Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Прежде всего, ведущему (-щим) необходимо представиться. Желательно, чтобы вы не ограничивались фразой «Меня зовут…». Несколько слов о себе будут вполне уместными.

Я рад(-а) приветствовать вас на наших тренингах! Надеюсь, что они окажутся для вас интересными и полезными. Я хочу, чтобы на сегодняшнем занятии вы получили представление о том, каким будет наш курс, как будут строиться наши занятия и какие темы в него войдут. А ещё нам всем обязательно нужно познакомиться. Я думаю, что скучать мы сегодня не будем!

Любой тренинг начинается с разминки. Это необходимо, чтобы мы раскрепостились, забыли о своих проблемах и приготовились узнать что-то новое – интересное и одновременно полезное для себя.

Итак, давайте разомнёмся.

Упражнение – разминка «Те, кто»

Пояснение: Выбирается один доброволец. Остальные садятся в круг на стулья. Все сидят в кругу, кроме одного участника, который стоит центре. Для него стула нет.

Инструкция: Сейчас нашдоброволец, стоящий в центре, должен будет произнести фразу: «Поменяйтесь, пожалуйста, местами те, кто …» и добавит какой-либо признак, например, «… кто пришел сегодня в джинсах». Те ребята, у кого этот признак есть, должны будут поменяться местами, а наш доброволец должен занять любой из освободившихся стульев, пока те будут меняться местами. Соответственно, тот, кто останется без стула становится новым водящим. Признаки могут быть различными: как внешними («у кого есть красный цвет в одежде», «у кого есть домашние животные»), так и отражающими черты личности («кто любит математику») или ваши действия («кто сегодня не завтракал»). В общем, можно называть все, на что хватит вашей фантазии. Очень важно, чтобы признак как минимум у двух человек в кругу, иначе это будет «подставой» для сидящего участника. (Ведущий должен за этим помогать). Рекомендую каждому заранее подумать, что он скажет, когда окажется в центре круга. Это сделает игру более динамичной и интересной. Ну что, все понятно? Тогда начнём.

Комментарий:

1.Ведущий тоже участвует в игре наравне со всеми.

2.Лучше, чтобы сначала признаки были внешними, а как только ведущий увидит, что все в разминке активны и затруднений с внешними признаками нет, то можно перейти к внутренним, которые не видны. Самым сложным и, пожалуй, интересным для ведущего может быть этап, когда признаками будут черты характера, эмоции и чувства – то, что находится в глубине человека. Например, «те, кто веселый …»; «Те, кто грустный…»; «Те, кто чувствует напряженность» и т.д.

3.Очень важно помочь тем, кто, выйдя в круг, долго стоит и думает над признаком. В этом случае нужно подбодрить участников. Можно сказать: «Посмотри на нас, что видишь, то и говори». Желательно, чтобы участник придумал сам признак.

4.Это упражнение-разминка становится интересной тогда, когда проходит очень динамично. Для этого надо, чтобы участник, который вышел в круг, сразу сказал свой признак, а пауза была бы минимальной, даже если остальные участники только что заняли свои места. Только в момент «хаоса и неразберихи» эта игра становится азартной и интересной для участников. Нужно чтобы они «побегали» и «подрались» за стулья. Особенно это важно на первом занятии. После такой разминки все чувствуют себя уже знакомыми.

5.Даже если это упражнение известно кому-то из группы, оно все равно вызывает интерес. В дальнейшем на занятиях или в паузах перед занятиями вы можете привести его еще несколько раз. Но! Не слишком часто, т.к. важно, чтобы были и другие динамичные игры-разминки.

Анализ упражнения: Это разминочное упражнение, поэтому анализа не требует. В крайнем случае, можно произнести что-то вроде этого:

Ну, как? Вам понравилось упражнение? Выслушайте отдельные ответы участников. По-моему, было весело! Вы молодцы! У нас сегодня будет еще много интересных заданий. Далее можно перейти к следующему упражнению.

Но сначала давайте все-таки познакомимся друг с другом…

Обсуждение правил группы

Давайте узнаем, что такое тренинг:

§ Прежде всего, это не урок. Мы не сидим здесь с вами за партами, как вы видите, а я не учитель. Мы сидим с вами в кругу. Это нужно для того, чтобы все видели друг друга и все были равны.

§ Я уважаю ваше мнение, а вы – мое и друг друга.

§ На тренинге основная форма работы – это интерактивные упражнения. Мы здесь получаем знания и тренируем какие-то важные навыки и умения. Слово «тренинг» – родственное слову «тренировка». Но иногда важная информация будет преподноситься и в форме беседы.

Кроме того, тренинг – это интересно. Можно даже смело сказать, что все школьные уроки должны проводиться в этой форме. На тренинге можно многое, чего нельзя на обычном уроке в школе, но и здесь есть свои правила: (по ходу обсуждения правила записываются на доске или ватмане)

1. Не опаздывать.

2. Каждый имеет право высказывать собственное мнение.

3. Не перебивать друг друга, уважать мнения других.

4. Быть активными, стараться проявлять себя.

5. Говорить только от своего имени.

6. Хранить чужие секреты и не выносить информацию о другом человеке за пределы этого помещения.

7. На время тренинга выключать звук у мобильных телефонов. Давайте это сейчас и сделаем.

Попросите участников дополнить этот список своими правилами, если они хотят. После того, как все правила записаны на доске или ватмане, ребята в знак того, что они с ними согласны, под ними поставят свои подписи.

Введение в программу

Итак, зачем мы здесь все-таки собрались? Чему будут посвящены наши тренинги?

Знаете, возраст 14-17 лет – самый интересный в жизни. Мы чувствуем себя взрослыми и свободными. Нам хочется испытать себя. Нам хочется узнать о себе как можно больше. Какой я на самом деле, и каким меня видят окружающие? Как я поступлю в сложной ситуации? Именно об этом – наши тренинги.

Сейчас на плакате вы видите список вопросов. (Плакат нужно подготовить заранее). Эти вопросы очень разные. Я прошу вас внимательно прочитать вопросы, а затем подойти к плакату и отметить «плюсами» те из них, на которые вы хотели бы получить ответы.

Мне было бы интересно узнать ответы на эти вопросы:

§ Что юношам нравится в девушках, а девушках – в юношах?

§ Как сделать, чтобы тобой не манипулировали?

§ Как выйти из конфликтной ситуации победителем?

§ Что такое безопасное сексуальное поведение?

§ Что такое толерантность, и, причем здесь я?

§ Как остаться спокойным, когда тебя разрывает от злости?

§ Как научиться определять, правду тебе говорят или «вешают лапшу на уши»?

§ Как сэкономить 33 тысячи рублей в год?

§ Под какие вещи могут быть замаскированы наркотики?

§ Что такое кризис и можно ли с ним справиться?

§ Как сказать «Нет!», когда на тебя давят?

§ Как научиться понимать, что именно я чувствую?

§ Правда ли, что если сейчас спланировать будущее, то оно таким и будет?

Спасибо! Мы видим, что есть вопросы – рекордсмены, а есть те, которые заинтересовали только нескольких из вас.

Вы уже, наверное, догадались, что ответы на эти вопросы мы с вами получим на разных тренингах нашей программы. Нет, я не буду читать вам нудные лекции о том, что пить и курить – плохо, а заниматься спортом – хорошо. Мы вместе будем играть в ролевые игры, проводить мозговые штурмы и другие упражнения. Все это нам поможет разобраться в себе и в окружающих. Поможет нам стать увереннее, самостоятельнее и свободнее. А все решения каждый будет принимать сам. Все как в жизни.

Давайте сделаем последнее на сегодняшнем занятии упражнение.

Упражнение «Блюдо»

Пояснение: Это упражнение позволяет участникам тренинга задуматься над тем, что они подразумевают под разными словами, в том числе и под словом «здоровье». Эта информация также полезна и для ведущего.

Разделите группу на 3 подгруппы и раздайте каждой по чистому листу и ручке (участникам может понадобиться больше листов и, возможно, цветные карандаши или фломастеры).

Инструкция:Сейчас каждая из подгрупп должна будет почувствовать себя поварами и составить рецепты 3-х разных блюд. Первая подгруппа будет составлять рецепт дружбы, вторая – рецепт успеха, третья – рецепт здоровья. Ингредиентами этого блюда будут не продукты питания, а то, что вы сами придумаете. На все это у вас есть 10 минут. Постарайтесь сделать свое блюдо оригинальным и необычным. В конце мы подведем итог и познакомимся со всеми тремя рецептами. Перед тем, как вы приступите к заданию, я прочитаю вам один рецепт, который, я думаю, разбудит вашу творческую мысль.

Рецепт любви:500 гр. страсти, 300 гр. влюбленности, 100 гр. дружбы и уважения, добавить 50 поцелуев и 10 объятий по вкусу. Все это приправить терпением и оставить в теплом уголке вашего сердца. Блюдо должно настояться. Подавать горячим!

После того, как рецепты написаны, каждая группа представляет свой рецепт.

Анализ упражнения:Обсудите вопросы:

§ Что вы считаете ингредиентом в блюде «Дружба»? Почему?

§ А в блюде «Успех»? Почему?

§ А в блюде «Здоровье»? Почему?

§ Какой рецепт, как вы думаете, было составлять труднее всего? Почему?

§ Чей рецепт вам понравился больше всего?

Выслушайте ответы участников. После обсуждения поаплодируйте друг другу.

Выводы:Главный принцип нашей программы, мне кажется, вы уже отлично освоили. Это принцип активного участия. На наших тренингах мы будем многому учиться. И вы, и я. Ученые давно заметили, что новую информацию мы усваиваем по-разному:

10 % 20% 30% 50% 80% 90%
– когда читаем, – когда слушаем, – когда видим, – когда видим и слышим, – когда говорим, – когда говорим и делаем.

Давайте на наших занятиях смотреть и слушать, но главное – говорить и делать!

Полный курс нашей программы состоит из 17 занятий. Плюс первое (сегодня) и последнее (заключительное) занятия. Продолжительность каждого занятия – около двух часов.

Завершите занятие традиционными блоками:

Рефлексия всего занятия    
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?   5-10 мин Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

Итоговый вывод:

Сегодня было очень важное занятие: ведь оно ПЕРВОЕ! Мы познакомились, многое узнали друг о друге и о том, чем мы будем заниматься дальше и каким образом. Хочу сказать, что мне сегодня было очень интересно, я давно не встречал(а) такого количества ярких личностей, собравшихся в одном месте. С сегодняшнего дня мы с вами – одна команда. Каждый из нас очень важен. Без каждого из нас группа будет уже не та.

Будьте здоровы и приходите на следующее занятие! Вас ждет первая тема нашего курса. Какая? Приходите – узнаете!

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Прежде всего, ведущему (-щим) необходимо представиться. Желательно, чтобы вы не ограничивались фразой «Меня зовут…». Несколько слов о себе будут вполне уместными.

Я рад(-а) приветствовать вас на наших тренингах! Надеюсь, что они окажутся для вас интересными и полезными. Я хочу, чтобы на сегодняшнем занятии вы получили представление о том, каким будет наш курс, как будут строиться наши занятия и какие темы в него войдут. А ещё нам всем обязательно нужно познакомиться. Я думаю, что скучать мы сегодня не будем!

Любой тренинг начинается с разминки. Это необходимо, чтобы мы раскрепостились, забыли о своих проблемах и приготовились узнать что-то новое – интересное и одновременно полезное для себя.

Итак, давайте разомнёмся.

Наши рекомендации