Основные тенденции и закономерности развития организации производства на предприятиях отрасли (энергетики)

Электроэнергетика как отрасль промышленности зародилась в России в конце XIX в. Первоначально электроэнергию вырабатывали с помощью электрохимических источников (батарей), затем получили распространение генераторы, приводимые в движение поршневыми паровыми либо гидравлическими двигателями. Появляются электростанции небольшой мощности, а электроэнергия передавалась на незначительные расстояния: электростанции соединялись с потребителем линиями длиной не более 1—2 км. При этом использовались невысокие значения напряжения.

Начиная с 1890-х гг. получили распространение центральные электростанции, обеспечивавшие освещение и транспорт в крупных городах.

В ходе Первой мировой и Гражданской войны электроэнергетическое хозяйство было в значительной мере разрушено. Принципиально новым этапом развития отрасли стал послевоенный план ГОЭЛРО.

В этот же период обозначились новые тенденции развития отрасли. Заметно изменилась структура энергобаланса, стали применять новые технологии.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть энергетического потенциала была разрушена. При этом изменились территориальные пропорции.

В послевоенные годы электроэнергетика в количественном и качественном отношениях быстро развивалась.

Произошли конструктивные изменения в энергостроительстве: появились типовые и серийные проекты; получили распространение тепловые электростанции с энергоблоками, активно внедрялись системы автоматического управления процессами производства и передачи электроэнергии.

Во второй половине 50-х гг. продолжился и завершился процесс объединения целого ряда энергосистем .

С пуском в 1954 г. первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске открылась эра атомной энергетики.

В 1960-е гг. началось активное техническое перевооружение тепловой энергетики. Наблюдался кратный рост единичной мощности вводимых энергоблоков на ТЭС и ГЭС.

Стала меняться структура топливного баланса: если до начала 1960-х гг. доминирующим топливом для тепловых электростанций был уголь, то затем все больший удельный вес стал приобретать мазут.

Атомная энергетика стала приобретать промышленные масштабы.

Все большая концентрация мощностей и объединение межрегиональных энергосистем потребовали интенсивного строительства магистральных линий сверхвысокого напряжения (протяженность ЛЭП 500 кВ к концу 1960-х гг. превысила 10 тыс. км), а также освоения новых классов напряжения.

1970-е — первая половина 1980-х гг. стали периодом формирования ЕЭС страны и энергообъединений с соседними странами. Создание ЕЭС и энергообъединений с системами других государств повысило надежность энергоснабжения страны. Вместе с тем встала проблема утилизации отработанного ядерного топлива.

Таким образом, в энергетике сложилась следующая структура.

Процесс производства электрической энергии осуществляется различными типами электрическими станциями, объединяемыми в районные энергетические системы. Энергетическая система является объединением параллельно работающих станций, имеющее общее оперативно-диспетчерское управление и общий резерв мощности. Энергетическая система состоит из электростанций, линий электропередач, подстанций и тепловых сетей, связанных между собой общностью режима и непрерывностью процесса производства и распределения энергии.

Районные энергетические системы, связанные между собой ЛЭП, образуют объединенную энергетическую систему. ОЭС, также как и районная система, имеет общий резерв производственной мощности, но отличается тем, что параллельная работа всех электростанций, входящих в объединение, не является обязательной. Энергетическое объединение делится на отдельные секции, которые могут работать самостоятельно с разомкнутыми электрическими связями. В случае необходимости связи замыкаются.

Объединенные и районные энергетические системы, связанные между собой линиями передачи, образуют единые энергетические системы европейской части СССР и Сибири. В дальнейшем они связываются в Единую энергетическую систему страны.

Производственными единицами системы являются электрические станции, кабельные сети, тепловые сети. Кроме основных производственных единиц, состав системы входят вспомогательные предприятия и службы.

Для осуществления административно-хозяйственной и производственно-технической деятельности в энергосистемах создаются отделы (ОК, плановый, бухгалтерия, ОТиЗП, ФО, и др.).

К вспомогательным предприятиям РЭС относят: энергосбыт, центральное ремонтное предприятие, центральные лаборатории, проектные организации.

Управление электростанциями и сетевыми предприятиями энергосистемы осуществляется аппаратом управления.

Электростанции, работающие в составе энергетической системы, отпускают производимую энергию в общую сеть энергосистемы, которая распределяет эту энергию как обезличенную продукцию. Электростанция не может рассматриваться как самостоятельное предприятие, она не имеет законченного производственного цикла. Для доведения энергии до потребителей используются сети. Станция не может увеличить объем продукции, т.к. всегда работает по жестким заданиям диспетчера. Станция не может сама реализовать энергию, т.к. сама не связана с потребителями.

Электростанцию следует рассматривать как производственную единицу энергетического объединения. Роль самостоятельного производственного предприятия переходит, таким образом, от электростанции к энергетической системе.

В конце десятилетия начались организационные изменения в электроэнергетике. До 1988 г. все электростанции, предприятия электрических и тепловых сетей на территории страны были формально самостоятельными юридическими лицами, подчиненными районным энергетическим управлениям (РЭУ). Согласно Генеральной схеме управления электроэнергетикой, утвержденной в 1988 г., РЭУ ликвидировались. На их базе были созданы производственные объединения энергетики и электрификации (ПОЭЭ), а все предприятия, ранее подчинявшиеся РЭУ, теряли статус юридического лица и становились структурными подразделениями ПОЭЭ. Вместо прямой купли-продажи электрической энергии между смежными энергосистемами Министерством энергетики и электрификации СССР был создан механизм продажи избытков электроэнергии ПОЭЭ с участием во взаиморасчетах ОДУ и ЦДУ.

Изменение политического и экономического устройства России с начала 1990-х гг. не могли не затронуть электроэнергетику. В течение полутора десятилетий происходили институциональные изменения в отрасли, менялись экономические отношения. В 1991—1993 гг. осуществлялись приватизация, акционирование предприятий электроэнергетического комплекса и структурные преобразования в отрасли.

В соответствии с Указами Президента РФ было создано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России». В его задачи входило обеспечение функционирования и развития единой энергосистемы страны. РАО «ЕЭС России» стало холдингом. В итоге структурных изменений в электроэнергетике России возникли 72 электроэнергетические системы — АО-энерго.

Этот этап преобразований в целом был завершен к 1994 году, когда 52 % акций самого РАО «ЕЭС России» были переданы государству, а остальные 48 % проданы на аукционах в ходе открытых конкурентных торгов за приватизационные чеки.

При этом АЭС остались под полным государственным контролем и отданы в управление Федеральному государственному унитарному предприятию «Росэнергоатом».

К середине 1990-х гг. государство стало уделять основное внимание формированию новых экономических отношений, созданию системы регулирования отрасли, которая должна была прийти на смену устаревшим механизмам централизованного директивного управления энергетическими предприятиями. Был принят ряд федеральных законов. Появились нормативные документы, регламентирующие функции энергоснабжения, устанавливающие основы ценообразования на энергию, систему лицензирования в электроэнергетике и т.д.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 793 от 12 июля 1996 г. создан Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Оптовый рынок создавался как «сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России». Территориально этот рынок охватил 5 ОЭС Европейской части России, ОЭС Сибири и ОЭС Дальнего Востока. ФОРЭМ.

Создание ФОРЭМ стало заметным шагом вперед в формировании новых экономических отношений в отрасли.

Общий итог развития электроэнергетики к концу 1990-х гг. — ухудшение целого ряда количественных и качественных показателей, что явилось следствием затяжного общеэкономического кризиса в стране.

Концепция реформы была закреплена принятием федеральных законов № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», принятые в марте 2003 года, постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

В 2001 г. а отрасли начались принципиально важные структурные изменения. Было создано Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» (НП АТС), впоследствии ставший оператором оптового рынка электроэнергии. В середине 2002 г. учреждены в качестве 100 %-ных дочерних акционерных обществ РАО «ЕЭС России» две другие инфраструктурные компании — ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК) и ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (СО–ЦДУ ЕЭС). Эти компании владели и управляли лишь активами, переданными им холдингом РАО «ЕЭС России». Значительная часть инфраструктуры по-прежнему находилась в собственности и под управлением региональных АО-энерго.

Процесс разделения АО-энерго по видам деятельности начался в 2003г. К концу 2005 г. было завершено разделение большинства АО-энерго, созданы все оптовые генерирующие компании и 13 из 14 территориальных генерирующих компаний, а также 4 МРСК, охватывающие всю территорию России, за исключением Дальнего Востока и изолированных энергосистем. В сентябре 2005 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил проект реформирования энергосистем Дальнего Востока, входящих в ЕЭС России.

С 1 сентября 2006 года Постановлением Правительства № 529 от 31 августа 2006 г. введены правила функционирования нового оптового рынка электроэнергии (мощности) — НОРЭМ.

К началу 2007 г. закончено формирование всех тепловых генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии и части территориальных генерирующих компаний. Решением внеочередного собрания акционеров от 6 декабря 2006 г. одобрен первый этап реорганизации РАО «ЕЭС России», предусматривающий выделение из холдинга двух генерирующих компаний: оптовой генерирующей компании (ОГК-5) и территориальной генерирующей компании (ТГК-5).

Из РАО «ЕЭС России» выделилось также несколько холдинговых компаний, акции которых распределились среди всех акционеров Общества пропорционально их доле участия в капитале энергохолдинга. Это:

· «Холдинг МРСК», владеющий пакетами акций МРСК и распределительных сетевых компаний (было принято решение об изменении состава МРСК. В результате, вместо 4-х компаний было создано 11);

· Холдинг «РАО Энергетические системы Востока», владеющий пакетами акций ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и пакетами акций изолированных энергосистем;

· «Интер РАО ЕЭС Холдинг», владеющий пакетом акций ЗАО «Интер РАО ЕЭС».

Первые две холдинговые компании после окончания функционирования РАО «ЕЭС России» стали функционировать в качестве самостоятельных холдингов.

По завершении реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» присоединилось к ОАО «ФСК ЕЭС» и с 1 июля 2008 г. прекратило свое существование как юридическое лицо.

В итоге осуществляемой реформы в 2008 г. была сформирована целевая структура отрасли, предусмотренная действующими законодательными и нормативными актами. Конкурентные отношения стали преобладающими на рынке электроэнергии. В то же время при участии государства начали формироваться система планирования и реализации долгосрочных приоритетов развития отрасли а также механизмы регулирования рынка. Современную стадию развития электроэнергетики в России можно охарактеризовать как создание оптимального баланса между частной инициативой и государственным регулированием.

К концу 2006 г. были созданы все тепловые ОГК; завершалось формирование ТГК; выделены магистральные и распределительные сетевые компании; функционировали инфраструктурные организации — ФСК, СО‑ЦДУ ЕЭС, НП АТС. Состоялся переход к целевой модели рынка электроэнергии, c сентября 2006 г. по новым правилам заработали оптовый и розничные рынки электроэнергии.

Завершение структурной реформы и запуск новой модели рынков электроэнергии позволили перейти к ключевому этапу реформы отрасли — инвестиционному. Началом инвестиционного этапа можно считать середину 2006 г.

В ходе инвестиционного этапа реформы (2006—2008 гг.) были реализованы механизмы привлечения инвестиций в электроэнергетику, сформирована целевая структура отрасли с соответствующей структурой собственности

Допуск частных инвесторов в крупнейшие генерирующие компании имел следствием быстрый рост их капитализации, так же, как и капитализации ОАО РАО «ЕЭС России» в целом.

Результатом перехода реформы электроэнергетики в инвестиционную фазу станет не только повышение надежности энергоснабжения и удовлетворение растущего спроса на электроэнергию, но и подъем в смежных отраслях экономики за счет роста заказов со стороны предприятий энергомашиностроения, строительства, топливно-энергетического комплекса, т.е. предприятий электроэнергетики.

В соответствии с принятыми решениями в отрасли созданы:

· единая компания магистральных сетей (ФСК);

· распределительные сетевые компании (МРСК);

· системный оператор;

· генерирующие компании – оптовые (ОГК) и территориальные (ТГК) на базе тепловых электростанций, гидрогенерирующая компания (РосГидро) и генерирующая компания, объединяющая атомные электростанции;

· открытые акционерные общества;

· сбытовые компании, в т.ч. частные, на основе сбытовых подразделений АО-энерго.

Таким образом, основным инструментом проведения структурных преобразований стало разделение АО-энерго по видам деятельности. Из АО-энерго выделялись генерирующие активы — электростанции, которые объединились в оптовые или территориальные генерирующие компании. Эти компании затем становились отдельными юридическими лицами. Сетевые активы АО‑энерго распределялись следующим образом:

· магистральные сети под контролем ФСК;

· распределительные сети под контролем межрегиональных сетевых компаний (МРСК).

Сбытовая деятельность АО-энерго, как правило, возлагалась на региональные энергосбытовые компании.

Функционирование оптового рынка электроэнергии (мощности) обеспечивают следующие инфраструктурные организации:

Совет рынка – некоммерческое партнерство (НП) участников оптового рынка (генерирующих и сбытовых компаний), вырабатывающее правила и регламенты его работы, а также осуществляющее контроль за деятельностью инфраструктурных организаций и участников рынка. Создается в 2008 г. после завершения переходного периода;

Администратор торговой системы — предоставляет услуги по организации торговли на оптовом рынке и осуществлению централизованного клиринга. Как юридическое лицо он образован 23 ноября 2001 г. а в 2008 г. преобразован в 100% дочернее общество некоммерческого партнерства «Совет рынка»;

Системный оператор – учрежден как открытое акционерное общество «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» 13 июня 2002 г. Он обеспечивает качество поставляемой электроэнергии и надежность работы системы, осуществляет планирование и управление режимами. В 2008 преобразован в ОАО «Системный оператор ЕЭС».

Наши рекомендации