Урочные формы занятий, их отличительные черты. Типы урочных занятий в зависимости от решаемых задач.

Урочной формы характерно деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течении строго установленного времени в специально отведённом месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязи. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на 3 составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий воспитании физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм организованного окончания занятия.

Уроки общей физической подготовки иcпользуются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность – это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся с подростками юношами, взрослыми. Их основная направленность – формирование ведущих для конкретных профессии двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов, служат подготовке их к соревнованиям.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1. Уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных, наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знании, умении и навыков и т п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач техники движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, лёгкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свои специфическое содержание, структурное построение и т.д.

Билет № 4

1 Организация занятий по методу круговой тренировки в физическом воспитании.

В практике физического воспитания даже отдельные занятия чаще всего имеют комплексное со­держание потому включают ряд различных видов двигательных действий. При этом возникает необходи­мость методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно организовав в составе целостной комплексной деятельности. Для этого опять-таки могут быть использованы подходы, ха­рактерные для методов строго регламентированного упражнения.

«круговая тренировка» - это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения.

Основу «круговой тренировки» составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений; подобранных и объединенных в комплекс в соответст­вии с определенной упорядочивающей схемой. Упражнения выполняются в порядке последователь­ного прохождения 8—10 «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направ­ленность, т. е. воздействует преимущественно на определенную мышечную группу, но есть и 1—2 упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой «станции» устанавливают индивиду­ально.

В комплексы круговой тренировки включают в большинстве случаев технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения, главным образом из числа средств об­щеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлети­ки и некоторые другие.

В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособно­сти и положительных эмоций.

Общая характеристика специфических принципов физического воспитания. Требования к их реализации в процессе физического воспитания

Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, крае­угольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

Специфические принципы выра­жают специфические закономерности физического воспитания.

Специфические принципы ФВ:

непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

сбалансированности нагрузки и отдыха;

принцип цикличности;

возрастная адекватность направлений физического воспи­тания.

Принцип непрерывности— выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важ­нейших принципов, обеспечивающих последовательность и пре­емственность между занятиями, частоту и суммарную протяжен­ность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие мор-фофункциональных свойств организма, которые развиваются и со­вершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип не­прерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.выражает поступательный характер и гаран­тирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе фи­зического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от зако­номерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Сбалансированность нагрузки и отдыха -нормирование нагрузки.

Принцип цикличности - заключается в повторяющейся последова­тельности занятий, что обеспечивает повышение тренированно­сти, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Принципа возрастной адекватности.Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функцио­нальные возможности организма развиваются в физическом вос­питании ( учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)..

3 Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов основного учебного отделения.

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям на основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов

В основное учебное отделениезачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный процесс направлен на:

— всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, про­
фессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;

— формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на

воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущест­венно учебно-тренировочный характер (моторная плотность не понижается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130—160 уд./мин).

Задачи:

1. обеспечить развитие и упрочение у обучающихся в высшей школе глубоко осознанной потреб­ности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;

2. обогатить и усовершенствовать у них знания, умения и навыки в сфере физической культуры с учетом требований профессиональной и общественной деятельности, обязанностей по качественной постановке семейного физического воспитания;

3. обеспечить повышение (или поддержание достаточно высокого) уровня общей физической подготовленности и спортивной тренированности, развитие профессионально важных физических качеств и сопряженных с ними психомоторных способностей будущих специалистов;

4. полноценно реализовать возможности использования факторов физической культуры для про­филактики заболеваний, сохранения и упрочения здоровья.

Билет № 5

Принцип наглядности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

Наглядность необходимо рассматривать как фактор адекватного разучивания двигательных дейст­вий. Чем полнее чувственный образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем, несомненно, благоприятнее предпосылки к его формированию, к становлению нового двигательного умения.

Для реализации этого принципа на практике применяются:

*показ двигательного действия преподавателем;

*демонстрация наглядных пособий;

*кинофильмы;

*видеофильмы;

*звуковая и световая сигнализация

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идёт на 3 уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – только на уровне представления. Человек запоминает15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно. Он может воспринять до 65 % содержания этой информации.

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для ФВ. Её значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил. Особенно инерционных и реактивных.

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и разви­вает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование Дви­гательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей

2Методика тестирования уровня физической подготовленности на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагается состав тестов и нормативные требования к ним. Они определяются исходя из следующих требований:

*Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как из­вестно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следо­вательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех пе­речисленных двигательных качеств.

*Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать имен­но то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.

*Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.

Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов (число и состав системы тестов может варьировать в зависимости от возраста занимающихся, что определено про­граммой по физическому воспитанию школьников и ее нормативными требованиями):

челночный бег 4х 9 м - тест характеризует ловкость и быстроту: ловкость проявляется при поворотах, быстрота проявляется в скорости перемещения;

прыжок в длину с места - тест характеризует скоростно-силовую подготовленность;

Наши рекомендации