Технология восстановительного ремонта покрышек

Восстановительный ремонт покрышек выполняют после устра­нения местных повреждений путем снятия с них старого протек­тора и наложение нового. Технологический процесс наложения нового протектора включает следующие операции: Мойка и сушка (см. разд. 24.2).

Удаление старого протектора и шероховка — выполняют на шероховальном станке, который оснащен специальным режущим ин­струментом. Для придания упругости покрышки внутрь ее вклады­вают камеру и наполняют сжатым воздухом. После шероховки с поверхности покрышки с помощью пылесоса удаляют пыль. Устранение повреждений (см. разд. 24.2).

Нанесение клея на шерохованную поверхность покрышки осуществляют методом распыления, используя для этого сжатый воздух. Метод позволяет сократить время сушки клея за счет испа­рения паров бензина.

Подготовка протекторной резины включает: подготовку заготовки требуемой длины, создание на ее концах косою среза под углом 20°, нанесение резинового клея малой концентрации на поверх­ности заготовки и косого среза в месте стыка и сушку заготовки в камере при температуре 30...40°С в течение 30...40 мин.

Наложение протекторной резины и ее прикатку выполняют на прикаточном станке в следующем порядке: проводят укладку слоя листовой прослоечной резины на просушенную клеевую пленку и прикатывают его роликом, проводят укладку и прикатывние под­готовленной протекторной профилированной резины. Наложение нового протектора также может осуществляться методом навивки на вращающуюся покрышку узкой ленты из сырой резиновой смеси шириной 20...25 мм и толщиной 3...5 мм по определенной схеме автоматически на специальном агрегате.

Вулканизация протектора выполняется в кольцевых вулканиза­торах, которые представляют собой разъемную по окружности фор­му с выгравированным рисунком протектора. Форма нагревается паром до температуры вулканизации (143 ± 2)°С. Для опрессовки покрышки вовнутрь ее укладывают в варочную камеру, в которую подается сжатый воздух давлением 1 ...3 МПа. После вулканизации

на протекторе образуется рисунок, соответствующий рисунку пресс-формы. Время вулканизации зависит от размеров покрышки, тол­щины вулканизируемого слоя резины и состава резиновой смеси.

Отделка покрышки — это срезание излишков и наплывов ре­зины, зачистка на шероховальном станке мест среза и стыковка краев протектора с боковинами.

Контроль качества ремонта — это физико-механические испы­тания, предназначенные для проверки покрышек на твердость, разрыв, относительное удлинение и стирание. Контроль качества покрышек проводится выборочно в количестве 0,1% от каждой принимаемой партии.

У восстановленных покрышек не допускаются пористость, губчатость, пузыри, отслоения, складки, неровности на внутренней поверхности, расслоения каркаса и брокера, деформация метал­лического кольца.

На боковине или в плечевой зоне покрышки обозначаются: за­водской номер; наименование или товарный знак предприятия, выполняющего восстановление; класс восстановления; месяц и год восстановления; штамп ОТК.

Технология ремонта камер

Камеры могут иметь следующие дефекты: проколы, пробои или порезы, разрывы, повреждения или отрыв вентиля. Перед ремонтом камеры подвергаются осмотру и проверке под давле­нием 0,15 МПа в ванне с водой. Камеры выбраковываются с при­знаками старения резины, при наличии трещин, разрывов дли­ной свыше 150 мм и шириной более 50 мм и подвергшихся воз­действию веществ, разрушающих резину.

Технологический процесс ремонта камер включает следующие операции:

Подготовка камеры включает вырезку поврежденного места нож­ницами в форме овала. При повреждении камеры в месте установ­ки вентиля или самого вентиля этот участок вырезают под поста­новку заплаты, а для вентиля пробивают отверстие в другом месте диаметром 5...6мм. В местах проколов камеру не вырезают.

Придание шероховатости краям выреза выполняют шлифоваль­ным кругом на ширину 20...30 мм по всему периметру. Границы обработки места под установку пятки вентиля должны быть удале­ны от краев накладываемой пятки на 15...20 мм. Обработанные места очищают от пыли жесткой щеткой.

Нанесение клея и его сушка. Клей получают растворением клее­вой резины в бензине Б-70. Нанесение клея и сушку проводят дваж­ды: первый слой — клеем малой концентрации (1:8); второй — клеем большой концентрации (1:5). Клей наносят методом распы­ления или кистью из тонкой щетины тонким ровным слоем. Суш­ку каждого слоя выполняют при 25...40°С в течение 20... 30 мин.

Подготовка починочного материала включает: вырезку заплаты, ее шероховка, нанесение на нее клея и просушку. Для ремонта ка­мер используют заплаты из годных частей утильных камер, не име­ющих трещин, затвердений и следов воздействия нефтепродуктов или заплаты из сырой камерной листовой резины толщиной 2 мм. Размеры вырезанных заплат превышают размеры повреждений ка­мер на 15... 30 мм. Заплаты из вулканизированной резины готовят в такой последовательности: шероховка на наждачном круге с одной стороны, скашивая края заплаты; нанесение клея концентрацией 1:8 с просушкой каждого слоя; обкладка краев лентой из прослоечной резины ширины 5...7 мм. Проколы размером до 2 мм заде­лывают только сырой резиной. Заготовки для пятки вентилей ка­мер изготавливают из сырой камерной резины и прорезиненного чефера, на который наносят один слой клея с последующей про­сушкой, собираются с вентилем и вулканизируются.

Заделка повреждений заключается в наложении заплат на каме­ру, прикатывании их роликом и припудривании тальком.

Вулканизация камер проводится в такой последовательности: ка­меру накладывают заплатой на вулканизационную плиту, припудрен­ную тальком, так, чтобы центр заплаты был совмещен с центром прижимного винта; на участок камеры устанавливают резиновую про­кладку и прижимную плитку, которая должна перекрывать края запла­ты на 10... 15 мм и не зажимать края сложенной вдвое камеры. Время вулканизации зависит от размера заплаты. Мелкие заплаты вулкани­зируют в течение 10, стыки — 15, фланцы вентилей — 20 мин.

Отделка камер включает срезание краев заплаты и стыков за­подлицо с поверхностью камеры и шлифование наплывов, зау­сенцев и других неровностей.

Контроль качества камеры проводят наружным осмотром и ис­пытанием на герметичность под давлением воздуха 0,15 МПа в ванне с водой. У отремонтированных камер не допускаются пори­стость резины, вздутия, следы недовулканизации, отслаивание пятки вентиля и заплат.

Гарантийные обязательства

Нормы пробега восстановленных и прошедших ремонт местных повреждений шин определяются соответствующими стандартами и гарантируются шиноремонтными заводами (табл. 24.5 и 24.6). На восстановленных шинах фактический пробег считается с момента восстановления.

При выходе шин из эксплуатации ранее гарантийной нормы автопредприятие устанавливает причины преждевременного вы­хода шин из строя. Если это произошло по заводским производ­ственным причинам, комиссия составляет рекламационный акт. Покрышка, подлежащая рекламации, направляется заводу вместе с карточкой учета работы шины и рекламационным актом.

Таблица 24.5

Наши рекомендации