Урочные формы занятий, их особенности и признаки
Структура занятий. Зависимость формы и организация занятий, их содержание от педагогических задач, уровня подготовленности занимающихся. Обоснование выбора задач, средств и методов при проведении занятий по самбо.
Урочные формы занятий их особенности и признаки (постоянный состав, твёрдое расписание, коллективная и индивидуальная работа с занимающимися, фиксированная продолжительность).
Разновидности урочных форм организации занятий. Теоретические и практические занятия, их задачи и содержание.
Практические занятия: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные, методические, учебная практика. Задачи и содержание заданий в схватках. Распределение средств и дозировка заданий.Формы и содержание заданий в разных частях занятий. Отличительные особенности учебных, учебно-тренировочных и тренировочных занятий. Варьирование направленностью заданий в решении обучающих или развивающих задач.
Обеспечение комплексного решения задач подготовки самбистов. Сопряженные методы обучения и тренировки, повышения уровня физического развития. Формы и последовательность заданий в основной части занятия. Методика дозирования физической нагрузки по объему и интенсивности выполняемых заданий.Нагрузка и отдых, как компоненты заданий.
Соревновательные (основные) упражнения. Вспомогательные упражнения (строевые, подготовительные, рекреационные) и методы их применения. Методы применения основных упражнений для совершенствования координационных и кондиционных способностей борца-самбиста. Понятие о тренировочной нагрузке (физической и психической). Объем и интенсивность нагрузки. Особенности объективности и субъективности оценки тренировочной нагрузки в самбо. Использование стандартного (упражнения) и переменного (варьирование) методов тренировки в процессе совершенствования навыка борьбы. Дозирование нагрузки. Конспект занятия, его форма и содержание.
Тема 22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМБО
План лекции
1. Задачи освоения и совершенствования технико-тактических действий.
2. Формы заданий по целенаправленному слиянию технических приемов с тактическими действиями в стойке и партере.
3. Технико-тактические схемы ведения схваток.Блоки атакующих действий.
4. Метод изменяемых условий. Сбивающие факторы, их разновидности.
5. Определение суммарной физической нагрузки.
Рекомендуемая литература
1. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки : учебное пособие / Г. С. Туманян. – В 4-х кн. – Кн. II. Кинезиология и психология. – М. : Советский спорт, 1998. – С. 84-114. – ил.
2. Купцов, А. П. О биомеханических и физиологических основах техники и тактики спортивной борьбы / А. П. Купцов // Спортивная борьба : учебник для институтов физической культуры / под ред. А. П. Купцова. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – С. 31-56.
3. Чумаков, Е. М. Техника борьбы самбо / Е. М. Чумаков // Спортивная борьба : учебник для институтов физической культуры / под ред. А. П. Купцова. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – С. 188-236.
4. Полубинский, В. Н. Борьба самбо / В. Н. Полубинский, В. М. Сенько. – 2-е изд., исп. и доп. – Мн.: Беларусь, 1980. – С. 109. – ил.
5. Харлампиев, А.А. Борьба самбо / А.А. Харлампиев. – М.: ФиС, 1964.
a. – 387 с.
6. Медведь А.В., Кочурко Е.И. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы. - Минск: Полымя 1985. - 144 с.
Схватки как основное средство совершенствования технико-тактического мастерства самбистов. Разновидности форм и содержания схваток по решаемым задачам. Использование схваток разной формы и содержания. Учебные схватки по заданию, учебно-тренировочные схватки с односторонним сопротивлением, схватки со сменой партнеров, интервальные схватки, тренировочные схватки и схватки соревновательного характера.
Обоснование целесообразности применения схваток, их продолжительности, содержания, интенсивности, количества в учебно-тренировочном занятии, тренировочном дне. Определение суммарной физической нагрузки с применением схваток разной формы и интенсивности. Технико-тактические схемы ведения схваток. Блоки атакующих действий и планируемое количество в заданной схватке.
Решение задач освоения и совершенствования технико-тактических действий с постепенным усложнением выполняемых приемов. Варьирование дозировкой заданий по продолжительности и содержанию. Применение заданий по обучению технике нападения в стойке и партере. Использование заданий по тактической подготовке, освоению защитных и контратакующих действий. Метод изменяемых условий. Сбивающие факторы, их разновидности. Способы адаптации самбистов к влиянию сбивающих факторов на эффективность выполнения технико-тактических действий в условиях соревнований.
В тренировочном процессе постоянно использовать задания по совершенствованию следующих тактических действий:
-подавлению, с наращиванием преимущества за счет функциональной подготовленности, вариативности технических действий, мотивации к победе;
-преследованию, с применением комбинационных действий на основе «коронных» приемов, преследования противника в борьбе лежа, после бросков в стойке;
-овладению рациональным использованием положений в красной зоне рабочей площади ковра.