Лекция 14. Изучение свойств натуральных и химических волокон. Работа с текстильными материалами. Вышивка.
История вышивки
Вышивание - общественное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, тюль и тому подобное.
Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.
У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы; кости, зубы, мех животных, змеиную кожу. Женщины вышивали своими собственными волосами, а также волосами различных животных.
Известны замечательные образцы вышивок Древнего Востока, которыми украшали роскошные одежды правителей, жрецов, а также дворцовых и храмовых завес.
Более развитое искусство вышивания было заимствовано греками у персов, когда, во время походов Александра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.
Страбон описывает удивление греков при виде одежды, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Александр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам киприоткам.
У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аврона и его сыновей во время богослужения состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами.
Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными херувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значительно распространено в одеждах фараонов и знати.
Так как древние народы в основном занимались скотоводством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волокнистые свойства некоторых растений, в основном пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во многих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышивками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ниток.
Вышивание золотыми нитками было популярно в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно принимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.
Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на Юге Европы.
Вообще при византийских царях искусство вышивания достигло высокой степени совершенствования, как по богатству, так и по технике исполнения. Вышивками покрывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вышивание серебряные нитки. В VII в. быстро распространяющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, но оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь халифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышивкой.
В эпоху Возрождения, был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искусством.
Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах, в основном, вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.
Сначала узоры для вышивания переходили из рук к руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художники старались быть ближе к природе и перенимать оттенки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.
В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток – мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.
Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, дополняя их бисером, жемчугом. Особенно старались украсить кокошники и сарафаны.
Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и тому подобное по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вышивки восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунками. Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Византийской империи, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ранняя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.
Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Приемы вышивания, узоры, из цветное воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами. Богатейшие коллекции вышитых изделий хранят крупнейшие музеи.
Приемы выполнения швов
Учащиеся начальных классов на уроках знакомятся со швами: «вперед иголку», «через край (обметочный) – в 1 классе; «назад иголку», стебельчатым, тамбурным и бархатным – во 2 классе; «строчной», подрубочным, петельным – в 3 классе (27). Вся работа по шитью и вышиванию осуществляется с опорой на эти швы. Во внеклассной работе учащиеся знакомятся с новыми швами, являющимися вариантами тех, которые изучены на уроках труда. Изучение и усвоение новых ручных швов позволяет вносить большое разнообразие в оформление изделий из ткани. Обучение новым швам осуществляется на образцах или при выполнении тех шинных изделий.
Каждый ручной шов состоит из стежков. Весь процесс выполнения швов вручную состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенное расстояние выводят из нее. На ткани остается след различной длины в зависимости от того, на каком расстоянии друг от друга были сделаны оба прокола. След от нитки на ткани принято называть стежком. Стежок может быть длиной от 1,5 мм до 3 см, выполняется в одном направлении или иметь наклон в какую-либо сторону.
Одинаковые стежки, следующие друг за другом, называются швами. Швы в зависимости от их назначения бывают соединяющими (соединяют два или более слоев ткани вместе), закрепляющими и украшающими.
1. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков
одинакового размера, выполненных с промежутками такой же величины. Это самый простой шов. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм (5-6 нитей ткани). Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку.
Пропустив столько же нитей ткани, иглу выводят на лицевую сторону. Делают второй стежок и так далее. Это основной шов в вышивании. Им выполняют контурные и другие линии. Длина стежков и промежутков между ними должна быть строго одинакова.
2. Шов «за иголку» представляет собой непрерывный ряд
одинаковых по величине стежков. Движение иглы справа налево делают первый стежок и пропуск в ткани такой же величины, например, равный четырем нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитки укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изначальный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в точку, где кончается предыдущий стежок.
Линейный шов, напоминающий машинную строчку, особенно удобен для вышивания сложных и небольших узоров.
3. Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд
петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять в пяльцах и без них. В обоих случаях стежки выполняют движение иглы к себе. Если вышивают ниткой, сложенное вдвое, то закрепление нити на ткани может быть первой петлей тамбурного шва.
После закрепления рабочую нитку укладывают петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводят в ткань в середине первой пели, в точку из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани.
Выводя иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка. Тамбурный шов применяют для выполнения контурных линий рисунка и их заполнения.
4. Стебельчатый шов представляет собой ряд косых
стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнять в направлении слева направо и от себя. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой проводят с изнаночной стороны на себя и выводят у середины предыдущего стежка слева. Нитку затягивают к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делают прокол в ткани выше первого стежка, а выводят иглу у середины второго стежка левой стороны.
Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе,
укладывая стежки движением от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед на половину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны – справа или слева. Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, а также обшивают мотивы узора в вышивке.
5. Бархатный шов используется как соединительный (при
подшивке изделий) и как украшающий. Шов выполняют между двумя параллельными линиями шириной 5-10 мм слева направо. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. Шов выполняют по следу двух выдернутых нитей ткани или в мотивах узоров с произвольным контуром. Равные полоски шва используют как дополнение к большим сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани.
Бархатный шов выглядит красочно и декоративно, если он используется при обработке небольших по размеру листьев, цветов, различных узоров.
Инструменты и материалы
Для выполнения вышивки необходимо подготовить: иглы, ножницы, наперсток, карандаши, краски, цветные фломастеры, кальку, альбом, миллиметровую бумагу, сантиметровую ленту, линейку, шило, витейку, дырокол, пяльцы.
Иглы. Для вышивки необходимы иглы разного размера. Иглы имеющие четные номера, - короткие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные. Для вышивки выпускают специальные иглы, ушко и отверстие в ушке у которых значительно больше. Крупное отверстие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необходимо при вышивании. При шитье, вышивании иглу подбирают в зависимости от ткани и толщины ниток. Для первых работ дети используют иглы больших размеров. Их удобнее держать в руках, в них легче научиться вдевать нитки.
Шило. Используют как вспомогательный инструмент при вышивании на толстых тканях. Шило необходимо и для накала трафаретов при переводе рисунков.
Миллиметровка. Применяется для расчета технического рисунка и выполнения схем строчевых и счетных вышивок.
Копировальная бумага. Используется при переводе рисунков на ткань.
Пяльцы. Все виды вышивок выполняют в пяльцах, которые помогают держать ткань в натянутом состоянии, не допускающем стягивания ее во время работы. Существуют круглые и квадратные пяльцы. При выполнении маленьких программных изделий обычно используют круглые деревянные пяльцы с винтом или без винта. Диаметр пялец очень разный, от 15 до 50 см. Для детей лучше выбирать средний размер 20-30 см.
МАТЕРИАЛЫ. Прежде всего, приступить непосредственно к вышивке, необходимо подготовить ткань и нити. Ткань для вышивки выбирают в зависимости от техники выполнения швов, характера узоров и его масштаба. Для выполнения свободных вышивок по переведенному рисунку ткань должна быть плотной и гладкой без рисунка и выработки. Это может быть: полотно, батист, сукно. Для строчевых вышивок подходят плотные ткани полотняного переплетения – полотно, лен; для счетных вышивок лучшей тканью является редина, рожка, лен с лавсаном.
Цвет ткани также имеет большое значение: на светлой ткани спокойного тона вышивка будет выглядеть более эффектно, яркие ткани применяют согласно замыслу композиции.
НИТКИ. Нитки должны быть прочными. Обычно используют нитки мулине, но можно вышивать и шелком и серебряными нитями. Цветовая гамма в вышивке ограничена, она включает основной цвет и три-четыре дополнительных. Для строчевых вышивок и стачивания детали изделий необходимы катушечные нитки № 80-50.