Ход и результаты констатирующего этапа эксперимента

Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.

Исследование познавательных возможностей на уроке технологии проведено на базе вторых классов школы

Исходя из теоретических данных, цели и задач исследования нами были намечена и реализована следующая цель эксперимента: выявить уровень сформированности умений у детей младшего школьного возраста, используя метод моделирования, получить базовые данные для разработки и организации формирующего эксперимента.

По следующим критериям:

Высокий уровень – ребенок создает разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе различных средств выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. В целях передачи формы при выполнении разметки карандашом регулирует нажим, умеет осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм; умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения точно, не искажает форму, линии среза четкие, без зазубрин, умеет ориентироваться в пространстве листа, использует цвета с целью передачи оттенков, умеет соблюдать пропорции между изображаемыми предметами (30 – 36 баллов).

Средний уровень – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. Умеет регулировать нажим; умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения, частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины; ориентирует изображение на одной линии, соотносит цвета с содержанием изображения без передачи оттенков, соблюдает пропорции отдельных предметов, выделяет фигуру и фон (20 - 29баллов).

Низкий уровень – ребенок не может создать художественный образ. Не умеет регулировать нажим, не может осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезает детали и изображения не точно, искажает форму, линии среза не четкие, с зазубринами; отсутствует ориентировка изображения на листе, цвет не соответствует содержанию изображения, пропорции не соблюдает (изображение на плоскости) (12 – 19 баллов).

В исследовании была использована система бальных оценок, где выполнение каждого диагностического задания оценивалось следующим образом:

3 балла – соответствует высокому уровню выполнения работы.

2 балла – соответствует среднему уровню, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с одной - двумя ошибками или с помощью взрослого.

1 балл – соответствует низкому уровню, ребенок допускает ошибки, не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями, помощь воспитателя не помогает.

Все оценки показателей по каждому критерию у каждого ребенка суммируются. Число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок.

На основе набранной суммы мы дифференцировали детей по уровням сформированности умений.

Для получения данных об исходном уровне сформированности умений младших школьников на констатирующем этапе эксперимента был использован следующий проект:

«Создание объемных моделей на основе преобразования геометрических тел»

Работа над проектом будет состоять из нескольких этапов:

1 – й этап. Проектирование. Выбрать каждой группе главного архитектора и нарисовать план замка. Распределить конструктивные элементы по количеству участников (например 1-й делает башню, 2-й - участок стены и т.д.).

2-й этап: Подготовка рабочих чертежей. Каждый выполняет чертежи своих деталей.

3-й этап. Подготовка отделочных материалов. Изготовление рельефной бумаги для оформления крыш и стен.

4- й этап. Вырезание, склеивание деталей и отделка. Сборка готового замка в соответствии с планом.

Полученные в констатирующем эксперименте результаты по экспериментальной и контрольной группах по каждому критерию на рисунке 1.

Ход и результаты констатирующего этапа эксперимента - student2.ru

Рис. 1 Уровни сформированности умений у детей в ЭГ и КГ (констатирующий эксперимент)

На рисунке 1 видно, что высокий уровень сформированности умений у детей младшего школьного возраста в КГ показало 7 детей, а в ЭК - 4 ребенка. Дети в своих работах создают разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности (Даша Б. - КГ, Аня Т., Андрей К., Маша Ф. – ЭГ.в целях передачи изображения карандашом регулируют нажим, осуществляют движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм (Аня Т., Андрей К., Маша Ф.), .вырезают детали и изображения точно, не искажают форму, линии среза четкие, без зазубрин (Катя В., Аня В., Настя Т. – КГ, Аня Т., Никита Г. Андрей К. Саша У. – ЭГ), хорошо ориентируются в пространстве листа, соблюдают пропорции между изображаемыми предметами.

60% из КГ и 40% из ЭГ продемонстрировали средний уровень сформированности умений. Данные дети пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; регулируют нажим, вырезают детали и изображения частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины, ориентируют изображение на одной линии (Полина А., Денис С., Кирилл П. Кирилл Ч., Роман Е.), соотносят цвета с содержанием изображения без передачи оттенков (Милана П., Олеся Е., Лиза М., Максим Ж., Вика Е.) соблюдают пропорции отдельных предметов, выделяют фигуру и фон.

20% ребенка из КГ и 7 детей 35% из ЭГ показали низкий уровень сформированности умений в аппликации. Эти дети отличались тем, что не могли создать художественный образ. Не умели регулировать нажим, не осуществляли движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезали детали и изображения не точно, искажали форму, линии среза не четкие, с зазубринами (Владик А., Олеся Е., Рома Е., Рома А. – КГ, Даша Б., Кирилл Ч.. Андрей М., Влад А. – ЭГ), отсутствовала ориентировка изображения на листе, цвет не соответствовал содержанию изображения, пропорции не соблюдались (изображение на плоскости).

В ходе проведения занятий велось наблюдение за деятельностью детей, фиксировались затруднения при выполнении изображений.

Хочется отметить, что именно те дети, у которых технические умения были недостаточно сформированы (КГ – Влад А., Рома А.; ЭГ – Вика Е., Даша Б., Лиза М.) не смогли в полной мере передать художественный образ.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности умений у детей младшего школьного возраста показала что, высокий уровень в группах, составляет 20% и 25% от общего количества детей, средний уровень составляет 60% и 40%, а низкий уровень имеют 20% и 35% от общего количества детей. Эти результаты указывают на необходимость дальнейшей работы с детьми направленной на формирование их умений.

Обобщение количественных и качественных показателей, позволило определить уровни сформированности умений у младших школьников в ЭГ и КГ. Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень в данных группах почти одинаков 25 и 20 % соответственно. В ЭГ показатель низкого уровня 35%, выше, чем в КГ 20%.

Учащиеся выполняют свои конструкции и склеивают все части между собой. Сравнивается полученный результат с запланированным. Учащиеся делятся мнениями о том, что получилось, что не получилось и почему, чье решение больше понравилось, над чем нужно еще поработать.

Полученные в констатирующем эксперименте результаты по экспериментальной и контрольной группах по каждому критерию получились следующие: высокий уровень сформированности умений у детей младшего школьного возраста в КГ показало 8 детей, а в ЭК - 6 ребенка.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности умений у детей младшего школьного возраста показала что, высокий уровень в группах, составляет 30% и 35% от общего количества детей, средний уровень составляет 70% и 30%, а низкий уровень имеют 10% и 25% от общего количества детей. Эти результаты указывают на необходимость дальнейшей работы с детьми направленной на формирование их умений.

Продукт проекта двух классов отражен в приложении 2.

Наши рекомендации