Вместе с вами от жары страдал молодой барочный оркестр „Il Pomo d’Oro“. Как вы начали работать вместе?

Макс Эмманюэль Ченчич — предприниматель в области пения

12.03.2013

Контртенору Ч. настолько не нравилось происходящее в классической музыке, что он решил сам заняться постановкой опер. Анна Новак встретилась с хорватом по национальности, чьим пением ещё в Венском хоре мальчиков восхищался сам Георг Шолти.

Crescendo: Господин Ченчич, музыка из вашего последнего альбома была написана в «старой Венеции». Каким был город тогда?

Венеция в то время была городом больших контрастов. Это был своего рода melting pot, плавильный котёл, немного похоже на Нью-Йорк сейчас. Венеция задавала тон в области развлечений, искусства и политики. В экономическом плане её влияние в 18 веке было уже не столь сильным. Тем не менее, в Венеции находились отделения многих банков. В значительной степени Венеция в это время всё больше становилась похожей на Лас-Вегас.

И это заметно по музыке того времени?

Да, музыка очень жизнерадостная. Венеция была также довольно фривольным городом. Известен серьёзный спор между церковью и государством по поводу проституции, к которой в городе относились весьма терпимо, она была практически легализована. Даже некоторые немецкие князья были известны тем, что они заразились определёнными болезнями в Венеции... Те, кому надоедала католическая «тусовка», бежали в Венецию, чтобы найти там свободу, которой в других странах не было. Женщины могли пользоваться гораздо большими свободами и уважением, чем это было возможно в других городах — не удивительно, что Венеция была городом примадонн! Именно тема «женщина и проституция» становится сюжетом многих итальянских опер, находя в них своё символическое возвышенное воплощение. Опера «Калисто» композитора Кавалли — типичный пример такой оперы. «Коронация Поппеи» - тоже. Театры были настоящими храмами развлечений.

Есть ли в альбоме Венеция какая-либо тема, объединяющая все арии, проходящая по нему красной нитью?

Я думаю, это было бы невозможно, потому что спектр невероятно широк. Мне в какой-то степени удалось воспроизвести на диске 0,01 % от этого, концентрируясь исключительно на музыкальной стилистике того времени. Не думая о политике, состоянии общества, либретто... это было бы слишком. Я попытался свести воедино различные стилистические направления того времени и создать пёструю мозаику, благодаря которой можно получить представление о том, какими разными путями развивалась тогда музыка.

На диске можно услышать вещи, исполняемые впервые. Каким образом вы разыскали эти произведения?

Некоторые из них мне давно хотелось записать, я знал о них давно. „Sposa … non mi conosci“ композитора Джакомелли, например, или ария из «Монтесумы» Вивальди. На некоторые арии я действительно натолкнулся совершенно случайно. У меня был помощник — научный сотрудник, вместе с которым мы работали и искали произведения. При отборе самое важное для меня— смогу ли я это спеть, причём спеть убедительно. И это должно быть красиво (смеётся).

Помогает или мешает при записи произведения тот факт, что до вас его ещё никто не исполнял?

Всегда легче записывать что-либо впервые, чем петь то, что кто-то уже спел до тебя. Ведь тогда всегда сначала нужно убедить публику, что ты делаешь это лучше, чем кто-то до тебя. Это не всегда легко. Не всегда можно исходить из того, что предыдущий исполнитель сделал что-то плохо. Т.е. нужно самому устанавливать новую планку, поэтому это так трудно.

Альбом вы записывали в Венеции?

Можно сказать и так. Всё-таки Винченца когда-то входила в состав венецианской республики.

Приобретает ли музыка особенно аутентичное звучание, если её записывать в той обстановке, в которой её сочинили?

Нет, не думаю (смеётся). Тем не менее, нам удалось почувствовать, что такое лето на севере Италии. 40 градусов жары без кондиционера. Будто в сауне. Было тяжёло.

Вместе с вами от жары страдал молодой барочный оркестр „Il Pomo d’Oro“. Как вы начали работать вместе?

В сущности, сотрудничество стало возможным благодаря Донне Леон, мы дружим долгие годы. Я участвовал в некоторых её проектах, „Il Pomo d’Oro“ она в какой-то степени взяла под своё крыло. Кроме того, я был знаком с менеджером оркестра, он предлагал мне поработать с его оркестром. И т.к. я знаю, что он делает классные проекты, я без колебаний согласился, хотя до этого не был знаком ни с одним человеком из оркестра!

Наши рекомендации