Текст]/ И.С. Кон. – 2–2 изд., стереотин. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
27. Корнилов К.В. Методика обучения ОБЖ [Текст]/ К.В. Корнилов.– СПб.: Изд. НИИ, 2014. – 233 c.
28. Косарев И.С. Концепция обучения проведенных занятий [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // Режим доступа: http : // www. school4–perm.narod / kis. htm. –(дата обращения: 24.02.2017)
29. Криволапова Е.В. Разработка урока занятий по пожарной безасности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113–115.
30. Кузнецова Н.В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие [Текст]/ Н.В. Кузнецова. – М.: Директ–Медиа, 2016. – 253 с.
31. Кунгурова Н.Д. Проблемы организации и проведения уроков по пожарной безопасности [Текст]/ Н.Д. Кунгурова, М.А., Чепурная // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – № 5. – С.53 – 55.
32. Ланина И.Я. Развитие интереса занятий по пожарной безопасности / И.Я. Ланина. – М.: Просвещение, 2012. – 134 с.
33. Лишин О.В. Пожарная безопасность [Текст] / О.В. Лишин: Учебное пособие для спо.– М.: Институт практической БЖД, 2014. – 344 с.
34. Логвиненко А.Д. Организация методическое пособие для студентов факультетов по пожарной безопасности [Текст] / под ред. А.Д. Логвиненко. – М.: Изд–во МГУ, 2014.
35. Лук А. И. Пожарная безопасность [Текст]/А.И. Лук. – 2–е изд, стереотипн. – М.: Политиздат, 2015. – 178 с.
36. Лук А.Н. Пожарная безопасность [Текст]/ А.И. Лук.– М.: Наука, 2015. – 178 с.
37. Маслов Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/ Г.А. Маслов // Учебное пособие для 11 класса. – Барнаул: АО «Полиграфист», 2014. – 243 с.
38. Мастрюков Б.С. Система проведение занятий пожарной безопасности [Текст]/ Б.С. Мастрюков.– М.: Академия, 2014. – 211 с.
39. Минюрова С.А. Развитие проведение занятий по пожарной безопасности [Текст]/ С.А. Минюрова. – М., Психологический центр, 2014. – 128 с.
40. Мошкин В.Н. Безопасность учащихся и пед коллективом [Текст]/ В.Н. Мошкин. – Барнаул: АГИК, 2014. – 203 с.
41. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и пожарной безопасности [Текст]/ В.Н. Мошкин.– Барнаул: АОА «Алтайский полиграфический комбинат», 2014. – 144 с.
42. Мошкин В.Н. Подготовка проведение занятий по пожарной безопасности [Текст]/ В.Н. Мошкин.– Барнаул: АГИК, 2014. – 134 с.
43. Мошнина Т.В. Пожарная безопасность [Текст]/ Т.В. Мошнина // ОБЖ в школе. – 2015. – № 4. – С. 33–36
44. Осин А.В Создание учебных материалов нового поколения [Текст]/А.В. Осин // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» – М.: Просвещение. – 2013. – №2.– С15–25.
45. Панюшева И.В. Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла во внеурочной деятельности учащихся и пед коллектива по пожарной безопасности [Текст]/ И.В. Панюшева // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение. – Самара: ПГСПА, 2014. – С. 66–70.
ПРИЛОЖЕНИЕ