Методы организации производства ТО и Р в комплексных предприятиях.
Прежде чем подробно рассматривать методы организации производства вспомним, что под организацией производства ТО и Р машин мы понимаем совокупность взаимодействующих между собой по определенным правилам и алгоритмам с помощью прямых и обратных информационных связей и технических средств управления производственной и организационной структур, образующих определенную целостность и обеспечивающих достижение целей управления с наименьшими затратами. Следовательно, методы организации, уровень и эффективность конкретного метода напрямую зависят:от производственной структуры;организационной структуры;системы информации и используемых технических средств управления;способов функционирования.Основу производственной структуры составляет производственный процесс, который в данной системе является объектом уп-равления. От того, насколько эффективно организован производственный процесс, т. е. какими способами и методами преобразуется предмет труда в продукт труда и будет определяться тот или иной метод организации производства. Производственный процесс определяет структуру (комплекс) входящих в предприятие производственных единиц (зон, цехов, отделений) их соотношение и взаимосвязь, принципы и формы специализации, организацию технологических процессов ТО и Р машин (поточным илитупиковым методом, на универсальных или специализированных постах). Таким образом, определенная совокупность связанных между собой соответствующим образом различных элементов (факторов)организации производства как системы и определяет тот или иной метод организации производства. Из всего многообразия форм и методов организации производства TQ и Р в комплексных предприятиях автомобильного (технологического) транспорта, получивших наибольшее распрост-ранение на автомобильном транспорте в разные годы, можно выделить следующие:метод комплексных бригад;метод специализированных бригад;агрегатно-участковый метод;агрегатно-зональный метод;система централизованного управления. Принципиальное отличие этих форм и методов заключается в характере специализации основных производственных подразделений при каждом методе (бригад, участков, комплексов и т.д.),которые во многом определяют производственную структуру каждого метода, а также организационную структуру и способы функционирования(рис.2.2).
Метод комплексных бригад
Метод комплексных бригад характеризуется тем, что за определенной группой автомобилей автотранспортного предприятия (например, автоколонной дизельных или карбюраторных автомобилей, прицепов и т.п.) закрепляется комплексная бригада, выполняющая по этой группе автомобилей TO-1, TO-2 и текущий ремонт. Такая бригада укомплектовывается исполнителями различных специальностей, необходимых для выполнения всех работ. Централизованно при этом методе выполняются обычно только ежедневное обслуживание и ремонт агрегатов. Организационная структура управления производством при методе комплексных бригад представлена на рис.4.1. При осуществлении производственного процесса методом комплексных бригад специализация технологических процессов ТО и ремонта автомобилей практически отсутствует, за исключением технологической специализации по ежедневному обслуживанию и некоторой специализации бригад по подвижному составу, закрепленному за бригадой при неодинаковых по подвижному составу автоколоннах. Это затрудняет внедрение узкой специализации отдельных исполнителей, а, следовательно, ведет к увеличению потребности в рабочих универсалах высокой квалификации. При таком методе каждая бригада стремится иметь свои рабочие места, посты для обслуживания и ремонта, технологическое оборудование и инструменты, запас оборотных агрегатов и запчастей. Это приводит к распылению материально-технических ресурсов АТП и их неэффективному использованию, увеличенной потребности в производственных и складских помещениях, ухудшению условий снабжения при увеличенной потребности в запчастях и материалах. Это обусловливает большие сверхнормативные простои автомобилей в ТО и ремонте, низкую производительность и эффективность использования ремонтных рабочих.. При методе комплексных бригад возникают трудности в регулировании загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам. В связи с тем, что отказ является случайной величиной, происходит значительное колебание трудоемкости ТР по отдельным комплексным бригадам. Иногда возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной бригады перегружены и здесь простаивают автомобили, ожидающие ремонта, а другие недогружены, но рабочие этой бригады не заинтересованы в их скорейшем выпуске на линию, так как они ни морально, ни материально не отвечают за выход машин по этой бригаде. Децентрализация производства, малые объемы работ по каждому виду воздействий делают практически невозможным внедрение комплексной механизации, применение высокопроизводительного оборудования, специализированных постов и поточной организации ТО АТС и осложняют оперативное управление производством. Основным преимуществом метода комплексных бригад является бригадная ответственность за качество работ по ТО и ремонту закрепленных за бригадой АТС. При этом методе создается хорошая основа для организации внутрихозяйственного расчета и обеспечения высокой технической готовности наиболее важного в данный период перевозочной работы подвижного состава и др. Несмотря на ряд очевидных недостатков, метод комплексных бригад благодаря простоте самой организации и сейчас успешно используется в тех случаях, когда, например, автомобили одного предприятия размещены на разных территориях или когда на длительный период и на значительное расстояние командируется группа (колонна) автомобилей. Он может также использоваться, если в предприятии необходимо усилить внимание к ТО и ремонту какой-либо специфической группы автомобилей.