Отражение духа: dojo в айкидо
Географические особенности безусловно влияют на путь развития национальной культуры. В США практически беспредельная территория и разнообразие климата и рельефа сформировали культуру, в которой индивидуализм и новаторство имеют преимущества. Дух пионеров и искателей приключений - это один из наиболее сильных элементов связи жителей США - страны в национальном отношении почти хаотически неоднородной. С другой стороны, Япония на протяжении всей своей истории не только имела большое население при небольшой географической площади, но и располагалась на островах. Люди были и остаются вынуждены жить в тесном контакте возможность уйти от которого крайне мала. Соответственно, культура Японии развивалась по такому пути, где ведущими были порядок, соответствие и закон. Потребности группы считаются важнее потребностей индивидуума. Даже явно консервативно настроенный американец не доверяет власти, не любит когда им командуют и посягают на его свободу. Средний японец считает власть необходимой для существования общества, а подчинение власти - как форму взаимодействия, а не принуждения. Конечно, в США есть порядок и соответствие, а в Японии - индивидуализм, но преимущественные направления развития при этом четко различаются.
Для того, чтобы понять характер японца крайне важно понимание концепции подчинения власти и необходимости присоединения к обществу как добровольного акта, а не капитуляции. Эта концепция важна также для того, чтобы понять значение и сущность японского понятия dojo, и особенно, dojo в Айкидо.
Слово dojo значит "место, где постигают Путь". Исходно оно применялось к храмам и религиозным группам. Это были такие места, где монахи и другие служители религии теоретически и практически готовились к своему предназначению. Постепенно слово dojo стали применять и как название мест изучения других, нерелигиозных дисциплин - работы с мечом, каллиграфии, танцев и других предметов, требующих интенсивной тренировки. Основываясь на традициях японского общества в целом, предпочитающего правила и порядок, японцы, что не удивительно, построили систему обучения разным искусствам на строгой дисциплине. Кроме того, древняя японская религия Шинто, в значительной степени сформировавшая религиозное мировоззрение японцев, в отличие от концепции Бога, действующего извне на человека и природу, придерживается установки о присутствии божественного компонента во всем сущем. Поэтому разделение религиозного и светского в Японии не было таким строгим как на Западе, а религия Японии допускала большее разнообразие взглядов. Концепция do - Пути, которому посвящается жизнь, стала применяться к предмету серьезных занятий.
С другой стороны, большое влияние на современное понятие dojo оказала этика военного сословия. По моему представлению, это должно быть характерно для всего мира, поскольку война пред являет ко всем солдатам равные требования. Для того, чтобы люди могли действовать в сверх напряженных условиях сражения необходима строгая дисциплина. Все армии и боевые группировки вводят кодексы поведения, исключающие неповиновение. Наиболее успешные действия таких боевых групп обеспечивает поддержка этой системы всеми их членами на основе веры в ее значение и в цели, за которые они сражаются. Военные группировки, допускающие элементы несогласия, редко оказываются устойчивыми, продуктивными или полезными.
Можно уже не говорить о том, что вежливость и соблюдение строгих правил этикета требовались во всех dojo, независимо от предмета изучения. Ни одно замкнутое общество не сохранится, если его члены на будут вежливо и с пониманием относиться к своим товарищам. Формальные правила этикета позволяют удержать человека с невыдержанным характером в рамках правильного поведения. В dojo, относящихся к боевым искусствам, наличие условий, приближенных к боевым, создает дополнительный фактор, обуславливающий необходимость вежливости и корректного поведения. Последствия необдуманных действий могут оказаться смертельными, а не просто неприятными. Это одна из причин того почему военные группировки в любой стране придают столь большое значение вежливости и правильному поведению.
Поскольку Айкидо - это боевое искусство имеющее целью очищение человеческого духа и распространение мира в мире, dojo для Айкидо находится под влиянием как боевых, так и религиозных концепций. Айкидо это не религия, поскольку в нем нет догмы или доктрины, но это глубоко духовная система. Dojo в Айкидо - это храм духа, как духа отдельного человеческого существа, так и божественного духа как компонента всего сущего во вселенной. В dojo для Айкидо должны также поддерживаться строгость и боевая дисциплина, поскольку Айкидо - это будо, боевой Путь. Айкидо - это не абстрактная теория развития духовных качеств, но система практических занятий, развивающих Вашу смелость, внутреннюю собранность и способность к взаимодействию с окружающими. Оно должно изменить Ваше восприятие таким образом, чтобы в случае опасности Вы не впадали в агрессию и не применяли насилие, а продолжали вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо должно дать Вам уверенность в ваших действиях.
Существенные для dojo элементы - это решительность, порядок, кооперация, дисциплина, вежливость и вера в цель, к которой стремятся все члены dojo. Как же эти элементы проявляются на практике? Во-первых, ученики должны разделять ответственность за работу и содержание dojo. Dojo в Айкидо должно быть общественной организацией, всех членов которой связывают общие интересы. Dojo - это не гимназия, за содержанием которой следит обслуживающий персонал. Ученики должны рассматривать уборку dojo как духовное упражнение; состояние dojo - это отражение внутреннего состояния учеников.
Соблюдение правил личной гигиены - это знак уважения к себе, своим товарищам и искусству Айкидо. Ученик должен содержать форму и оружие для занятий в чистоте и исправности. Он должен аккуратно складывать свои вещи, а не разбрасывать их. Он должен постоянно контролировать состояние своего оружия.
При всем значении кооперации dojo - это не демократия. Система иерархии от сенсея через старших учеников (sempai) к младшим ученикам (kohai) должна строится на подчинении и дисциплине и усиливаться за счет взаимного уважения. Старшие ученики должны давать хороший пример младшим, поддерживая указания учителя и следуя им. Это особенно важно для крупного dojo, когда сенсей не может сам постоянно следить за занятиями всех учеников. Старшие ученики должны отвечать за правильность обучения младших и правильное выполнение dojo своих функций. Младшие ученики должны уважать старших, не спорить с ними и не проявлять неподчинение их указаниям. Приходящие новички не знают ни правил dojo, ни основных принципов Айкидо. Чтобы научиться, они должны быть открытыми и восприимчивыми. С другой стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы вызывать уважение, и не должны использовать свое положение для подавления младших или проявления пренебрежения к ним. Иерархия dojo не в коей мере не отрицает уважения, которое Вы должны проявлять по отношению ко всем людям. Хорошая техника не оправдывает невыдержанного и грубого поведения. При отсутствии хороших манер dojo превращается в джунгли, и то, что было задумано как средство духовного усовершенствования, становится очень опасным занятием.
Применительно к Вам лично соблюдение правил этикета означает постоянное поддержание соответствующего внешнего вида и поведения. Вы должны строго соблюдать правила вежливости и аккуратность, как в одежде, так и в действиях. Такие внешние нарушения, как вход на татами не полностью или не по форме одетым, свободное хождение по татами - это проявление умственной и духовной слабости. Напротив, правильный внешний вид и поведение способствуют увеличению Вашей внутренней собранности.
Следовательно, этикет и правила dojo - это не пустые формальности, а средство создания условий для правильных занятий. Например, в современном dojo для Айкидо у каждого ученика должно быть свое собственное учебное оружие. Использование чужого оружия без разрешения - это очень серьезное нарушение этикета. Чтобы понять это достаточно представить себе бойцов, действительно сражавшихся за свою жизнь. Жизнь этих людей зависела не только от их навыков, но и от качества и состояния оружия и возможности взять его в руки в любой момент. Нетрудно понять, почему использование оружия другого человека и даже прикосновение к нему без разрешения в боевых системах прошлого было смертельным преступлением. Считалось, что человек, способный на такое безрассудное и бессмысленное действие, никогда не найдет свой Путь.
Занимаясь Айкидо в dojo, мы не собираемся готовить убийц и наказывать смертью за нарушения этикета. Но я считаю, что если Вы забудете или будете игнорировать серьезную мораль, лежащую за занятиями боевым искусством и возможность защиты от смертельно опасных случайностей, обеспечиваемую правилами этикета, Ваши занятия потеряют свою глубину и восприятие будет ограниченным. Представление о том, что в будо решается вопрос жизни и смерти, улучшит ваше понимание значения жизни и смерти. Ваше ощущение ценности не только собственной жизни, но и жизней других людей станет намного сильнее.
ЛЕКЦИИ О СЕНСЕЯ
Значение обучения
"Сначала Вы должны научиться воспринимать мир природы. Вы должны научиться видеть глубины его существования. Если Вы не рассмотрите внимательно этот мир, то не поймете его реального значения.
"Я хочу, чтобы мои ученики наблюдали за всеми проявлениями жизни. Это включает умение слушать людей, использовать для себя все ценное, что заключено в их словах и действиях. Все это - сырье и основа для Вашего восприятия и духовного развития. Это может положить начало раскрытию Вашей души. Уделяя внимание реальным компонентам своего мира, вы получите свежее восприятие. Используя это восприятие в повседневной жизни и анализируя результаты, Вы сделаете свою жизнь более упорядоченной. Вы будете постепенно повышать свой духовный уровень. Сохранение такого состояния честного и открытого анализа самого себя и окружающего мира в дальнейшем будет способствовать постижению Вами божественной мудрости и высшего сознания, которыми наделен материальный мир. Я хочу, чтобы мои ученики считали жизнь во всех формах ее проявления своим учителем. Если им это удастся, возрастет и глубина, и чистота их восприятия. Жизненная энергия природы - это величайший учитель.
"Наблюдайте циклы движения Солнца, Луны и звезд, постепенную смену времен года, течение реки по открытой местности и потоки воды, пробивающиеся между камнями. Вы можете научиться видеть также движения внутри своего собственного тела. Знания и приближение к правильному пониманию Вам даст также чтение древних текстов и изучение их в интерпретации учителей прошлого и настоящего. Далее Вы должны применить свою систему восприятия к повседневной жизни, развивая ее на Пути bu. При постепенном увеличении глубины Вашего опыта Вы должны постоянно контролировать правильность своего восприятия реальности и природы. В этом Вам поможет Слово - написанное и произнесенное. Budoka, изучая и воспринимая новое, должен уметь делать его частью себя. Ученик, изучающий будо, не может пренебрегать изобразительными искусствами или наукой. Знание окружает нас в бесконечном множестве форм. Ни одну из них нельзя пропускать и ни к одной нельзя относиться с пренебрежением.
В этом мире нет ничего, что не могло бы учить нас. Некоторым людям, например, не нравятся религиозные учения. Это признак того, что они не могут постичь глубину этих учений. В религиозных учениях заложено много мудрости и внутреннего понимания. Вы должны понять это и выразить свое понимание через будо.
"В молодости я стал последователем одной из религий, и в одной из религиозных песен я встретил выражение "цветок сливы, распускающийся одновременно в трех духовных мирах". Во-первых, пять лепестков цветка выражают пять форм энергии вселенной: стихии земли, воды, огня, ветра и неба. Если ВЫ подумаете о цветке с этой точки зрения, то найдете в приведенной фразе урок о самой вселенной. Вы сможете воспринять цветок сливы как реальное проявление духа вселенной. Кроме того, в том, что цветок распускается только один раз, Вы можете увидеть отражение уникальности начала созидания. Еще один взгляд - это сопоставление распускающегося цветка сливы и открывания каменной двери, ведущей на небо, о которой говорится в японской мифологии. (Полное объяснение этого мифа дано в главе 16).
Реальный мир - это полное выражение Неба и Земли. Мы, как человеческие существа созданные по единому божественному принципу, должны превратить нашу Землю в истинно небесное место. Мы должны дополнить и усовершенствовать человеческое общество. Важно чтобы те, кто занимается будо, ощущали вселенную внутри себя. Миссия Айкидо - в достижении этой гармонии со Вселенной. Задача ее достижения должна полностью занимать Ваш ум и сердце."
Назначение Айкидо
"Я не знаю насколько вы поняли истинное назначение Айкидо. Это не просто развитие вашей техники bujutsu. Оно также имеет целью создать мир красоты, грации и изящества. Оно стремится улучшить мир, сделать его миром радости. Я всегда говорю, что этот мир дан нам Богом, и весь мир - это единая семья. Мы располагаем постоянным правом наслаждаться его красотой и совершенством. Наша обязанность как представителей человечества создать общество, достойное этой красоты и совершенства. Наше цель в будо - это не только простая самозащита. Мы должны принять дар любви Бога и постоянно стремится быть достойными этого дара, способствуя переменам в мире, несущим ему счастье. Если мы действительно достойно представляем сердце будо, то мы должны стремиться к миру, к жизни без ссор, без презрения, без конфликтов. В этом истинное назначение наших занятий Айкидо. Айкидо позволяет ясно проявиться универсальному жизненному принципу. Его цель - в создании разумного и логичного мира. Общество, в котором гармонично сочетаются тело и разум, дает мир единства. Мы сами должны нести ответственность за познание сердца и разума Бога.
"Мы не можем обращать внимание только на материальный или только на духовный мир. В реальности это одно и то же. В современную эпоху произошел большой прогресс в физических науках, но развитие науки души и духа далеко отстало. Развитие духа - это не только очень важная часть истинной миссии науки. Это обязательная ответственность, которую на нас накладывает сам факт нашего существования, ведущего начало от Бога и поэтому связанного с его целью. Занимаясь Айкидо мы должны стараться понять эту божественную силу и применить это понимание, изучая Айкидо как оно есть - как великую универсальную науку жизни. В каждом из нас есть элемент божественного предназначения и мы должны приложить все усилия, чтобы это предназначение выполнить. Мы не можем позволить себе забыть или игнорировать божественного основателя нашего рода. Мы существуем и живем для того, чтобы выполнить божественное предназначение.
"Иными словами, мы ни в коем случае не должны забывать о концепции chushin, нашего центра. Все сущее определяется устойчивостью и качеством своего центра, места зарождения жизни и начала существования. Мы можем назвать этот центр центром жизненной силы, или kannagara - всеобщим потоком божественного сознания. Независимо от названия это сила, исходящая из нашего hara. Единственный "изначально возможный" грех - это потеря связи со своим НАЧАЛОМ и недооценка великого дара жизни. Забвение своей истинной природы означает начало жадного отношения к жизни, что есть начало впадения в грех. В этом корень хаоса в современном обществе. Наша жизнь - жизнь человеческих существ выходит за пределы этой или других форм жизни. Не понимая этого, вы будете вносить в природу хаос и нарушать ее порядок. Мы не должны забывать наш человеческий долг. Это долг создания рая как истинной формы существования нашего мира.
Получив истинное представление о всеобщих законах и их божественном назначении, мы не должны видеть иного выбора помимо посвящения себя этой наивысшей святой цели. В этом суть и основа будо и в этом главная цель Айкидо. Когда мы осознаем свою жизнь как дар божественного сознания бесконечной вселенной, мы приходим к пониманию нашей истинного естества как детей Бога. Мы рождены на этой Земле для выполнения великой задачи нашего создателя. Работа над этим также будет средством нашего максимального самовыражения.
В Японии чувство стыда рассматривается как проявление особой чувствительности и считается добродетелью. Как можем мы не ощущать стыда, если не понимаем своей истинной божественной природы и своего предназначения? В этом источник всех проявлений стыда. Реальное понимание Айкидо будет достигнуто только на основе постоянного духовного очищения (misogi) и постоянного стремления к усовершенствованию окружающего мира. Там, где существует центр, он влияет на свое окружение.
"Если наш центр силен, то пропадает различие между центром и периферией. Мы перестает воспринимать наружное и внутренней по отдельности, начиная ощущать их частями единого целого. Они выполняют одни и те же функции и служат единой всеобщей цели. Путь Айки в бесконечности вселенной - это свет, показывающий рассвет человеческого сознания"
О Сенсей Морихеи Уешиба
ХАКАМА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Когда я был uchi deshi О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому dojo выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы, называемой sendai-hira. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь suwariwaza.
Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном dogi, когда О Сенсей остановил меня.
"Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"
Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О Сенсея после тренировки прочитать своим uchi deshi лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок.
"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О Сенсей- "это jin (щедрость), gi (честь или справеливость), rei (вежливость и этикет), сhi (ум, интеллект), shin (искренность), chu (преданность) и koh (благочестие). Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного bushido. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Айкидо родилось из японского духа bushido и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".
Сейчас большинство dojo по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня yudansha. Я посещал разные dojo во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только yudansha, yudansha утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством.
Еще хуже этого то, что в некоторых dojo хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень kyu) - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин aikidoka. Это обижает и aikidoka - мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.
Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение. В моем dojo и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму). По моим представлениям, если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О Сенсея и его восприятие.
Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь.