Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению в сфере, организации и деятельности органов государственной и муниципальной власти уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности при осуществлении профессиональной деятельности в органах публичной власти, соблюдать принципы этики юриста, действующие в профессиональном юридическом сообществе, требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
Структура и содержание научно-исследовательской практики
Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 10,5 зачетных единиц, 378 часов.
Кафедра государственно-правовых дисциплин, ведущая подготовку магистров по магистерской программе «Органы государственной и муниципальной власти в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации», разрабатывает программу научно-исследовательской практики в соответствии с нормативными требованиями по организации практик студентов высших учебных заведений РФ.
Конкретное содержание научно-исследовательской практики планируется научным руководителем студента магистратуры, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в отчете обучающегося по практике и в его индивидуальном плане.
Содержание практики должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у обучающихся научно-исследовательской компетентности через системность развития профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного раздела (этапа) практики к другому.
Научно-исследовательская практика проводится в определенной системе и включает следующие разделы (этапы) практики:
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Первый раздел (этап) – ознакомительная практика – нацелена на получение первичной практической информации о целях, задачах и организации научной деятельности кафедр, научных подразделений и т.д. | - ознакомление с организацией и проведением научной деятельности на кафедре | - характеристика организации и проведения научной деятельности кафедры или иной структуры (место прохождения практики) - характеристика нормативных документов Академии, связанные с организацией и проведением научно-исследовательской работы | |
Второй раздел (этап) – методическая практика - направлена углубленное изучение методов научного исследования, соответствующих профилю избранной темы магистерской диссертации, технологий их применения, способов сбора, обработки и интерпретации научной информации и др. | -изучение методов научного исследования на кафедре | Анализ, выбор, применение общих и специальных методов правовых исследований (в частности, судебной практики, практики иных юрисдикционных органов защиты прав), определение целей и механизмов правового регулирования, развития государства и права, правовых явлений, в том числе применительно к проблематике квалификационной работы | |
Третий раздел (этап) –исследовательская практика – включает непосредственное участие практиканта в научно-исследовательской работе кафедры, научных подразделений (исследовательских групп), образовательных учреждений и др. | - непосредственное участие в научно-исследовательской работе кафедры; - подбор и анализ основного и дополнительного материала для научного исследования | Характеристика проделанной работы | |
Четвертый раздел (этап) - заключительная практика – включает оформление результатов исследования (подготовка публикации, доклада, выступления на конференции и др.) | Итоговый отчет |
Программа научно-исследовательской практики для каждого студента магистратуры может конкретизироваться и дополняться в зависимости от специфики и характера выполняемой работы.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-исследовательской практике
Устанавливаются Институтом в зависимости от условий реализации практики.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-исследовательской практике
Учет работы, в том числе и самостоятельной, выполненной в ходе научно-исследовательской практики ведется каждым практикантом в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому разделу (этапу) практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализами и выводами, а также цифровые данные, характеризующие ее объем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого раздела (этапа) практики студент магистратуры представляет соответствующие виды отчетности, содержание и характер которых должны соответствовать структуре программы практики и устанавливаются в дневнике практики.
Отчет должен содержать информационный и аналитический материал, собранный и проработанный обучающимися во время практики. В отчете студенту магистратуры необходимо представить анализ практики и выводы. В отчете также может найти отражение работа, выполненная обучающимся по заданию работников баз практики (помимо учебных заданий).
Отчет рецензируется научным руководителем практиканта. В рецензии указываются результаты выполнения задач практики, полученные практикантом навыки, приводятся, контрольные вопросы и задания для проведения аттестации по итогам практики.
Итогом практики является ее защита, где оценивается уровень приобретенных практических навыков и умений, качество ведения дневника и составленного отчета. По итогам практики выставляется оценка.