Перцептуальная позиция образа себя (позиция восприятия).
Как уже говорилось в Главе 1, социальное когнитивное развитие с высокой долей уверенности начинается с персонификации себя. Таким образом, ребенок первым делом обучается думать со своей собственной точки зрения - это первая перцептуальная позиция (первая позиция восприятия) (Гриндер и Делозье, 1987). Позже он научится уважать и позицию других людей.
Это развитие продолжается и в отношении образа себя. Люди учатся наблюдать свой образ с собственной точки зрения (первая позиция) - но могут взглянуть на себя и глазами другого человека (вторая позиция). В дополнение к этому они могут представить себе, какими их видит другой человек. Потом они могут наблюдать образ себя в персонификации других людей. Иными словами, они видят то, что считают образом себя другого человека.
Образ себя, воспринимаемый с первой позиции - это комплексный феномен: человек видит свое «я» в двух местах одновременно. Человек смотрит на него из центра своей Социальной панорамы - но видит нечто, что на самом деле видеть невозможно: это подобно тому, как капитан корабля не может увидеть на горизонте собственный корабль.
Образ себя со второй позиции - это еще более сложный образчик ментальной гимнастики. Эта сложная когнитивная конструкция подразумевает, что вы наблюдаете себя с того места, где находится персонификация другого человека - и с его точки зрения. Вы видите свой образ таким, каким, как вы полагаете, его видит кто-то другой.
Мы еще рассмотрим важность образа себя со второй позиции, когда дойдем до «авторитета» в Главе 4. Вторая позиция, как правило, появляется под влиянием доминирующей фигуры - вы полагаете, что образ вас, который сложился у «авторитета», более важен, чем ваш собственный образ себя.
Голоса желания: слуховое «я».
Слова имеют силу и способны активировать опыт, к которому они относятся. Если я говорю «собака», я вызываю у себя в уме подпрограмму «собака» - даже если она остается в подсознании (Фоконье, 1997). Теоретически когда люди говорят о «я», о «себе» - это всегда является одной из форм самосознания. Подобные ощущения могут также вызываться, когда человек слышит свое имя или прозвище.
Еще один слуховой аспект себя - это способность слышать свой внутренний голос. Некоторые люди воспринимают свой внутренний голос как находящийся в центре их самосознания. Если этот голос приглушается (через медитацию или афазию) - этот аспект восприятия себя теряется.
Хотя все персонификации могут обладать голосом, влияние на самосознание оказывает только голос персонификации себя. Голоса других персонификаций, по-видимому, находятся вне контроля человека. Эти «странные» голоса могут пугать как самого клиента, так и психиатра. Если все персонификации являются частью личности (см. Глава 1), логичным будет попробовать контролировать их голоса. Бэндлер снял видео, где он показывает экстраординарный пример работы с параноидальным шизофреником Энди (запись NLP Comprehensive, 1986). Он заставляет персонажей галлюцинаций клиента по команде петь песни.
Если в одно и то же время активизируется более одной персонификации, одно «я» будет собственным голосом говорить с другим «я», которое тоже будет отличаться своей манерой речи. Слуховые части «я» часто находятся сбоку или в задней части Социальной панорамы и очень редко - спереди.
Обонятельное и вкусовое ощущение себя.
Говоря о самосознании, нельзя оставить в стороне обонятельные и вкусовые его аспекты. Набор телесных запахов человека может быть важной частью его «я». В своей книге «Парфюмер» Зюскинд играет с идеей о том, что человек, не имеющий собственного запаха - это пустое место, игнорируемое другими людьми. Этот роман открывает наше обоняние и описывает, насколько важной частью нас может быть наш собственный запах. В этом плане вкус и обоняние схожи.
По-видимому, для женщин запах играет гораздо более важную роль при выборе партнера, чем для мужчин, которых больше интересует внешний вид человека. Женщины выбирают тех мужчин, чей запах отличается от их собственного - это позволяет поддерживать генетическое разнообразие (Уолш, 1996).
Функция самосознания.
Большинство знакомых мне психологов верят в том, что самосознание человека играет важную роль. Это интуитивно знают и большинство тех, кто психологами не являются. Что же делает «я» столь важным? Я попробую ответить на этот вопрос.
Концепция «иерархии» играет растущую роль в когнитивной психологии (Кунда, 1999). Теоретики полагают, что мы отделяем себя от хаоса, иерархически структурируя свои мысли. Эта иерархия возникает на основе мощных ментальных структур, которые управляют другими, не столь доминирующими программами. Иерархия работает оптимально, когда очень небольшое количество доминирующих ментальных конструкций контролирует большое количество более слабых. Другими словами, наше мышление будет хорошо работать только тогда, когда всего несколько высоко расположенных убеждений, нейронных связей или когнитивных конструкций управляют всеми остальными. Подобные «программы-аристократы» принимают решения и уничтожают внутренние сомнения.
Частично нашу ментальную иерархию иллюстрируют так называемые (нейро)логические уровни, которые представил Дилтс (1990), позаимствовавший их у Бейтсона (1972), на которого, в свою очередь, оказали влияние Виттгенштейн и Карнап (41). Если говорить упрощенно, я бы определил логические уровни следующим образом:
На вершине иерархии находится уровень, который обычно описывается как «духовность»: он состоит из различных видов объединяющего опыта, который относится к отношениям между человеком и Вселенной, природой, обществом или богом. Духовность - это категория опыта, которая превосходит человека. Подобные духовные мысли выражаются с использованием исключительно сильных субмодальностей и превосходят любые другие мысли.
Бейтсон (1972) объясняет это так: «Высокий логический вид (уровень) организует информацию нижних уровней». Как мы уже видели, эта иерархическая структура нашего ментального программного обеспечения имеет несколько важных задач:
1. Предотвращение хаоса.
2. Упрощение принятия решений.
3. Разрешение внутренних конфликтов.
Выбор между нижним и верхним уровнем будет автоматически сделан в пользу верхнего. Выбор между двумя альтернативами примерно одинаковой ценности будет сделан с применением убеждений и ценностей, принадлежащих более высокому логическому уровню - точно так же, как конфликт между двумя армейскими офицерами одинакового звания (т.е. атака или отступление) может решаться только представителем боле высокого звания.
По мнению Дилтса (1990), духовность является самым высоким рангом, а потому интенсивный духовный опыт может определять направление всего мышления в целом. В иерархии Дилтса шагом ниже мы обнаруживаем идентичность. Дилтс определяет ее как «то, во что человек верит относительно себя самого». Он также отмечает: «Это то, что человек считает неизменным».
Психологическая реальность бессознательного познания, безусловно, не состоит из шести отдельных дискретных категорий: духовность, идентичность, убеждения, способности, поведение и окружающая среда - как предполагает в своей модели Дилтс. Однако подобное разделение позволяет нам работать с тем, что в противном случае было бы слишком сложным для постижения. Некоторые мои коллеги - и я в том числе - полагаем, что относительный статус этих категорий определяется сенсорными характеристиками конструкций. Сила мысли определяется ее сенсорной характеристикой (субмодальность) (Деркс и Холландер, 1996а).
Сенсорные качества самосознания редко достигают уровня интенсивности духовного опыта, а то, что находится ниже - еще реже. Однако, по-видимому, у человеческого мозга имеется определенный максимальный предел интенсивности: самый яркий, самый центральный, наиболее твердый и ясный, самый недавний опыт. Астрономы, которые пытаются представить себе «большой взрыв», доходят как раз до этого предела. Большее понимание просто невозможно. Хотя этот максимальный уровень обычно сохраняется для возвышающих человека мыслей, он может применяться и при оценке себя. Человек, которому это удается, отличается огромным уровнем осознания себя - но у него обязательно будет отсутствовать духовный уровень. Будет казаться, что этот уровень мозга пуст: вы все растратили на себя и не можете ничего дать в плане духовности (Деркс и Холландер, 1996б).
Во времена, когда образ себя слаб, духовный уровень может противостоять хаосу. Людям, которые не могут полагаться на духовность, при необходимости приходится пользоваться самосознанием, чтобы противостоять неизбежному беспорядку.
Учитывая эту точку зрения, я могу предположить, что самосознание выполняет четыре важных функции:
1. Оно помогает сохранять контуры личности и оказывает влияние на все подчиненные ему мысли (когнитивная иерархия).
2. Оно дает людям возможность видеть, кто они есть и каково их место (образ себя).
3. Оно помогает донести до остальных, какой позиции требует человек и к какой категории он хотел бы относиться (социальное «я» в условиях ассертивного поведения).
4. Оно делает возможным отражение социальных отношений в Социальной панораме. Если вы работаете со стабильной позиции, вы можете отвести стабильные позиции и персонификациям других людей.
Социальное «я».
В современной англо-американской культуре для индивидуальности обнаруживается гораздо больше места, чем для коллективизма (Хогг и Воган, 1995). Во многих других культурах люди знают, что коллектив более важен, чем личность. Многие фильмы Голливуда изображают героев- одиночек, которые сражаются против других одиночек, в то время как киностудии Болливуда больше специализируются на племенных войнах или семейных междоусобицах. Большинство западных людей считают поведение, мотивируемое коллективизмом, в той или иной степени иррациональным.
Когда мы изучаем восприятие идентичности, мы сталкиваемся с разницей между социальным «я» и личным «я». Другими словами, это две стороны себя - «мы-сторона» и «я-сторона». Чтобы обнаружить, какая из них доминирует, мы можем задать такой вопрос: «Что для вас более важно - ваше собственное мнение о себе или мнение о вас других людей?»
Если у человека доминирует социальное «я», он будет считать более важным мнение о себе других людей. Кроме того, прислушиваясь, как часто человек использует такие слова, как «группа», «клан», «племя» или «общество», мы можем предположить, что оказывает на него более сильное влияние - коллективная сторона или собственная индивидуальность. Одежда, тату и определенные символы также могут служить в качестве подсказки.
Логические уровни бессознательного социального познания
Несоциальное окружение: Социальная панорама выключена
Лакофф и Джонсон (1997) обнаружили, что японцы пользуются теми же концептуальными метафорами (упомянутыми в начале этой главы), что и американцы. В культурах, где доминирует коллективизм, индивидуальность тоже присутствует. Разница заключается в приоритетах. В Японии боссом является социальное «я». В подобных культурах социальное «я» в иерархии логических уровней будет находиться выше, чем персональное «я».