Компетенции, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
Пермь 2011
Декан_________________________________________Н.И. Береснева
Учтены изменения 2012 года
Цель и задачи практики
Научно-исследовательская практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки психологов магистратуры.
Основной целью научно-исследовательской практики является сбор, анализ и обобщение научного материала для магистерской диссертации, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская практика сопряжена с темами магистерских диссертаций, способствует более качественной разработке и выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачи (ожидаемые результаты) практики:
- развитие умения разрабатывать программу эмпирического исследования в области психологии (осуществлять выбор оптимальных методов исследования и методов математической статистики, адекватных целям, задачам исследования, ситуации и контингенту респондентов; формировать выборку испытуемых);
- развитие умения реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением;
- развитие умения оформлять результаты исследования в форме отчета по научно-исследовательской практике;
- развитие умения формулировать рекомендации, касающиеся практического внедрения полученных результатов;
- развитие навыка публичного представления результатов научно-исследовательской практики;
- развитие умения осуществлять подготовку научных тезисов по результатам выполненного исследования.
Компетенции, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
В ходе научно-исследовательской практики у магистрантов по направлению «Психология» должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:
ОК.11 – умение оформлять результаты научно-исследовательской работы в письменной форме;
ОК.11 – способность и готовность представить отчетные материалы по практикам в устной и письменной формах.
Профессиональные компетенции:
ПК.2 – способность к разработке методического обеспечения программ психологического исследования;
ПК.14 – готовность к составлению научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
ПК.15 – способность и готовность к психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований.
ПКВ.51 – способность и готовность реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением.
Организация практики
Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом. Научно-исследовательская практика для магистров предусмотрена в 4 семестре (2 курс) и составляет 4 недели (6 кредитных единиц, 216 часа). Предусмотрен зачет в 4 семестре.
Практика проводится на выпускающих кафедрах (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) ПГНИУ.
Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой магистрантам сообщается вся необходимая информация по прохождению научно-исследовательской практики.
Руководство научно-исследовательской практикой возлагается на научного руководителя магистранта, совместно с которым на первой неделе практики магистрант составляет индивидуальный план. Научный руководитель консультирует магистрантов в течение всего времени практики, помогает им составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать его в соответствии с программой практики, в том числе по содержанию научного исследования и по его форме; наблюдает за ходом исследовательской работы на всех её этапах, отмечает и, по возможности, устраняет недостатки. Научный руководитель принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки магистрантов по практике, проверяют все эти материалы, оценивают их.
Содержание практики
Основным содержанием научно-исследовательской практики магистрантов является приобретение опыта исследовательской деятельности, включающее в себя:
· планирование эмпирического исследования: разработка программы исследования, определение (выбор и/или разработка) подходящих методов исследования и методик для получения эмпирического материала;
· реализацию эмпирического исследования: сбор эмпирических данных;
· анализ и обобщение результатов проведенного исследования, представляемых затем в виде отчета о научно-исследовательской практике: предварительная характеристика эмпирических данных, их количественная обработка, оценка и интерпретация (качественный анализ) полученных результатов.
Содержание научно-исследовательской практики включает в себя следующие виды деятельности магистранта:
1. Участие в работе установочной конференции – ознакомление с программой практики и необходимыми учебно-методическими материалами.
2. Разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что уточняются рабочие понятия исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта.
3. Сбор необходимой информации – эмпирического материала.
4. Предварительное качественное описание собранного материала по актуальным основаниям: его общая содержательная характеристика, его формальный анализ и группировка, - в плане подготовки к количественному описанию.
5. Обработка эмпирического материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями, в соответствии с природой самого материала и в соответствии с принятой парадигмой подхода к объекту исследования (аналитической, синтетической или целостной, в том числе - интегративной) в разных масштабах характеристики материала: «изнутри», типологически, ситуационно.
6. Оценка и интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям. В частности, делаются выводы из проведённой работы, формулируются рекомендации, предполагающие внедрение полученных результатов в практику.
7. Оформление проведённого исследования в виде научного отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), наряду с речевым его описанием, используются наглядные формы представления материала: схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.
8. Подготовка отчёта по научно-исследовательской практике, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. В отчёте по практике предусматривается заключение-текст 10-минутного выступления на итоговой конференции. К выступлению прилагаются демонстрационные материалы.
9. Подготовка научных тезисов по результатам исследования.
10. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других магистрантов.
Организационно выделяются следующие этапы практики:
Первый этап практики – подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются такие объективные моменты практики, как её цель, задачи, результаты, в том числе и формы отчётности.
Второй этап практики – это разработка программы психологического исследования (в рамках магистерской диссертации), в которой центральным звеном становится определение его рабочих понятий. В их числе таких понятий, как проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления).
Третий этап практики – это сбор необходимой информации - эмпирического материала.
Четвертый этап практики – это обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями и в соответствии с природой эмпирического материала (она диктует использование шкал измерения).
Пятый этап практики – это оценка и интерпретация полученных результатов обобщающего количественного описания. Оценка проводится с использованием актуальных оснований: содержательных (в частности, психологических), формальных (в частности, статистических), прагматических (в частности, с учётом перспективы практического внедрения результатов).
Шестой этап практики – это оформление проведённого исследования в виде отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), помимо краткой речевой характеристики того, что и как сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.
Седьмой этап практики – это подготовка тезисов по результатам исследования.
Восьмой этап практики – это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других магистрантов.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа
ОТЧЕТ
по научно-исследовательской практике
Руководитель магистерской программы
доцент (профессор) (подпись, дата) Иванов В.В.
Руководитель от кафедры
доцент (подпись, дата) Петров В.В.
Исполнитель
магистрант (подпись, дата) Никитин В.В.
Пермь 2011
Приложение 2
Индивидуальный план магистранта
Приложение 3
Приложение 4
Пермь 2011
Декан_________________________________________Н.И. Береснева
Учтены изменения 2012 года
Цель и задачи практики
Научно-исследовательская практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки психологов магистратуры.
Основной целью научно-исследовательской практики является сбор, анализ и обобщение научного материала для магистерской диссертации, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская практика сопряжена с темами магистерских диссертаций, способствует более качественной разработке и выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачи (ожидаемые результаты) практики:
- развитие умения разрабатывать программу эмпирического исследования в области психологии (осуществлять выбор оптимальных методов исследования и методов математической статистики, адекватных целям, задачам исследования, ситуации и контингенту респондентов; формировать выборку испытуемых);
- развитие умения реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением;
- развитие умения оформлять результаты исследования в форме отчета по научно-исследовательской практике;
- развитие умения формулировать рекомендации, касающиеся практического внедрения полученных результатов;
- развитие навыка публичного представления результатов научно-исследовательской практики;
- развитие умения осуществлять подготовку научных тезисов по результатам выполненного исследования.
Компетенции, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
В ходе научно-исследовательской практики у магистрантов по направлению «Психология» должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:
ОК.11 – умение оформлять результаты научно-исследовательской работы в письменной форме;
ОК.11 – способность и готовность представить отчетные материалы по практикам в устной и письменной формах.
Профессиональные компетенции:
ПК.2 – способность к разработке методического обеспечения программ психологического исследования;
ПК.14 – готовность к составлению научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
ПК.15 – способность и готовность к психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований.
ПКВ.51 – способность и готовность реализовывать исследование с получением массива эмпирических данных, его обработкой, интерпретацией и обобщением.
Организация практики
Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом. Научно-исследовательская практика для магистров предусмотрена в 4 семестре (2 курс) и составляет 4 недели (6 кредитных единиц, 216 часа). Предусмотрен зачет в 4 семестре.
Практика проводится на выпускающих кафедрах (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) ПГНИУ.
Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой магистрантам сообщается вся необходимая информация по прохождению научно-исследовательской практики.
Руководство научно-исследовательской практикой возлагается на научного руководителя магистранта, совместно с которым на первой неделе практики магистрант составляет индивидуальный план. Научный руководитель консультирует магистрантов в течение всего времени практики, помогает им составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать его в соответствии с программой практики, в том числе по содержанию научного исследования и по его форме; наблюдает за ходом исследовательской работы на всех её этапах, отмечает и, по возможности, устраняет недостатки. Научный руководитель принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки магистрантов по практике, проверяют все эти материалы, оценивают их.