О б ъ е к т о м научного исследования является материальная или идеальная
система. Предмет - это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.
Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования.
По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т. п.
По целевому назначению выделяются три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.
Ф у н д а м е н т а л ь н ы е и с с л е д о в а н и я направлены на открытие и изучение новых явлении и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.
П р и к л а д н ы е и с с л е д о в а н и я направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель - установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека. В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т. п. Целью опытно-конструкторских работ является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции. В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется раз р а б о т к о й. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.
По степени важности для народного хозяйства научные исследования подразделяются на: важнейшие работы, выполняемые по специальным постановлениям правительства, министерств, научно - техническим программам.
В зависимости от источника финансирования научные исследования делят на госбюджетные, хоздоговорные и не финансируемые. Госбюджетные научные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками на основе хозяйственных договоров. Такие организации могут быть как производственные, так и научно-исследовательские.
Не финансируемые исследования выполняются по договорам о сотрудничестве.
Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под н а у ч н ы м н а п р а в л е н и е м понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и т. п. направления с возможной последующей детализацией.
К техническому направлению можно отнести исследования в области технической термодинамики;
к биологическому направлению - исследования в области биохимии или генной инженерии и т. д.
Таким образом, основой научного направления является специальная наука или ряд специальных наук, входящих в ту или иную научную отрасль, а также специальные методы исследования и технические устройства (например, газотурбостроение и т. д.).
Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы; проблемы, темы и научные вопросы.
К о м п л е к с н а я про б л е м а представляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью; проблема - это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе. С социально-психологических позиций проблема - это отражение противоречия между общественной потребностью в знании и известными путями его получения, противоречия между знанием и незнанием. Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении цели. Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач. Так, например, проблема охраны природы является глобальной, поскольку ее решение направлено на удовлетворение общечеловеческих потребностей. Кроме перечисленных различают проблемы общие и специфические.
К общим относят проблемы общенаучные, общенародные и т. п. Общенародные проблемы - внедрение малоотходных и безотходных, энерго- и материалосберегающих технологических процессов и систем машин; подъем общественного престижа высококачественного труда и профессионального мастерства; обеспечение динамического и пропорционального развития единого народнохозяйственного комплекса страны и эффективное взаимодействие всех его звеньев и т. д.
Специфические проблемы характерны для определенных производств той или иной промышленности. Так, в автомобильной промышленности такими проблемами являются экономия топлива и создание новых видов горючего и т. п.