Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики
Общекультурные компетенции (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические
заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-педагогической деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
7. Структура и содержание научно-педагогической практики
Структура научно-педагогической практики
№ | Вид и содержание работ | Форма отчетности |
Ознакомление с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса по дисциплине | Запись в дневнике | |
Ознакомление с нормативными документами планирования учебной деятельности института (ФГОС ВПО, учебный план, график учебного процесса, учебная программа по дисциплине | Запись в дневнике | |
Посещение и анализ лекционных, лабораторных, семинарских и практических занятий преподавателей кафедры (не менее 3-х занятий) | Конспекты, запись в дневнике | |
Подготовка, проведение и анализ лекционных, лабораторных, семинарских и практических занятий (не менее 2-х занятий) | План-конспект занятий, их анализ, отзыв и оценка научного руководителя | |
Работа со специальной научно-методической литературой | Список литературных источников по педагогике и технологии высшего профессионального обучения | |
Выполнение научно-педагогического исследования | Тесты для контроля знаний обучающихся; разработка и корректировка электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам; методика проведения инновационных форм занятий | |
Взаимопосещение учебных занятий (не менее 2-х занятий) | Протоколы и анализ просмотренных занятий |
Содержание научно-педагогической практики
Перед началом педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами; происходит распределение по академическим группам и закрепление дисциплин; знакомство с преподавателями, ведущих занятия в этих группах; обсуждение графика практики и требований, предъявляемых ППС к студентам, уточнение календарных планов проведения учебных занятий.
Перед магистрантом ставится задача разработать индивидуальный план (см.прил.) прохождения научно-педагогической практики, который должен быть согласован с научным руководителем, руководителем практики и внесен в дневник. Конкретное содержание практики планируется научным руководителем.
Магистранты выполняют научно-педагогическое исследование по одному из направлений, актуальных для современного этапа реформирования системы высшего образования:
1. Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе;
2. Разработка и корректировка электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам;
3. Проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
4. Методика разработки тестов;
5. Создание дидактических материалов по отдельным дисциплинам;
6. Методика проведения инновационных форм занятий (деловых и ролевых игр, дебатов и т.д.) и пр.
В течение первого этапа (1 неделя) магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики и утверждает его у научного руководителя и руководителя практики. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомство с методиками проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирование; освоение инновационных образовательных технологий и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, тесты, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
На втором этапе (2 неделя) магистрант присутствует в качестве наблюдателя на занятиях (не менее 3-х) педагогов и самостоятельно анализирует их. Результаты анализа оформляются в письменном виде в дневнике практики. Магистрант ведет подготовку к самостоятельному проведению занятий: подбирает методы и методические приемы, наглядные пособия, составляет план-конспект занятия (см.прил.) и т.д.
Следующим этапом научно-педагогической практики (3 неделя) является самостоятельное проведение занятий магистрантом. В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования он самостоятельно проводит лекцию (семинар, практическое занятие, лабораторную работу, консультацию) с демонстрацией разработанных мультимедийных продуктов по дисциплине, презентацией изготовленных наглядных пособий или в виде инновационных форм занятий (например, деловые игры и др.).
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде (см.прил.). Научный руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. Кроме того магистрант посещает занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценивает их.
На заключительном этапе (последние дни практики) магистрант оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.
Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении научно-педагогической практики
Во время прохождения практики магистрант ведет дневник, в котором записывает сведения о выполняемой работе. Записи в дневнике производятия по мере надобности, но не реже одного раза в неделю и заверяются подписью научного руководителя практики. Перед отчетом по практике магистрант обязан получить характеристику своей работы от научного руководителя.
К отчетным документам о прохождении практики относятся:
1. Дневник научно-педагогической практики, включающий:
1.1. индивидуальное задание к практике;
1.2. характеристика материально-технической базы кафедры и методического обеспечения учебного процесса;
1.3. протоколы посещений и анализ занятий преподавателей и магистрантов;
1.4. план-конспект проведенных занятий;
1.5. самоанализ проведенных занятий;
1.6. характеристика научного руководителя и/или руководителя практики.
2. Список литературных источников по педагогике и технологии высшего профессионального обучения.
3. Результат разработанного научно-педагогического исследования.
4. Отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями.
В содержании отчета должны входить следующие структурные элементы:
1. Введение, в котором указываются:
1.1. цель, место, дата начала и продолжительность практики;
1.2. перечень выполненных в процессе практики работ и заданий;
2. Основная часть, содержащая:
2.1. анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме;
2.2. описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики;
2.3. описание организации индивидуальной работы;
3. Заключение, включающее:
3.1. описание навыков и умений, приобретенных на практике;
3.2. предложения студента по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работе;
4. Список использованной литературы.
5. Приложения.
Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике:
· отчет должен быть выполнен печатным способом на бумаге формата А4 через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 кегель; размеры полей: верхнее, нижнее и левое – 2,5 см, правое – 1,5 см; номер проставляется в центре нижней части страницы.
· рекомендуемый объем отчета - 10-15 страниц машинописного текста;
· в отчет могут быть включены приложения, объемом не более 10 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета;
· отчет предоставляется магистрантом в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.
Итоговая аттестация за научно-педагогическую практику проводится руководителем практики по результатам оценки всех форм отчетности магистранта.
Для получения положительной оценки магистрант должен выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию и сдать отчет. Аттестация магистранта по результатам практики осуществляется при защите отчета.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике
При прохождении научно-педагогической практики используются традиционные научные технологии, а также специальные методики проведения научных и практических исследований в праве (формально-юридический, социологический, статистический и др.). Также в процессе прохождения практики используются справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.
9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики): дифференцированный зачет.
По окончании практики магистрант защищает свой отчет перед научным руководителем практики от кафедры, получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или дорабатывает выявленные недостатки. Магистрант, не прошедший научно-исследовательскую практику по уважительным причинам, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время. Магистрант, не выполнивший программу практики по неуважительной причине, получивший отрицательный отзыв о работе, или неудовлетворительную оценку, может быть отчислен из МИСЭиП КрасГАУ как имеющий академическую задолженность.
Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики
Рекомендуемая литература
1. Банщикова, Т.Н. Диагностика агрессивности педагога / Т.Н. Банщикова. М.: Национальный книжный центр, 2012.
2. Гаухман, Л.Д. Методико-теоретические основы подготовки научных и научно-педагогических сотрудников по уголовному праву / Л.Д. Гаухман. М.: Юринформ, 2011.
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. М.: Гардарики, 2009.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. м.: Академия, 2008.
5. Колесникова, Н.И., От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова, Л.А. Томашевская. М: Флинта, 2011.
6. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства / М.В. Корепанова. М.: Академпресс, 2010.
7. Кузнецов, И.Н. Риторика или Ораторское искусство / И.Н. Кузнецов. М.: Юнити-Дана, 2004.
8. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В.И. Михеев. М.: Красанд, 2010.
9. Назаренко, А.М. Курсовая и дипломная работы, магистерская диссертация. Правила подготовки, оформления и защиты / А.М. Назаренко. Минск: БГУ, 2010.
10. Новиков, А. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей / А. Новиков. М.: Эгвес, 2010.
11. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2011.
12. Ситаров, В.А. Дидактика. Учебное пособие / В.А. Ситаров. М.: Академия, 2008.
13. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2004.
14. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. М.: Феникс, 2008.
15. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров. М.: Академия, 2008.
16. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012.
Программное и коммуникационное обеспечение:
- Справочно-правовая системы «КонсультантПлюс» и «Гарант»
интернет-ресурсы:
- Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru
- Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru
- Сайт издательства «Юрлитинформ» urlit.ru
- Сайт электронной библиотеки «Веда» www.lib.ua-ru.net/diss/cont
- официальные сайты органов государственной власти
Практика обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза и на сайте МИСЭиП КрасГАУ. Магистрантам обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерном классе МИСЭиП КрасГАУ.