Оборудование и технологии восстановительного ремонта
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Особенности организации и технологического обеспечения восстановительного ремонта отдельных систем
И узлов автомобиля
Задачей восстановительного ремонта основных узлов и агрегатов систем электрооборудования и питания является восстановление их первоначальных ха- рактеристик и обеспечение работоспособности в течение межремонтного цикла.
Разнообразные дефекты узлов и агрегатов систем электрооборудования (ЭлОА) и питания (СП) устраняют проведением восстановительных работ, отличающихся спецификой выполнения [25].
Восстановительный ремонт этих объектов экономически и технологи- чески наиболее целесообразен в условиях специализированного производст- ва или специализированных участков (цехов) ремонтных организаций. Воз- можность и целесообразность организации специализированного производ- ства обоснованы следующими факторами: спецификой технологического процесса ремонта, технологической общностью ремонта узлов различных марок автомобилей, транспортабельностью объектов ремонта.
Специфические особенности технологического процесса ремонта узлов и агрегатов систем электрооборудования и питания состоят в следующем:
1) процесс восстановления не связан с процессом ремонта автомобиля. Все узлы и агрегаты ремонтируются и испытываются отдельно от автомоби- ля, устанавливаются на автомобиль в законченном виде или выдаются заказ- чику. Регулировочные работы выполняются с использованием соответст-
вующих приборов после установки совместно с информационно- измерительной системой автомобиля;
2) в схеме технологического процесса ремонта ЭлОА имеют место спе- цифические работы: намотка обмоток, пайка электрических соединений, про- питка и сушка обмоток; испытание и регулировка; электрические испытания узлов, агрегатов и приборов в сборе. Технологический процесс восстанови- тельного ремонта может быть выполнен только с применением специального оборудования. К нему относятся: станки для намотки обмоток якорей и ка- тушек, установки для пропитки и сушки обмоток, испытательные приборы и стенды, настольные токарные, сверлильные и шлифовальные станки, прессы, устройства для нагрева и сушки;
3) в узлах и агрегатах электрооборудования используются электротех- нические материалы, состоящие из трех групп: проводниковые, электроизо- ляционные и магнитные, свойства которых определяются различными харак- теристиками. От свойств этих материалов зависит выбор метода и режима процессов мойки и очистки узлов и деталей, пропитки и сушки обмоток, кон- троля и испытания узлов и агрегатов.
Специфика ремонта электрооборудования выделяет его в самостоя- тельный технологический процесс, который может быть организован анало- гично процессу его изготовления, как специализированное производство. Та- кое производство организуется по замкнутому циклу, предусматривающему все этапы технологического процесса, начиная с разборки, мойки (очистки) и контроля, включает все работы по ремонту узлов, восстановлению деталей и заканчивается испытанием готовых узлов и агрегатов после ремонта. Техно- логическая общность электрооборудования основана на степени унификации и конструктивной аналогичности агрегатов и приборов различных марок и модификаций. Это способствует концентрации производства, обеспечивая большой объем работ для специализированных организаций по ремонту электрооборудования.
Узлы и агрегаты систем питания отличаются оригинальностью конст- рукций. Рассматривая технологию ремонта этих объектов в специализиро- ванных ремонтных организациях, необходимо учитывать ремонтопригод- ность отдельных деталей. Восстановлению подлежат корпуса топливных на- сосов, карбюраторов, кулачковые валы и оси, детали прецизионных пар. Вос- становление этих деталей может быть организовано на соответствующих участках РО АТ или на рабочих местах специализированных организаций (ОЦ ВД).
Концентрации и специализации производства по ремонту узлов ЭлОА и СП способствует также транспортабельность объектов ремонта, т. е. обос- нованная экономическая целесообразность транспортирования, при необхо- димости ремонта, на большие расстояния. Специализированные организации по ремонту узлов и агрегатов систем электрооборудования и питания можно проектировать для большого региона обслуживания без территориальной привязки их к потребителю.
Под объектами ремонта следует понимать генераторы, стартеры, топ- ливные насосы, насос-форсунки, карбюраторы. Остальные приборы этих систем можно отнести к категории заменяемых, неремонтопригодных для условий ремонтных организаций в системе автомобильного транспорта в свя- зи с широким применением электроники в системах электрооборудования, управления двигателем, тормозных устройствах, дополнительных и вспомо- гательных системах автомобиля.
Вариант организации восстановительного ремонта узлов и агрегатов систем электрооборудования и питания представлен на рис. 1.3.
Разборка, очистка, мойка деталей. Дефектовка | ||||||
Объекты системы электрооборудования | Объекты систем питания | |||||
Объекты системы питания | |||
Окраска | |||
Рис. 1.3. – Схема организации ремонта систем электрооборудования
и питания
Восстановление деталей систем охлаждения и смазки организуется на соответствующих производственных участках ремонтных организаций с уче- том специфики оснащения рабочих мест и в соответствии с технологически- ми процессами ремонта, сборки и испытания. Восстановление корпусов, ва- лов, крышек, шкивов производится по технологическим процессам для вос- становления деталей в соответствии с классификацией и номенклатурой.
2. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ДЕТАЛЕЙ
И ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ
В работе [24] и п.1.5 данного пособия приведены основные классификаци- онные признаки оборудования, используемого в ремонтном производстве. В большинстве своём оборудование для восстановления деталей предназначено для реализации конкретного способа, но исполнение, типоразмер и другие пара- метры внутри самого способа восстановления могут быть различными. В на- стоящее время для ремонтных организаций, занимающихся восстановлением де- талей, систематизированного каталога оборудования не имеется. Поэтому в дан- ном пособии приводится минимальный перечень средств технического оснаще- ния, систематизированный по способам восстановления, который может быть использован для разработки маршрутных технологических процессов.
К разработке перечня (в дальнейшем ведомости СТО) необходимо при- ступать только после понимания сущности способа восстановления, особен- ностей режимов и возможности использования в конкретных производствен- ных условиях. Схема разработки вопроса технического обеспечения опера- ций маршрута восстановления представлена на рис. 4.1.
|
|
В табл. 4.1 приведен перечень средств технического оснащения, рекомендуемого для применения в технологиче- ских процессах восстановления.
Таблица 4.1
СТО, применяемые для восстановления деталей
Способ восстановления | Наименование, тип, модель | Характеристика | Размеры, мм | Примечание |
Ручная электродуговая сварка и наплавка | источники питания: Сварочные трансформаторы типов ТС, ТСК, ТД, СТН, СТШ | Вольтамперная харак- теристика: падающая и местная; | Для укрупненных расчетов: 600 ´ 320 ´ 550; 800 ´ 650 ´ 750 | |
N = 11–18 кВ×А Iном = 160–180 А Uxx = 70–80 B Up = 26–30 B | ||||
Преобразователи сварочные ти- пов ПС-350, ПСУ-500, ПСО-300 и др. | N = 8–28 кВ×А Iном = 75–600 А Uxx = 80 B Up = 25–40 B | Для укрупненных расчетов 1500 ´ 750 ´ 800 | ||
Выпрямители сварочные типов ВС-300Б, ВДГ-300, ВДГ-401, ВДУ-601, ККМУ301, КИГ303, КНУ501, КНУ3000, КИМ601 и др. | N = 15–42 кВ×А Iном = 45–325 А Uxx = 60–90 B Up = 28–40 B | Для укрупненных расчетов: 750 ´ 840 ´ 780; 1400 ´ 850 ´ 1350 | ||
Полуавтоматическая сварка и резка в среде углекислого газа (СО2) | Полуавтоматы А-547У, А-547Р, А-437, ПДГ-301, ПДГ-501, КП007, КП014, КП015 и др. | dэ = 1,0–2,0 мм Iном = 100–220 А Vсв = 20–35 м/ч Uр = 18–28 В | Для укрупненных расчетов: 290 ´ 110 ´ 160 | Комплектуют- ся выпрямите- лями |
Полуавтоматическая сварка и наплавка в среде аргона (Ar) | Установки УДГУ301, УДГ- 501, УДГТ-315, УДГ-161, УДГ-351, УДГ-180, УДГ-251 и др. | dэ = 0,8–6,0 мм Iном = 250–315 А Up = 10–34 В | 1100 ´ 600 ´ 975 | |
Механизированная наплавка | Универсальный станок У-653 для дуговой наплавки под флюсом | Dэ = 2–5мм Vп = 50–500м/ч nш = 0,03–10,4 мин-1 Yном = 1000 А N = 1,7 кВА | 2700 ´ 1500 ´ 2650 | Источник питания размещается отдельно |
Универсальный станок У-654 для дуговой наплавки под флюсом | Dэ = 2–5мм Vп = 50–500м/ч nш = 0,03–10,4 мин-1 Yном = 1000 А N = 2,48 кВА | 2900 ´ 1220 ´ 2580 | Источник питания размещается отдельно | |
Станок У-652 дуговой для на- плавки под флюсом коленча- тых валов | Dэ = 1,6–2,5 мм Vп = 50–500 м/ч nш = 0,03–10,4 мин-1 Yном = 500 А Q = 3 шт./ч N = 1,68 кВА | 2720 ´ 1220 ´ 2650 | То же | |
Станок УД233 и УД-283 для дуговой наплавки коренных шеек коленчатых валов | Dэ = 2,6–20 мм Vп = 220–340 м/ч Vн= 6 м/ч, i = 5 nш= 0,03–10,4 мин-1 Yном =500 А Q = 4 шт./ч | 1400 ´ 1890 ´ 1500; 1700 ´ 1280 ´ 1495 |
Механизированная наплавка | Станок УД233-01 и УД-284 для дуговой наплавки шатун- ных шеек коленчатых валов | Dэ = 2,6–20 мм Vп = 220–340 м/ч Vн £ 6 м/ч, i = 4 Q = 4 шт./ч | 1440 ´ 1890 ´ 1500; 1700 ´ 1280 ´ 1495 | |
Станок УД-146 для дуговой наплавки шлицев | Dэ = 2,6–3,2 мм Vп = 180–280 м/ч Vн= 36 м/ч, N = 0.36 кВ | 2000 ´ 640 ´ 1600 | ||
Станок OS 2100 для наплавки клапанов двигателя | N = 80 кВт Q = 20 шт./ч | 1600 ´ 1050 ´ 2000 | Используется с источников ВПЧ-50-8000 | |
Установка для дуговой на- плавки в защитном (углеки- слом) газе У-209 | Dэ = 1,2–3,2мм Vп = 100–350м/ч Vн = 12–30м/ч S = 0,024–3,8 м/мин M = 0,56 кВА | |||
Станок для дуговой широко- слойной наплавки коренных шеек коленчатых валов УД-139 | dэ= 2 мм, Vп= 220 м/ч Vн = 8 м/ч Iном = 300 А, i = 5 N = 0,18 кВт | 1575 ´ 1630 ´ 1235 | Источник питания устанавливается отдельно | |
Станок для наплавки в защит- ных газах У-651 | dэ = 1,6–3,5 мм Vп = 50–500 м/ч nш = 0,025–8,7 мин-1 Iном= 500 А, N = 1,2 кВт | 2720 ´ 1300 ´ 2050 | Источник питания устанавливается отдельно | |
Установка для наплавки 01-06-081 «Ремдеталь» | dэ = 0,8–1,6 мм Vп = 10–160 м/ч Iном = 315 А | 2800 ´ 960 ´ 1725 |
Механизированная наплавка | Установка для плазменной на- плавки ОКС-11231-ГОСНИТИ | Порошки из твердых сплавов, газ – аргон | 2225 ´ 1236 ´ 1815 | |
Полуавтомат для дуговой сварки в среде углекислого газа А-547-Р (А-607) | dэ = 0,8–1,0 мм Vп = 100–250 м/ч Iном = 150 А | 350 ´ 140 ´ 245 (механизм подачи); 385 ´ 85 ´ 245 (пульт управления) | Переносной | |
Полуавтомат для дуговой сварки в среде углекислого газа А-537 | dэ = 1,6–2,0 мм Iном = 300–600 А | 300 ´ 280 ´ 325 (механизм подачи); 440 ´ 350 ´ 450 (шкаф управления) | Переносной | |
Шланговый полуавтомат для дуговой сварки в углекислом газе А-1567 | dэ = 1,2–2,8 мм Vп = 120–720 м/ч Iном = 500 А N = 40 кВт | 2950 ´ 800 ´ 3435 | ||
Шланговый полуавтомат для дуговой сварки в защитном газе А1631Р | dэ = 0,8–2,0 мм Vп = 200–720 м/ч Iном = 500 А N = 40 кВт | 340 ´ 150 ´ 450 | ||
Шланговый полуавтомат для дуговой сварки в защитном газе А-1750 и А-1750-01 | dэ = 0,8–2,0 мм Vп = 100–600 м/ч Iном = 315 А Iном = 500 А N = 40 кВт | 1970 ´ 570 ´ 945; 1080 ´ 808 ´ 1026 | Размеры по источнику тока |
Окончание табл. 4.1
Механизированная наплавка | Установка для дуговой свар- ки в среде аргона УДАР-300 | dэ = 2–6 мм Iном = 300 А | 696 ´ 788 ´ 1780 (шкаф управления); 510 ´ 735 ´ 660 (дроссель насыщения) | |
Установка для дуговой свар- ки в среде аргона ПДА-300 | dэ = 1,6–2,0 мм Vп = 1,5–7,5 м/мин Iном = 400 А | 425 ´ 340 ´ 345 (механизм подачи); 550 ´ 460 ´ 770 (шкаф управления) | ||
Полуавтомат для дуговой наплавки под слоем флюса А-409, А-580 | dэ = 1,0–3,0 мм Vп = 0,8–6,8 м/мин Iном = 400 А | 925 ´ 1200 ´ 1250 | Устанавливается на станках или вращателях | |
Автоматическая головка для импульсно-дуговой КУМА-5М | dэ = 1,5–2,0 мм Vп = 0,4–1,6 м/мин Vн = 0,35–0,7 м/мин | 350 ´ 150 ´ 450 | Устанавливается на станках или вращателях |
Расчет количества оборудования для восстановления деталей конкрет- ным способом производится по рекомендациям [21, 22] исходя из техниче- ской нормы времени (рассчитанной по операциям технологического процес- са восстановления), планируемого режима работы (годовой фонд времени работы оборудования, коэффициент его загрузки), производственной про- граммы.
На рис. 4.2–4.9 приведены варианты планировочных решений по орга- низации рабочих мест восстановления деталей, которые могут быть исполь- зованы в качестве предполагаемого решения. В табл. 4.2 приведены услов- ные обозначения, которые использованы в рисунках.
Таблица 4.2
Условные обозначения, используемые в рисунках
Наименование | Графическое изображение на плане |
Подвод холодной воды | |
Подвод горячей воды | |
Подвод холодной воды с отводом в кана- лизацию | |
Подвод воды с устройством раковины для холодной и горячей воды | |
Слив отработавших жидкостей (промыш- ленных стоков) в канализацию | |
Подвод масла | |
Подвод пара | |
Подвод сжатого воздуха | |
Подвод энергетического газа | |
Подвод ацетилена | |
Подвод кислорода | |
Вентиляционный отсос | |
Потребитель электроэнергии | |
Розетка штепсельная трехфазная | |
Розетка штепсельная однофазная | |
Щит управления |
Рис. 4.2. Схема размещения оборудования на рабочем месте по ремонту коленчатых и распределительных валов способом ремонтных размеров:
1 – круглошлифовальный станок для шлифования коренных и шатунных шеек коленчатых валов; 2 – стеллаж для коленчатых и распределительных валов; 3 – токарный станок; 4 – тумбочка для инструмента; 5 – монтажный стол; 6 – станок для полировки шеек коленчатых валов; 7 – установка для промывки масляных каналов в блоках и коленчатых валах; 8 – приспособление для напрессовки шестерни и противовеса на коленчатый вал; 9 – стеллаж для распределительных валов; 10 – слесарный верстак на одно рабочее место; 11 – комплектовочная тележка; 12 – копировально-шлифовальный станок; 13 – круглошлифовальный станок
Рис. 4.3. Планировка предприятия по восстановлению коленчатых валов двигателей газотермическим напылением:
1 – верстак слесарный; 2 – станок для шлифования шеек; 3 – установка для газотермического напыления; 4 – стеллажи; 5 – пресс для правки;
6 – установка дробеструйная, 7 – станок суперфинишный;
8 – токарно-винторезный станок
Рис. 4.4. Планировка предприятия по восстановлению корпусных деталей железнением и синтетическими материалами:
1 – верстак (монтажный стол); 2 – стеллажи; 3 – расточной станок; 4 – стенд-кантователь; 5 – шкаф сушильный; 6 – верстак для работы синтетическими материалами; 7 – ванна анодной обработки; 8 – выпрямитель;
9 – ванна железнениия; 10 – ванна нейтрализации; 11 – установка вневанного железнения; 12 – баки для растворов; 13 – ванна для проявки деталей и обезжиривания; 14 – круглошлифовальный станок
Рис. 4.5. Участок восстановления деталей наплавкой и газотермическим напылением
1 – установка ТВЧ; 2 – дробеструйная установка; 3 – комплект ГТН; 4 – установка для ГТН; 5 – масловлагоотделитель; 6 – станок для намотки проволоки; 7 – преобразователь сварочный; 8 – стеллаж для деталей;
9 – верстак слесарный; 10 – установка для наплавки; 11 – стеллаж секционный для оснастки; 12 – ларь
Рис. 4.6. Схема комплекса по централизованному восстановлению деталей железнением:
1 – вертикально-расточной станок; 2 – станок внутришлифовальный;
3 – верстак слесарный; 4 – ванна для электролитического обезжиривания;
5 – ванна для анодного травления; 6 – ванна для нейтрализации;
7 – стеллаж для деталей; 8 – установка для вневанного железнения; 9 – кислотостойкий насос; 10 – ванна с холодной водой; 11 – ванна с горячей водой; 12 – выпрямитель; 13 – тумбочка инструментальная; 14 – шкаф инструментальный; 15 – стеллаж; 16 – полочный стеллаж; 17 – станок круглошлифовальный; 18 – стол контролера; 19 – бак для отстоя электролита с фильтрами; 20 – столы и подставки для подвесок
Рис. 4.7. Планировка предприятия по централизованному восстановлению распределительных валов:
1 – копировально-шлифовальный станок; 2 – круглошлифовальный станок; 3 – пресс гидравлический; 4 – станок для механизированной наплавки (переоборудованный токарно-винторезный); 5 – источник питания; 6, 7 – пост наплавки кулачков с устройством для охлаждения;
8 – устройство контроля соосности; 9 – тумбочка инструментальная; 10 – стеллаж; 11 – обдирочно-шлифовальный станок; 12 – дополнительный редуктор; 13 –
Рис. 4.8. Схема участка по централизованному восстановлению шатунов: 1 – плоско-шлифовальный станок; 2 – верстак слесарный; 3 – установка электролитического наращивания с одновременным хонингованием; 4 – горизонтально-расточной станок; 5 – стол контрольный; 6 – стеллаж;
7 – ванна обезжиривания; 8 – ванна горячей промывки;
9 – ванна холодной промывки; 10 – ванна нейтрализации;
11 – установка сушки
Рис. 4.9. Схема организации специализированного участка по восстановлению вилок (рычагов):
1 – ручной пресс для правки; 2 – станок плоскошлифовальный;
3 –станок вертикально-сверлильный; 4 – установка для наплавки;
5 – закалочный станок; 6 – высокочастотная установка с ламповым генератором; 7 – твердомер Роквелла; 8 – верстак слесарный; 9 – стеллаж для деталей; 10 – приемный столик; 11 – стол для контроля; 12 – стеллаж для инструмента; 13 – шахтная электрическая печь; 14 – фрезерный станок
ЛИТЕРАТУРА
1. Масино, M.A. Организация восстановления автомобильных деталей
/ M.A. Масино. – М.: Транспорт, 1981. – 176 с.
2. Какуевицкий, В.А. Восстановление деталей автомобилей на специали- зированных предприятиях / В.А. Какуевицкий. – М.: Транспорт, 1988. – 149 с.
3. Молоков, Б.М. Организация восстановления деталей машин в сель- ском хозяйстве / Б.М. Молоков. – М.: Колос, 1979. – 179 с.
4. Намаконов, Б. Экологическая необходимость вторичного производства машин. / Б. Намаконов // Автомобильный транспорт. – 1998. – № 8. – С.43–44.
5. Колясинский, З.С. Агрегатный метод ремонта подвижного состава автомобильного транспорта /З.С. Колясинский, Н.А. Болтышев // Автомо- бильный транспорт: обзор информ. Сер. Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей / ЦБНТИ Минпрома РСФСР – М., 1984. – Вып.2. – 76 с.
6. Ремонт автомобилей / под ред. Л.В. Дехтеринского. – М.: Транспорт, 2002. – 296 с.
7. Демьянюк, Ф.С. Технологические основы поточно-автоматического производства / Ф.С. Демьянюк. – М.: Высшая школа, 1965. – 690 с.
8. Шадричев, В.А. Основы выбора рационального способа восстанов- ления автомобильных деталей металлопокрытиями / В.А. Шадричев. – М.-Л.: Машгиз, 1962. – 296 с.
9. Шадричев, В.А. Основы технологии автостроения и ремонт автомо- билей: учебник /В.А. Шадричев. – Л.: Машиностроение, 1976. – 560 с.
10. Исследование ремонтопригодности и разработка прогрессивных технологических процессов ремонта основных агрегатов автомобилей КрАЗ: отчет о НИР (заключ.)/ Деп. в ВИНИТИ; рук. работы В.М. Щебров. – Минск, 1974. – С.7–25. – № ГР 72048695.
11. Щебров, В.М. Информационные аспекты исследования ремонто- пригодности деталей и выбор критериев ее оценки / В.М Щебров, В.К. Яро- шевич, А.В. Казацкий. // Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр./ Международная академия информационных технологий. – Минск, 2002. – Вып. 8. – С.49–54.
12. Оборудование для ремонта автомобилей / под ред. М.М. Шахнеса. –
М.: Транспорт, 1979. – 384 с.
13. Дасоян, M.A. Оборудование цехов электрохимических покрытий.
/ M.A. Дасоян, И.Я. Пальмская. – Л.: Машиностроение, 1979. – 288 с.
14. Козлов, Ю.С. Очистка автомобилей при ремонте. / Ю.С. Козлов –
М.: Транспорт, 1981. – 152 с.
15. Афанасиков, Ю. Проектирование моечно-очистного оборудования АРП / Ю. Афанасиков. – М.: Транспорт, 1989. – 236 с.
16. Коробко, В.И. Технологическое оснащение авторемонтного произ- водства / В.И. Коробко, В.П. Иванов, В.И. Семенов. – Минск: Университет- ское, 1994. – 180 с.
17. Колясинский, З.С. Механизация и автоматизация авторемонтного производства / З.С. Колясинский, Г.Н. Сархошьян, A.M. Лисковец. – М.: Транспорт, 1982. – 161 с.
18. Рыбаков, В.М. Дуговая и газовая сварка / В.М. Рыбаков. – М.: Выс- шая школа, 1986. – 208 с.
19. Савич, А.С. Технология и оборудование ремонта автомобилей
/ А.С. Савич, В.П. Иванов, В.К. Ярошевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009. – 364 с.
20. Китаев, А.М. Справочная книга сварщика / А.М. Китаев. – М.: Ма- шиностроение, 1985. – 256 с.
21. Савич, А.С. Проектирование авторемонтных предприятий. Курсо- вое и дипломное проектирование / А.С. Савич, А.В. Казацкий, В.К. Яроше- вич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2002. – 256 с.
22. Казацкий, А.В., Восстановительные технологии: учебно- методическое пособие. / А.В. Казацкий, А.С. Савич, В.К. Ярошевич. – Минск: БНТУ, 2005.
23. Ярошевич, В.К. Технология производства и ремонта автомобилей: учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта
/ В.К. Ярошевич, А.С. Савич, А.В. Казацкий. – Минск: БНТУ, 2009. – 40 с.
24. Молодык, Н.В. Восстановление деталей машин: справочник
/ Н.В. Молодык, А.С. Зенкин. – М.: Машиностроение, 1989. – 480 с.
25. Технология авторемонтного производства / под ред. К.Т.Кошкина. –
М.: Транспорт, 1969. – 568 с.
26. Бабусенко, С.М. Современные способы ремонта машин / С.М. Ба- бусенко, В.А. Степанов. – М.: Колос, 1977. – 268 с.
27. Маслов, Н.Н. Качество ремонта автомобилей / Н.Н. Маслов. – М.: Транспорт, 1975. – 375 с.
28. Справочник технолога авторемонтного производства / под ред. Г.А. Малышева. – М.: Транспорт, 1977. – 432 с.
29. Капитальный ремонт автомобилей: справочник / под ред. Р.Е. Есен- берлина. – М.: Транспорт, 1989. – 335 с.
30. Ярошевич, В.К. Технология ремонта автомобилей: лабораторный практикум / В.К. Ярошевич, А.С. Савич, А.В. Казацкий. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2004. – 392 с.
31. Казацкий, А.В. Основы организации и проектирования рабочих мест по восстановлению деталей на предприятиях автомобильного транспор- та: методическое пособие / А.В. Казацкий, В.С. Смольская. – Минск: БНТУ, 2010. – 40 с.
32. Справочная книга по технологии ремонта машин в сельском хозяй- стве / под ред. А.И. Селиванова. – М.: Колос, 1975. – 600 с.
33. Таратута, А.И. Пособие электро- и газосварщику / А.И Таратута, А.И. Шевцов. – Минск: Ураджай, 1990. – 112 с.
34. Силуянов, В.Л. Прогрессивные способы восстановления деталей машин
/ В.Л. Силуянов, В.А. Надольский, Л.И. Лужнов. – Минск: Ураджай, 1988. – 120 с.
35. Дорожкин, Н.Н. Импульсные методы нанесения порошковых по- крытий / Н.Н. Дорожкин, Т.М. Абрамович, В.К. Ярошевич. – Минск: Наука и техника, 1985. – 280 с.
36. Байкалова, В.Н. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин / В.Н. Байкалова. – М.: Колос, 1979. – 81 с.
37. Бардышев, О.А. Организация ремонта техники на транспортном строи- тельстве / О.А. Бардышев, A.M. Ратнер, В.Г. Тайц. – М.: Транспорт, 1988. – 240 с.
38. Сергеев, А.Г. Диагностирование электрооборудования автомобилей
/ А.Г. Сергеев, В.Е. Ютт. – М.: Транспорт, 1987. – 159 с.
39 Кузнецов, Е.С. Производственная база автомобильного транспорта. Состояние и перспективы / Е.С. Кузнецов, И.П. Курников. – М.: Транспорт, 1988. – 232 с.
40. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения: ГОСТ 27.002.–89: Введ. 01.07.90. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 38 с.
41. Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта. Комплектность: СТБ 930-2004. Введ. 28.06.2004. – Минск: Изд-во НП «БелГИСС», 2004. – 5 с.
42. Восстановление деталей машин: справочник / под ред. В.П. Ивано- ва. – М.: Машиностроение, 2003.
43. Технический кодекс установившейся практики. Техническое об- служивание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и пра- вила проведения: ТКП 248–2010 (02190). – Минск: М-во транспорта и ком- муникаций Респ. Беларусь, 2010. – 43 с.
ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
Учебно-методическое пособие для студентов специальности
1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей»
Учебное электронное издание
М и н с к ◊ Б Н Т У ◊ 2 0 1 2
УДК 629.113.004
А в т о р ы :
А.В. Казацкий, В.С. Смольская
Р е ц е н з е н т ы :
М.С. Лебедев, заведующий научно-исследовательской и испы- тательной лабораторией транспортных средств БНТУ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник;
В.П. Миклуш, декан факультета «Технический сервис в АПК», учреждение образования «Белорусский аграрный технический университет», кандидат технических наук, профессор
В учебно-методическом пособии изложены вопросы использования производственно-технической базы организаций автомобильного транспорта для выполнения работ по ремонту автомобилей и восстановлению деталей. Рассмотрены вопросы классификации технологического оборудования и ос- настки, методика подбора для различных способов восстановления. Приве- дены основные характеристики оборудования и оснастки для восстановления деталей способами, освоенными в ремонтном производстве: сваркой и на- плавкой, газотермическим напылением, гальванопокрытиями, обработкой давлением и др. Изложены особенности технического оснащения и организа- ции рабочих мест для восстановления деталей различных классов и проведе- ния восстановительного ремонта отдельных систем автомобиля.
В пособии рассмотрены вопросы организации рабочих мест по восста- новлению деталей приведены примеры планировочных решений. На основа- нии разработанных типовых технологических процессов восстановления де- талей различных классов предлагается поэтапное решение их технического обеспечения. Приведен перечень средств технического оснащения для вос- становления деталей распространенными в реальной практике способами и их основные характеристики.
Пособие может быть использовано студентами специальностей «Авто- сервис», «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте», «Организация дорожного движения», специализации «Профес- сиональное образование» (автомобильный транспорт), слушателями курсов по- вышения квалификации, учащимися средних специальных заведений.
Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь Тел.(017)292-81-96 факс (017)292-22-74
Регистрационный № ЭИ БНТУ/АТФ17-65.2012
© Казацкий А.В., Смольская В.С., 2012
© БНТУ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4
1. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ............................................................................................... 7
1.1. Необходимость и целесообразность восстановления деталей............. 7
1.2. Организация ремонта автомобилей при централизованом восстановлении деталей в современных условиях .................................................................. 9
1.3. Классификация и номенклатура деталей для восстановления.......... 10
1.4. Критерии оценки способов восстановления деталей и их использование для выбора оптимального способа .................................................................... 14
1.5. Общая характеристика оборудования для восстановительных технологий 18
1.6. Особенности организации и технологического обеспечения восстановительного ремонта отдельных систем и узлов автомобиля ....... 24
2. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ДЕТАЛЕЙ .......................................... 28
2.1. Восстановление деталей сваркой, различными способами наплавки и газотермического напыления материалов .................................................. 28
2.1.1. Источники питания электрической дуги....................................... 28
2.1.2. Газопламенное расплавление материалов................................... 35
2.2. Источники питания гальванических ванн и установок...................... 41
2.3. Специальное оборудование и устройства для механизации и автоматизации процессов восстановления ........................................................................... 42
3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И РАБОЧИХ МЕСТ. 64
4. МЕТОДКА РАЗРАБОТКИ ВЕДОМОСТИ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ................................................................................................... 71
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 86
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия экономических отношений и инновационные техноло- гии требуют от специалистов, работающих в области эксплуатации и ремонта автомобильного транспорта фундаментальной подготовки по специальным дисциплинам.
Прогресс в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте авто- мобилей зависит от многих факторов, однако доминирующим из них являет- ся состояние производственно-технической базы (ПТБ) организаций автомо- бильного транспорта (ОАТ) и наличие высококвалифицированных кадров, способных на должном уровне реализовать достижения науки и техники. Следует также отметить то обстоятельство, что технологическое оборудова- ние является наиболее важным элементом ПТБ, оказывает существенное влияние на качество и производительность при ремонте автомобилей и вос- становлении деталей, способствует улучшению условий труда и защите ок- ружающей среды, экономии топливно-энергетических ресурсов.
Происходящие изменения в экономике страны предполагают и вызы- вают необходимость успешного развития науки и техники. Развитие науки и разработка прогрессивных технологий не возможны без квалифицированных специалистов в различных отраслях экономики. Автомобильный транспорт – это то звено, без которого нет связи производителя с потребителем. Мобиль- ность автомобильного транспорта, в отличие от других видов транспорта, де- лает его необходимым и приоритетным. Поэтому обеспечение работоспособ- ности и увеличение срока службы автомобилей является одной из важней- ших задач в области технической эксплуатации и восстановления деталей.
Квалифицированные специалисты должны обладать достаточным запа- сом знаний для решения вопросов технической эксплуатации и ремонта ав- томобилей, разработки новых технологий. Все это предполагает и вызывает нео