Вопрос 9. специфика научного знания и структура научного исследования

Любое познание необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность, но различные виды познания по-разному выполняют эту роль.

Деятельность – сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами.

Пример: железная руда как продукт горнодобывающего производства становится предметом, которые преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводе из добытой сталеваром стали, служат средством деятельности в другом производстве.

Стуктура элементарного акта деятельности:

вопрос 9. специфика научного знания и структура научного исследования - student2.ru Субъектная структура Предметная структура

Ценности, цели, знания и навыки
Ср.

вопрос 9. специфика научного знания и структура научного исследования - student2.ru вопрос 9. специфика научного знания и структура научного исследования - student2.ru

Действия (операции) вопрос 9. специфика научного знания и структура научного исследования - student2.ru

Средства

деятельности

вопрос 9. специфика научного знания и структура научного исследования - student2.ru С П Р

Субъект деятельности Предмет Результат

(исходный материал) (продукт как

опредмеченная цель)

Правая часть схемы изображает предметную (объектную) структуру деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Левая часть – субъектная структура, включает S-та деятельности (с его целями, ценностями, знаниями операций и навыками), осуществляющего целесообразные действия и использующего для этого определенные средства деят-ти. Средства и действия – и к объектной, и к субъектной структуре. Средства м.б. представлены в качестве искусственных органов человеч.деят-ти (субъектная) и в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с др.О-ми (предметная). Операции – и как действия человека, и как естественные взаимодействия О-в.

Ценность - отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель – на вопрос: что должно быть получено в деятельности, это идеальный образ продукта.

Функциями предмета деятельности могут быть как фрагменты природы, преобразуемые в практике («предметная сторона» изменения человеком природы), так и люди, «свойства», которые меняются при их включении в различ.социал.подсистемы, а также сами эти подсистемы, взаимодействующие в рамках общества как целостного организма («предметная сторона» практики, направленной на изменение социал. О-в). Т.о., человек может выступать и как S, и как О практического действия.

На ранних стадиях развития общества субъектная и предметная стороны практич.деятельности не расчленяются в познании, а берутся как единое целое. Познание отображает способы практического изменения О-в, включая в их характеристику цели, способности и действия человека. Такое представление об О-х переносится на всю природу, которая рассматривается сквозь призму осуществляемой практики.

Первобытное мышление: силы природы уподобляются человеческим силам, ее процессы – человеческим действиям. Совершенствование средств и орудий труда - те операции, которые выполнялись непосредственно человеком, теперь выполнялись посредством орудий, которые последовательно воздействовали др. на др. и лишь затем на преобразуемый О-т. Возникает новое представление о силах природы: раньше силы понимались только по аналогии с физическими усилиями человека, а теперь начинают рассматриваться как механические силы, как результат взаимодействия самих природ. предметов. Т.е. познание начинает отделять предметную сторону практики от субъективных факторов и рассматривать ее как самостоятельную реальность – это одно из необход. условий для возникновения науч.исследования.

Конечная цель науки – предвидеть процесс преобразования предметов практич.деят-ти (О-т в исход.состоянии) в соотв.продукты (О-т в конеч.состоянии).Осн.задача науки – выявить законы, в соотв-и с которыми изменяются и развиваются О-ты. Природа – естесств.и технич.науки, социал.О-ты – обществен.науки.

Ориентация науки на изучение О-тов, которые м.б. включены в деят-ть (либо актуально, либо потенциально возможные объекты будущего преобразования), и их исследование как подчиняющихся объектив-м законам фукнцион-ния и развития – первая главная особенность научного познания.

Т.о., в отличие от художественной формы познавательной деятельности, в которой О-ты не отделяются от субъективных факторов (любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету), наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Наука в человеч.деят-ти выделяет только ее предметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры.

При этом наука способна исследовать и компоненты субъектной структуры (цели, ценности, состояния сознания), но под одним углом зрения – как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Так, где наука не может сконструировать предмет и определить сущностные связи, и лежат ограничения, остальное компенсируется другими формами постижения мира – искусством, религией, нравственностью, философией.

Вторая главная особенность научного познания: нацеленность науки на изучение не только О-тов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех О-тов, которые м.стать предметом массового практич.освоения в будущем. Т.е. теоретическое исследование – определяющая характеристика развитой науки (когда она направлена не только на решение сиюминутных прикладных задач, но и задач, представляющих сугубо теоретич.интерес для исследователя, но которые в дальнейшем позволяют достичь значительных успехов и в прикладной области) – способность теорий потенциально содержать в себе множество будущих нов.технологий и неожиданных практических приложений. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное, стихийно-эмпирическое знание.

Эти две особенности – основные, все остальные (ниже) – выводятся из этих двух.

Наши рекомендации