Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики

В результате прохождения научно-педагогической практики обучающийся должен обладать следующими практическими навыками, умениями, универсальными и профессиональными компетенциями:

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен:

знать:

функции, структуру, условия функционирования, закономерности, тенденции и перспективы развития высшего профессионального образования в России;

федеральные государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция;

дидактические принципы, методы и средства обучения;

уметь:

формулировать цели, задачи, ожидаемые результаты обучения;

избирать оптимальные методы и средства, определять этапы и содержание обучения в соответствии с поставленными целями;

организовывать коллективную и индивидуальную учебную деятельность студентов;

владеть:

методикой преподавания юридических дисциплин, проведения аудиторных занятий, организации самостоятельной работы, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов;

навыками разработки и использования в учебном процессе учебно-методической документации;

навыками эффективного осуществления правового воспитания.

7. Структура и содержание научно-педагогической практики

Общая трудоемкость научно-педагогическойпрактики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Практика проходит в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Конкретное содержание научно-педагогической практики планируется научным руководителем студента магистратуры, согласовывается с руководителем магистерской программы и отражается в отчете обучающегося по практике и в его индивидуальном плане.

Содержание практики должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у обучающихся научно-педагогической компетентности через системность развития профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного раздела (этапа) практики к другому.

Научно-педагогическая практика проводится по определенной системе и включает в себя следующие этапы и виды деятельности:

№ п / п   Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
изучение литературы по педагогике, психологии, методике преподавания изучение нормативных документов   изучение ФГОС ВПО, ООП, учебных планов, программ, УМК, инструкций посещение занятий, заседаний кафедр разработка учебно-методических документов и материалов проведение аудиторных занятий, руководство выполнением письменных работ подготовка отчёта
Первый этап (подготовительный) нацелен на получение первичной практической информации о правилах составления и оформления учебно-методической документации и организационно-методических материалов на кафедре.         опрос
Второй этап (методический) направлен на освоение принципов, методов и средств обучения, методики преподавания юридических дисциплин.       опрос, проверка
Третий этап (практический) направлен на освоение образовательных технологий, включает непосредственное участие практиканта в преподавании учебных дисциплин, составлении и использовании необходимой учебно-методической документации       обсуждениезанятия, разработ-ки, рецензии; опрос, проверка
Четвёртый этап (заключительный) включает оформление и защиту результатов практики             защита отчёта о практике

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике

В ходе научно-педагогической практики применяются различные образовательные технологии: традиционные, модульного обучения, проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного обучения, интерактивные и информационные технологии.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-педагогической практике

Научно-педагогическая практика в рамках магистерской программы «Конституционное и административное право» организуется кафедрой конституционного и административного права. Во время прохождения практики на студентов распространяются действующие в университете правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми обучающиеся должны быть ознакомлены в установленном порядке.

Общее руководство и контроль за прохождением практики осуществляет руководитель магистерской программы. Непосредственное руководство практикой студента и обеспечение контроля за выполнением плана прохождения практики осуществляется его научным руководителем.

Научный руководитель согласовывает программу и календарный план прохождения практики с руководителем программы (в календарном плане отражаются содержание работы и сроки её выполнения); формулирует задачи по организации самостоятельной работы студента, разрабатывает индивидуальные задания, оказывает консультационную помощь практиканту; осуществляет контроль за соблюдением сроков, порядка прохождения, выполнением студентом программы практики; оказывает методическую помощь студенту в выполнении программы практики, составления отчета; оценивает результаты выполнения студентом программы практики, проверяет отчет о практике и представляет письменное заключение о её результатах; делает отзывы и замечания о порядке организации и прохождения практики, формулирует предложения по её совершенствованию.

Студент в период прохождения научно-педагогической практики обязан соблюдать трудовое законодательство, действующие в университете правила охраны труда и правила внутреннего распорядка; выполнять предусмотренные программой практики задания в установленные сроки и в полном объёме; вести дневник научно-педагогической практики, фиксировать в нём ежедневно выполняемую работу; всю свою деятельность осуществлять под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителями, регулярно отчитываться перед ними о проделанной на каждом этапе работе.

Учет выполненной в ходе научно-педагогической практики работы ведется каждым практикантом в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому разделу (этапу) научно-педагогической практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализом и выводами, а также статистические данные, характеризующие её объем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого раздела (этапа) практики студент магистратуры представляет соответствующие виды отчетности, содержание и характер которых должны соответствовать программе научно-педагогической практики.

Обязательным условием преподавательской деятельности студента магистратуры в период научно-педагогической практики является разработка и оформление плана-конспекта проводимого занятия (лекция, семинар, практическое занятие, деловая или ролевая игра и др.).

Составными частями плана-конспекта являются:

1). Титульный лист, на котором указываются учебная дисциплина, тип проводимого занятия, тема занятия в соответствии с учебной программой, группа, автор плана-конспекта (практикант), руководитель практики;

2). Цели занятия, которые практикант ставит для аудитории и для себя;

3). План занятия, включающий в себя подлежащие рассмотрению вопросы;

4). Список рекомендуемой литературы по рассматриваемой теме;

5). Подробный текст лекции, ключевые положения обсуждаемых на семинаре вопросов (отрабатываемых на практическом занятии) или сценарий деловой игры;

6). Литература, использованная практикантом при подготовке занятия.

Итоговый отчёт по результатам научно-педагогической практики должен содержать собранный и проработанный студентом информационный и аналитический материал, характеризующий:

место и роль конкретных подразделений вуза в организации учебного процесса;

качество и результативность учебного процесса;

эффективность применяемых образовательных технологий;

виды и результативность работы практиканта;

анализ выполнения программы практики, выводы и предложения по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности.

Общий объем отчёта не должен превышать 30 страниц машинописного текста (не считая приложений). Отчёт о практике должен иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, список использованной литературы и приложения. Приложения могут включать развёрнутые конспекты лекции, семинара, практического занятия, психолого-педагогическую характеристику личности студента и академической группы, сценарный план внеаудиторного мероприятия и другие материалы, характеризующие направления, формы и виды деятельности практиканта в период научно-педагогической практики.

Наши рекомендации