Категории представлений в нлп
На протяжении веков психологи заняты поиском «the atoms of thought»: элементов, из которых состоит наше мышление. Одни модные веяния в психологии сменяют другие, и создается впечатление, что эти поиски на какое-то время прекращаются, чтобы позже начаться уже где-то в другом месте. HЛ- программисты в настоящее время используют для определения совокупности мыслей термин (внутреннее) «воспроизведение» или «репрезентация». Репрезентация означает для НЛ-программистов то, что «складировано» в памяти и что может быть «активизировано» или «вызвано» (elicitated, accessed). В НЛП репрезентации связаны, по сути, с одной или несколькими субмодальностями. И каждая сенсорная модальность состоит из субмодальностей: качественных и количественных сенсорных характеристик репрезентации (см. главу 15). Системы категорий в НЛП всегда затрагивают репрезентации, и часто являются репрезентациями репрезентаций. Например: концепция НЛП «метапрограммы» является репрезентацией (то, как НЛ-программист думает об отличительных чертах личности) репрезентации (содержание отличительных черт личности).
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Многие психологи употребляют слово «концепция», когда имеют в виду смысловое единство мыслей. Системы категорий представляют собой структуры концепций; структуры, которые позволяют пользователю соединить действительное положение дел с «верными» мыслями или манерами поведения.
Наука часто начинается с формулирования общих категорий: достигается договоренность относительно того, как будут подразделяться явления данной науки. Прежде чем появляется наука, сначала в голове у людей, занимающихся соответствующими явлениями, возникает множество имплицитных и общих категорий. Например, прежде чем геология стала наукой, появились люди, которые стали использовать категории видов почвы, минералов и камней. Когда мы моделируем чьи-то способности, мы сталкиваемся с имплицитными и общими категориями этого человека. Моделирование можно рассматривать как формулирование чьей-то личной науки.
С точки зрения неврологии тенденция к мышлению категориями проистекает из способа, которым наш мозг формирует концепции. Концепции возникают благодаря тому, что мы при повторении получаем один и то же набор сенсорных характеристик — субмодальностей. При этом субмодальности нашей репрезентации связаны друг с другом. Так возникает единство. Концепции можно определить как распознаваемые в мышлении смысловые единства, состоящие из определенных субмодальностей.
Какое бы определение мы не давали концепциям, непостижимость мышления человека значительно ограничивает наши возможности. Ведь концепции в человеческой психике, определенно, не являются неподвижными «atoms of thought» (частицами мысли); они имеют неуловимый и изменчивый характер. Мы можем разделять концепции и позволять им объединяться. Старые концепции мы можем преобразовывать в новые.
Язык выполняет функции вспомогательного средства при манипулировании концепциями в нашей голове. Соединяя концепции со словами (якорями), мы делаем их более управляемыми и сообщающимися. Однако число концепций, которые люди способны распознавать, как правило, гораздо больше количества слов в их лексиконе; и, вероятно, большинство подобных распознаваний остаются без названий. Когда мы моделируем чьи-то способности мы используем эти концепции. Следовательно, названия возможных концепций придумываются в процессе моделирования.
Концепции иногда не только не имеют названий, они могут быть совершенно неосознаваемыми. Данные концепции часто являются звеньями в автоматизированных алгоритмах, которые не доступны или едва ли доступны для самоанализа: они образуют твердую цепочку неосознаваемых мыслей человека. Изучение неосознаваемых мыслительных процессов человека является самой сложной и непредсказуемой частью работы НЛ-программиста, занимающегося моделированием способностей этого человека. Однако эта часть работы, несомненно, не самая скучная!
Концепции являются не просто изменчивыми; кроме того, они могут проявляться различными способами. Концепции изменяются, к примеру, под влиянием состояния нашего сознания. Мы замечаем, что способ, которым мы формируем и распознаем концепции, варьируется в зависимости от состояния сознания. Мы признаем само собой разумеющимся то, что когда мы мечтаем, мы едва ли способны отличить концепции друг от друга. Когда мы пребываем в состоянии дремоты или опьянения, концепции в нашей голове перепутываются и смешиваются. С теоретической точки зрения, речь в этом случае идет о размывании границ концепций. Но стоит только полностью проснуться, как концепции снова четко отделяются друг от друга. Когда мы пребываем в состоянии бодрствования, мы способны думать о велосипеде, и эти мысли не будут смешиваться с мыслями о снежной бабе.
При моделировании также необходимо принимать во внимание состояние сознания. Когда люди обладают необычными способностями, они часто пребывают в различных состояниях, близких к состоянию транса. Концепции могут зависеть от состояния сознания; только в определенном состоянии сознания человек получает доступ к концепции. Например: некоторые джазовые музыканты играют свою музыку, находясь при этом в состоянии транса; и, выходя из этого состояния, они практически ничего не знают о том, что они делали в состоянии транса.
«УКРУПНЕНИЕ И РАЗУКРУПНЕНИЕ»: ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ И СОЕДИНЕНИЕ
В мыслительном аппарате человека мы обнаруживаем равноценные концепции и неравноценные концепции. Равноценные концепции мы, как правило, помещаем рядом друг с другом (сочинительные), а неравноценные концепции мы помещаем друг под другом или друг над другом (второстепенные или подчиненные).
Например: большинство людей рассматривают основные цвета как равноценные концепции; красный, зеленый и синий цвета они представляют явлениями одного и того же рода. Род является «цветом»; цвет — это подчиненное понятие. Нюансы цвета подчинены основным цветам; например, розовый цвет можно рассматривать как подразделение красного цвета.
Когда речь идет об организации и реорганизации концепций, в рамках НЛП применяются термины укрупнение, разукрупнение и работа на одном уровне. Концепцию (или представление), подразделенную на подчиненные концепции, называют разукрупненной. Работа на одном уровне — это процесс, при котором человек думает о равноценной концепции. Укрупнение подводит нас к концепциям более высокого порядка: концепции, включающие в себя концепции, на основе которых мы делаем разукрупнение. Подобно тому, как когда мы переходим от понятия «красный» к понятию «цвет».
Разукрупнение мы получаем, когда спрашиваем себя, об определенном понятии: Какой пример этого понятия (например, понятия «цвет») можно привести? Ответ может быть — «лиловый» или «зеленый». Укрупнение мы производим тогда, когда, к примеру, спрашиваем себя: Примером чего является «лиловый»? Ответом при этом будет: цвета. Работу на одном уровне мы производим, сначала делая укрупнение, а затем делая альтернативное разукрупнение. Например: тот же уровень, что и «лиловый» мы получаем, спрашивая себя: Примером чего является «лиловый»? Ответ: цвета. После этого мы спрашиваем: Что является альтернативным примером цвета? Ответ: «сиреневый».
ЗНАЧЕНИЕ И СУБМОДАЛЬНОСТИ
Семантика является для лингвиста знанием значения языка. Для НЛ-программиста семантика является связью между положениями субмодальностей и якорями; иначе говоря, между якорями и комплексными эквивалентами якорей.
В субъективном опыте концепция состоит из положения субмодальностей. Мы видим, например, сочетание определенных форм, цветов, контрастов, движений; вместе они образуют специфическую комбинацию концепции. Определённые субмодальности являются критическими: если критические субмодальности изменяются, концепция перестает быть концепцией, наряду с тем изменяется значение.
Например: Ян считает «удовольствие» очень важным фактором в своей жизни. Какие субмодальности образуют для Яна концепцию «удовольствие»?
Он называет следующие.
Визуальные:
Теплые, светлые и иногда яркие, насыщенные цвета.
Яркие контрасты.
Все близко и вокруг него.
Круговые движения образа (оказалась критической субмодальностью).
Аудиальные:
Приятный, большой объем.
Равномерный поток звуков голоса.
Сильное варьирование высоты тона.
Звук идет со всех сторон.
Кинестетические:
Легкое теплое ощущение.
Физическое движение.
Сила.
Взаимодействие с радушными людьми.
После ознакомления с данными субмодальностями выясняется, что «круговые движения образа» являются критической субмодальностью. Без данной субмодальности это больше не является для Яна «удовольствием». На просьбу: «Останови образ», — Ян замечает: «Теперь удовольствие вдруг исчезло...».
На просьбу: «Пусть все вращается еще быстрей и интенсивней, чем было», — Ян замечает: «Да, теперь удовольствия больше нет, но появилось состояние некоей гиперэйфории, которое мне не нравится...».
Этот пример иллюстрирует, как значение концепции «удовольствие» связано с рядом субмодальностей; если они слишком сильно изменяются, изменяется и значение. В таком случае лучше использовать другое слово.
Восприятие критических субмодальностей позволяет распознать концепцию. Различие между двумя концепциями определяется благодаря тому, что при одной концепции воспринимаются одни субмодальности, а при другой - другие. Две концепции, субмодальности которых ничем не отличаются друг от друга, являются эквивалентными: их невозможно отличить друг от друга- они являются одной и той же концепцией. Однако если кто-то использует два различных слова для концепций, являющихся идентичными на уровне субмодальностей, то для этого человека эти слова являются синонимами.
Мы можем общаться друг с другом, так как мы используем одни и те же названия для идентичных внешне воспринятых положений субмодальносгей: если ты видишь то, что вижу я, мы договариваемся о том, чтобы называть это..., и тогда мы можем разговаривать об этом как о... Иногда мы не понимаем друг друга, несмотря на то, что используем одни и те же слова. Очевидно, что в этом случае мы связываем со словами совершенно разные положения субмодальностей.
Субъективное впечатление от концепции мы исследуем при моделировании. При этом нам не достаточно только слова. Когда моделируемый человек заявляет, что «целостность» является для него существенной категорией, мы можем у него спросить: «Откуда ты знаешь, что имеешь дело с целостностью? Что ты при этом видишь, что ты при этом слышишь, что ты при этом ощущаешь?» Это позволяет нам подробно изучить субмодальности «целостности» моделируемого человека. В терминах НЛП мы при этом имеем дело с обнаружением «комплексной эквивалентности» понятия «целостность» данного человека. Комплексную эквивалентность мы можем описать как субъективную репрезентацию, которую человек получает, когда думает об определенном понятии (концепции).
ИЕРАРХИЯ И ВЫБОР
Представьте себе, что вы пришли в ресторан. Вам дают меню. Это новый ресторан узбекской кухни, и вы совершенно ничего не понимаете, читая меню: «Бурзуган нью Тунгу», «Тьядиши буф ан Арритьяг». Вы просите официанта объяснить вам, что означают эти названия. На своем слабом голландском он описывает. «Это мясо, это конина, это фасоль» и: «Это кишки, это морковь, это груша». Ваш мозг моментально формирует два представления, в которых присутствует запах и вкус, а также некоторые другие аспекты. Официант вам приветливо улыбается, а другие клиенты в это время начинают подзывать его к себе. Ваш мозг с удовольствием формирует на основе конины несколько более ясное, многоцветное, ароматное, контрастное представление, чем представление на основе кишок. Кроме того, раньше вы уже ели конину дома, выбрав ее из-за цены; вы видите всех членов своей семьи, которые сидят за столом и лакомятся кониной. Поэтому вы быстро показываете официанту на «Бурзуган», а час спустя с удовольствием пьете узбекский кофе.
Если бы вашему мозгу не удалось сделать выбор в пользу чего-то одного, час спустя вы бы все еще сидели в сомнениях или ушли из ресторана. Если бы все наши концепции имели одинаковый вес, нам бы никогда не удавалось сделать выбор. Чтобы не оказаться перед дилеммой, нам необходимо создать неравноценность. Людям, которым сложно сделать выбор, приходится постоянно мучиться из-за этого.
Посредством неравноценности в концепциях программируются решения. Более высокая концепция доминирует над более низкой: это важнее, это значительнее.
В НЛП существуют две модели обращения с неравноценностью: так называемая иерархия критериев и различие логических уровней. Последнее имеет очень большое значение. Те концепции, которые находятся на самом верху логических уровней, превосходят все остальные концепции по важности.
6. Миссия (Духовность)
5. Личностное своеобразие
4. Убеждение и ценности
3. Способности
2. Поведение
1. Окружение
На практике действуют категории логических уровней, которые не являются абсолютно несоединимыми и взаимоисключающими. Личностное своеобразие, убеждение и ценности и миссия часто пересекаются. Одним словом, польза от использования логических уровней заключается не в том, что в любое время мы можем безошибочно определить, на каком уровне находятся чьи-то концепции, а в том, что мы можем учесть доминационные различия между концепциями. Тот, кто не знает, что идентичность доминирует над поведением, никогда не поймет, как происходят определенные изменения в поведении, когда клиент решает, что это поведение не соответствует его самовосприятию.
Другой моделью НЛП, имеющей дело с иерархией и доминированием в нашем мышлении, является так называемая «иерархия критериев» или «иерархия ценностей». В этом случае речь идет о весовых различиях между мотивами людей. Критериями НЛ-программисты называют репрезентации ситуаций, которые люди стремятся достичь или избежать; то, к чему они стремятся, или то, чего они стараются избежать.
Нам, НЛ-программистам, не достаточно констатации того факта, что в процессе мышления используются концепции, упорядоченные в соответствии с иерархией. Мы хотим знать, как осуществляется данный процесс? Что происходит в мозге, когда одна концепция доминирует над другой? Только получив ответы на эти вопросы, мы сможем понять, как проявляются изменения в иерархии.
Что, к примеру, происходит в том случае, когда кто-то пересаживается из автомобиля в общественный транспорт? Каким образом мышление человека становится духовным, в результате чего он вступает в секту? Или менее драматичный вопрос: каким образом кому-то удается изменить основной мотив своей жизни, превратив его из «наслаждения» в «здоровье»?