Результаты повторного констатирующего эксперимента

Результаты контрольного этапа по тестовой методике экспресс-диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой исследования были отображены нами в прил. 4. (табл. 4)

В результате исследования на контрольном этапе результаты развития речи возросли у всех испытуемых на величину около 10%. При этом практически у всех испытуемых возросли уровни развития речи. В этот раз II уровень показали только 2 испытуемых, в то время как III уровень был показан 8 испытуемыми детьми с ОНР.

В результате подробного анализа результатов получено улучшение показателей развития навыков пересказа. I уровень был показан 1 испытуемым против 3 испытуемых на констатирующем этапе, II уровень не был показан никем против 4 испытуемых на констатирующем этапе исследования, III уровень был показан 3 испытуемыми против 2 испытуемых на констатирующем этапе, IV уровень был показан 6 испытуемыми против 1 испытуемого на констатирующем этапе исследования (прил.4, рис.3).

В результате оценки развития навыков пересказа обнаружено улучшение показателей по всем исследуемым параметрам.

Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана – поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня. Цель исследования достигнута, задачи решены.

Выводы по главе III

В ходе формирующего эксперимента сформулированы методические приемы по развитию навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня: - развитие навыков пересказа должно начинаться с развития лексико-грамматического строя речи, ориентировке во времени и пространстве, плавно включая элементы по развитию связной речи; развитие навыков пересказа для облегчения процесса необходимо проводить следующим образом: сначала учить детей пересказывать предложения по картинкам, и только затем целые тексты; в процессе развития навыков пересказа необходимо использовать вопросно-ответную форму.

Заключение

ОНР представляет собой сложные расстройства речи, которые сопровождаются нарушением формирования всех звуковых и смысловых компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи является очень серьезным препятствием в обучении детей, как на начальном этапе обучения в школе, так и в дальнейшей жизни.

В результате проведения теоретического анализа нами было выяснено, что наиболее эффективным подходом в формировании навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи, наиболее эффективной является организация поэтапной работой, которая начинается с небольших пересказов с помощью взрослого, затем продолжается с прохождением этапа пересказа с опорой на наглядный материал и заканчивается пересказом средних и объемных текстов без помощи.

Практическое исследование было проведено в 2016 году. В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Формирующий эксперимент продолжался в течение 12 недель.

Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана – поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня. Цель исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин ­­– М.: Медицина, 1975. – 447 с.

2. Аскерова, И. В. Виды продуктивной деятельности - эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР (младший и средний возраст) / И. В. Аксенова // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 44-47

3. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие: доп. М-вом образования РФ / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 4-е изд. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.

4. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специализированном детском саду / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1987. — с.71–108

5. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия. – 2006. – №2. – С. 57-68

6. Шиян, Л. И. Профилактика и коррекция нарушений личностного развития детей с ОНР / Л. И. Шиян // Дошкольная педагогика. – 2008. – №3. – С. 49-54.

7. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – М.,1989. – 115 с.

Приложение 1

Наши рекомендации