Компетенции, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики

Пермь 2011

Декан_________________________________________Н.И. Береснева

Учтены изменения 2012 года

Цель и задачи практики

Научно-исследовательская практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки психологов магистратуры.

Основной целью научно-исследовательской практики является сбор, анализ и обобщение научного материала для магистерской диссертации, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская практика сопряжена с темами магистерских диссертаций, способствует более качественной разработке и выполнению выпускной квалификационной работы.

Задачи (ожидаемые результаты) практики:

- развитие умения разрабатывать программу эмпирического исследования в области психологии (осуществлять выбор оптимальных методов исследования и методов математической статистики, адекватных целям, задачам исследования, ситуации и контингенту респондентов; формировать выборку испытуемых);

- развитие умения реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением;

- развитие умения оформлять результаты исследования в форме отчета по научно-исследовательской практике;

- развитие умения формулировать рекомендации, касающиеся практического внедрения полученных результатов;

- развитие навыка публичного представления результатов научно-исследовательской практики;

- развитие умения осуществлять подготовку научных тезисов по результатам выполненного исследования.

Компетенции, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики

В ходе научно-исследовательской практики у магистрантов по направлению «Психология» должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:

ОК.11 – умение оформлять результаты научно-исследовательской работы в письменной форме;

ОК.11 – способность и готовность представить отчетные материалы по практикам в устной и письменной формах.

Профессиональные компетенции:

ПК.2 – способность к разработке методического обеспечения программ психологического исследования;

ПК.14 – готовность к составлению научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

ПК.15 – способность и готовность к психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований.

ПКВ.51 – способность и готовность реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением.

Организация практики

Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом. Научно-исследовательская практика для магистров предусмотрена в 4 семестре (2 курс) и составляет 4 недели (6 кредитных единиц, 216 часа). Предусмотрен зачет в 4 семестре.

Практика проводится на выпускающих кафедрах (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) ПГНИУ.

Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой магистрантам сообщается вся необходимая информация по прохождению научно-исследовательской практики.

Руководство научно-исследовательской практикой возлагается на научного руководителя магистранта, совместно с которым на первой неделе практики магистрант составляет индивидуальный план. Научный руководитель консультирует магистрантов в течение всего времени практики, помогает им составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать его в соответствии с программой практики, в том числе по содержанию научного исследования и по его форме; наблюдает за ходом исследовательской работы на всех её этапах, отмечает и, по возможности, устраняет недостатки. Научный руководитель принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки магистрантов по практике, проверяют все эти материалы, оценивают их.

Содержание практики

Основным содержанием научно-исследовательской практики магистрантов является приобретение опыта исследовательской деятельности, включающее в себя:

· планирование эмпирического исследования: разработка программы исследования, определение (выбор и/или разработка) подходящих методов исследования и методик для получения эмпирического материала;

· реализацию эмпирического исследования: сбор эмпирических данных;

· анализ и обобщение результатов проведенного исследования, представляемых затем в виде отчета о научно-исследовательской практике: предварительная характеристика эмпирических данных, их количественная обработка, оценка и интерпретация (качественный анализ) полученных результатов.

Содержание научно-исследовательской практики включает в себя следующие виды деятельности магистранта:

1. Участие в работе установочной конференции – ознакомление с программой практики и необходимыми учебно-методическими материалами.

2. Разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что уточняются рабочие понятия исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта.

3. Сбор необходимой информации – эмпирического материала.

4. Предварительное качественное описание собранного материала по актуальным основаниям: его общая содержательная характеристика, его формальный анализ и группировка, - в плане подготовки к количественному описанию.

5. Обработка эмпирического материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями, в соответствии с природой самого материала и в соответствии с принятой парадигмой подхода к объекту исследования (аналитической, синтетической или целостной, в том числе - интегративной) в разных масштабах характеристики материала: «изнутри», типологически, ситуационно.

6. Оценка и интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям. В частности, делаются выводы из проведённой работы, формулируются рекомендации, предполагающие внедрение полученных результатов в практику.

7. Оформление проведённого исследования в виде научного отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), наряду с речевым его описанием, используются наглядные формы представления материала: схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.

8. Подготовка отчёта по научно-исследовательской практике, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. В отчёте по практике предусматривается заключение-текст 10-минутного выступления на итоговой конференции. К выступлению прилагаются демонстрационные материалы.

9. Подготовка научных тезисов по результатам исследования.

10. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других магистрантов.

Организационно выделяются следующие этапы практики:

Первый этап практики – подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются такие объективные моменты практики, как её цель, задачи, результаты, в том числе и формы отчётности.

Второй этап практики – это разработка программы психологического исследования (в рамках магистерской диссертации), в которой центральным звеном становится определение его рабочих понятий. В их числе таких понятий, как проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления).

Третий этап практики – это сбор необходимой информации - эмпирического материала.

Четвертый этап практики – это обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями и в соответствии с природой эмпирического материала (она диктует использование шкал измерения).

Пятый этап практики – это оценка и интерпретация полученных результатов обобщающего количественного описания. Оценка проводится с использованием актуальных оснований: содержательных (в частности, психологических), формальных (в частности, статистических), прагматических (в частности, с учётом перспективы практического внедрения результатов).

Шестой этап практики – это оформление проведённого исследования в виде отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), помимо краткой речевой характеристики того, что и как сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.

Седьмой этап практики – это подготовка тезисов по результатам исследования.

Восьмой этап практики – это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других магистрантов.

Приложение 1

Пример оформления титульного листа

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской практике

Руководитель магистерской программы

доцент (профессор) (подпись, дата) Иванов В.В.

Руководитель от кафедры

доцент (подпись, дата) Петров В.В.

Исполнитель

магистрант (подпись, дата) Никитин В.В.

Пермь 2011

Приложение 2

Индивидуальный план магистранта

Приложение 3

Приложение 4

Пермь 2011

Декан_________________________________________Н.И. Береснева

Учтены изменения 2012 года

Цель и задачи практики

Научно-исследовательская практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки психологов магистратуры.

Основной целью научно-исследовательской практики является сбор, анализ и обобщение научного материала для магистерской диссертации, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская практика сопряжена с темами магистерских диссертаций, способствует более качественной разработке и выполнению выпускной квалификационной работы.

Задачи (ожидаемые результаты) практики:

- развитие умения разрабатывать программу эмпирического исследования в области психологии (осуществлять выбор оптимальных методов исследования и методов математической статистики, адекватных целям, задачам исследования, ситуации и контингенту респондентов; формировать выборку испытуемых);

- развитие умения реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением;

- развитие умения оформлять результаты исследования в форме отчета по научно-исследовательской практике;

- развитие умения формулировать рекомендации, касающиеся практического внедрения полученных результатов;

- развитие навыка публичного представления результатов научно-исследовательской практики;

- развитие умения осуществлять подготовку научных тезисов по результатам выполненного исследования.

Компетенции, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики

В ходе научно-исследовательской практики у магистрантов по направлению «Психология» должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:

ОК.11 – умение оформлять результаты научно-исследовательской работы в письменной форме;

ОК.11 – способность и готовность представить отчетные материалы по практикам в устной и письменной формах.

Профессиональные компетенции:

ПК.2 – способность к разработке методического обеспечения программ психологического исследования;

ПК.14 – готовность к составлению научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

ПК.15 – способность и готовность к психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований.

ПКВ.51 – способность и готовность реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением.

Организация практики

Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом. Научно-исследовательская практика для магистров предусмотрена в 4 семестре (2 курс) и составляет 4 недели (6 кредитных единиц, 216 часа). Предусмотрен зачет в 4 семестре.

Практика проводится на выпускающих кафедрах (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) ПГНИУ.

Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой магистрантам сообщается вся необходимая информация по прохождению научно-исследовательской практики.

Руководство научно-исследовательской практикой возлагается на научного руководителя магистранта, совместно с которым на первой неделе практики магистрант составляет индивидуальный план. Научный руководитель консультирует магистрантов в течение всего времени практики, помогает им составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать его в соответствии с программой практики, в том числе по содержанию научного исследования и по его форме; наблюдает за ходом исследовательской работы на всех её этапах, отмечает и, по возможности, устраняет недостатки. Научный руководитель принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки магистрантов по практике, проверяют все эти материалы, оценивают их.

Наши рекомендации