Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики

Общекультурные компетенции (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Профессиональные компетенции (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические

заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-педагогической деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

7. Структура и содержание научно-педагогической практики

Структура научно-педагогической практики

Вид и содержание работ Форма отчетности
Ознакомление с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса по дисциплине Запись в дневнике
Ознакомление с нормативными документами планирования учебной деятельности института (ФГОС ВПО, учебный план, график учебного процесса, учебная программа по дисциплине Запись в дневнике
Посещение и анализ лекционных, лабораторных, семинарских и практических занятий преподавателей кафедры (не менее 3-х занятий) Конспекты, запись в дневнике
Подготовка, проведение и анализ лекционных, лабораторных, семинарских и практических занятий (не менее 2-х занятий) План-конспект занятий, их анализ, отзыв и оценка научного руководителя
Работа со специальной научно-методической литературой Список литературных источников по педагогике и технологии высшего профессионального обучения
Выполнение научно-педагогического исследования Тесты для контроля знаний обучающихся; разработка и корректировка электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам; методика проведения инновационных форм занятий
Взаимопосещение учебных занятий (не менее 2-х занятий) Протоколы и анализ просмотренных занятий

Содержание научно-педагогической практики

Перед началом педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами; происходит распределение по академическим группам и закрепление дисциплин; знакомство с преподавателями, ведущих занятия в этих группах; обсуждение графика практики и требований, предъявляемых ППС к студентам, уточнение календарных планов проведения учебных занятий.

Перед магистрантом ставится задача разработать индивидуальный план (см.прил.) прохождения научно-педагогической практики, который должен быть согласован с научным руководителем, руководителем практики и внесен в дневник. Конкретное содержание практики планируется научным руководителем.

Магистранты выполняют научно-педагогическое исследование по одному из направлений, актуальных для современного этапа реформирования системы высшего образования:

1. Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе;

2. Разработка и корректировка электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам;

3. Проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

4. Методика разработки тестов;

5. Создание дидактических материалов по отдельным дисциплинам;

6. Методика проведения инновационных форм занятий (деловых и ролевых игр, дебатов и т.д.) и пр.

В течение первого этапа (1 неделя) магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики и утверждает его у научного руководителя и руководителя практики. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомство с методиками проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирование; освоение инновационных образовательных технологий и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, тесты, наглядные пособия и другие дидактические материалы.

На втором этапе (2 неделя) магистрант присутствует в качестве наблюдателя на занятиях (не менее 3-х) педагогов и самостоятельно анализирует их. Результаты анализа оформляются в письменном виде в дневнике практики. Магистрант ведет подготовку к самостоятельному проведению занятий: подбирает методы и методические приемы, наглядные пособия, составляет план-конспект занятия (см.прил.) и т.д.

Следующим этапом научно-педагогической практики (3 неделя) является самостоятельное проведение занятий магистрантом. В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования он самостоятельно проводит лекцию (семинар, практическое занятие, лабораторную работу, консультацию) с демонстрацией разработанных мультимедийных продуктов по дисциплине, презентацией изготовленных наглядных пособий или в виде инновационных форм занятий (например, деловые игры и др.).

Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде (см.прил.). Научный руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. Кроме того магистрант посещает занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценивает их.

На заключительном этапе (последние дни практики) магистрант оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.

Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении научно-педагогической практики

Во время прохождения практики магистрант ведет дневник, в котором записывает сведения о выполняемой работе. Записи в дневнике производятия по мере надобности, но не реже одного раза в неделю и заверяются подписью научного руководителя практики. Перед отчетом по практике магистрант обязан получить характеристику своей работы от научного руководителя.

К отчетным документам о прохождении практики относятся:

1. Дневник научно-педагогической практики, включающий:

1.1. индивидуальное задание к практике;

1.2. характеристика материально-технической базы кафедры и методического обеспечения учебного процесса;

1.3. протоколы посещений и анализ занятий преподавателей и магистрантов;

1.4. план-конспект проведенных занятий;

1.5. самоанализ проведенных занятий;

1.6. характеристика научного руководителя и/или руководителя практики.

2. Список литературных источников по педагогике и технологии высшего профессионального обучения.

3. Результат разработанного научно-педагогического исследования.

4. Отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями.

В содержании отчета должны входить следующие структурные элементы:

1. Введение, в котором указываются:

1.1. цель, место, дата начала и продолжительность практики;

1.2. перечень выполненных в процессе практики работ и заданий;

2. Основная часть, содержащая:

2.1. анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме;

2.2. описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики;

2.3. описание организации индивидуальной работы;

3. Заключение, включающее:

3.1. описание навыков и умений, приобретенных на практике;

3.2. предложения студента по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работе;

4. Список использованной литературы.

5. Приложения.

Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике:

· отчет должен быть выполнен печатным способом на бумаге формата А4 через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 кегель; размеры полей: верхнее, нижнее и левое – 2,5 см, правое – 1,5 см; номер проставляется в центре нижней части страницы.

· рекомендуемый объем отчета - 10-15 страниц машинописного текста;

· в отчет могут быть включены приложения, объемом не более 10 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета;

· отчет предоставляется магистрантом в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.

Итоговая аттестация за научно-педагогическую практику проводится руководителем практики по результатам оценки всех форм отчетности магистранта.

Для получения положительной оценки магистрант должен выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию и сдать отчет. Аттестация магистранта по результатам практики осуществляется при защите отчета.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике

При прохождении научно-педагогической практики используются традиционные научные технологии, а также специальные методики проведения научных и практических исследований в праве (формально-юридический, социологический, статистический и др.). Также в процессе прохождения практики используются справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.

9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики): дифференцированный зачет.

По окончании практики магистрант защищает свой отчет перед научным руководителем практики от кафедры, получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или дорабатывает выявленные недостатки. Магистрант, не прошедший научно-исследовательскую практику по уважительным причинам, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время. Магистрант, не выполнивший программу практики по неуважительной причине, получивший отрицательный отзыв о работе, или неудовлетворительную оценку, может быть отчислен из МИСЭиП КрасГАУ как имеющий академическую задолженность.

Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики

Рекомендуемая литература

1. Банщикова, Т.Н. Диагностика агрессивности педагога / Т.Н. Банщикова. М.: Национальный книжный центр, 2012.

2. Гаухман, Л.Д. Методико-теоретические основы подготовки научных и научно-педагогических сотрудников по уголовному праву / Л.Д. Гаухман. М.: Юринформ, 2011.

3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. М.: Гардарики, 2009.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. м.: Академия, 2008.

5. Колесникова, Н.И., От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова, Л.А. Томашевская. М: Флинта, 2011.

6. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства / М.В. Корепанова. М.: Академпресс, 2010.

7. Кузнецов, И.Н. Риторика или Ораторское искусство / И.Н. Кузнецов. М.: Юнити-Дана, 2004.

8. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В.И. Михеев. М.: Красанд, 2010.

9. Назаренко, А.М. Курсовая и дипломная работы, магистерская диссертация. Правила подготовки, оформления и защиты / А.М. Назаренко. Минск: БГУ, 2010.

10. Новиков, А. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей / А. Новиков. М.: Эгвес, 2010.

11. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2011.

12. Ситаров, В.А. Дидактика. Учебное пособие / В.А. Ситаров. М.: Академия, 2008.

13. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2004.

14. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. М.: Феникс, 2008.

15. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров. М.: Академия, 2008.

16. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012.

Программное и коммуникационное обеспечение:

- Справочно-правовая системы «КонсультантПлюс» и «Гарант»

интернет-ресурсы:

- Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru

- Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru

- Сайт издательства «Юрлитинформ» urlit.ru

- Сайт электронной библиотеки «Веда» www.lib.ua-ru.net/diss/cont

- официальные сайты органов государственной власти

Практика обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза и на сайте МИСЭиП КрасГАУ. Магистрантам обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерном классе МИСЭиП КрасГАУ.

Наши рекомендации