Формы обучения, их особенности и признаки

Формы обученияпредставляют собой целенаправленную, хорошо организованную и методически оснащенную систему взаимоотношений преподавателя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является повышение профессионального мастерства преподавателя и прочное усвоение обучаемыми знаний, навыков и умений.

Формы обучения можно подразделить на группы:

• учебно-плановые, включающие теоретические, практические и
тренировочные занятия;

• внеурочные и внешкольные (кружки, школы, конференции, выставки,
массовые праздники, различного рода состязания, конкурсы,
олимпиады, викторины).

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания, обучающих средств, методов обучения.

В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые, составные, комплексные.

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т.п.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН.

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.

Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

· формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

· формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.;

· формы учебной деятельности учащегося (виды);

· формы организации текущей учебной работы класса, группы.

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

Типы, структура и технология уроков

Учебно-плановые занятияявляются ведущей формой обучения и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока.Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.

Типы уроков Структура уроков
1. Уроки усвоения нового материала – организация восприятия; – организация осмысления; – организация закрепления; – организация применения знаний
2. Уроки формирования знаний, умений и навыков – показ образцов действий; – организация осмысления; – организация применения в условиях разной новизны и сложности; – закрепление при выполнении самостоятельной работы
3. Повторительно-обобщающие уроки – отбор знаний; – их актуализация; – синтез прежних и новых знаний; – обобщающие выводы

Структура урока, состоит из 8 этапов:

1. Этап организации урока.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап постановки цели урока.

5. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

7. Этап закрепления нового материала.

8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Показатели урока:

1. Дидактическая задача этапа (обучающая).

2. Содержание этапа.

3. Условия выполнения.

4. Показатель выполнения.

ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА

Показатели урока Характеристика  
1. Этап организации урока  
Дидактическая задача этапа • Подготовка учащихся к работе на уроке.  
Содержание этапа 1. Взаимное приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка внешнего состояния классного помещения. 4. Проверка подготовки учащихся к уроку. 5.Организация внимания.  
Условия выполнения 1. Требовательность, сдержанность, собранность учителя. 2. Отсутствие многословия. 3. Ярко выраженная волевая направленность.  
Показатель выполнения 1. Кратковременность организации процесса. 2. Полная готовность класса к работе. 3. Полная готовность оборудования к уроку. 4. Быстрое включение класса в деловой ритм. 5. Организация внимания всех учащихся.  
2. Этап проверки домашнего задания  
Дидактическая задача этапа • Установить правильность и сознательное выполнение домашнего задания всем классом; установить пробелы.  
Содержание этапа 1. Выявление уровня знаний заданного на дом материала. 2. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. 3. Ликвидация обнаруженных пробелов.  
Условия выполнения 1. Оперативность учителя и целевая направленность его деятельности. 2. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся.  
Показатель выполнения 1. Выявление учителем за короткий промежуток времени 7-10 минут выполнения домашнего задания у большинства учащихся. 2. Ликвидация причины обнаруженных недостатков. 3. Масштабы выявления качества знаний изученного дома материала.  
3. Этап всесторонней проверки знаний  
Дидактическая задача этапа • Глубокая и всесторонняя проверка знаний 1-4 учеников, выявление причины обнаруженных пробелов.  
Содержание этапа 1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала. 2. Проверка образа мышления. 3. Проверка сформированности общеучебных умений и навыков. 4. Комментирование ответов учащихся. 5. Оценка их знаний и умений.  
Условия выполнения 1. Практика постановки дополнительных вопросов. 2. Создание нестандартных условий. 3. Привлечение специальными заданиями всех учащихся к активной работе. 4. Создание атмосферы серьезности, важности работы.  
Показатель выполнения 1. Проверка объема знаний, глубины, осознанности. 2. Умение использовать знания на практике. 3. Рецензирование ответов, выделение «+» и «-». 4. Указание на то, что нужно сделать для устранения ошибок.  
4. Этап постановки цели урока  
Дидактическая задача этапа • Организация и направление познавательной деятельности учащихся.  
Содержание этапа 1. Сообщение темы, цели, задач изучения нового материала. 2. Показ практической значимости изучения нового материала. 3. Постановка учебной проблемы.  
Условия выполнения 1. Предварительное обдумывание учителем формируемых целей, задач и практической значимости материала. 2. Фиксация этого в плане урока. 3. Умение четко и однозначно определить цель урока.
Показатель выполнения 1. Активность познавательной деятельности учащихся, интерес к новому материалу. 2. Эффективное восприятие и осмысление нового материала. 3. Понимание учащимися значимости изучаемого материала.
5. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков
Дидактическая задача этапа • Формирование у учащихся представления и понятия об изучаемых фактах, явлениях, процессах.
Содержание этапа 1. Организация внимания. 2. Сообщение нового материала. 3. Одновременная организация восприятия и осознания изучаемого материала. 4. Организация первичного обобщения и систематизация.
Условия выполнения 1. Актуализация опорных знаний учащихся. 2. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности.
Показатель выполнения 1. Качество ответов учащихся на следующих этапах урока. 2. Правильность ответа. 3. Активное участие в подведении итогов урока.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Дидактическая задача этапа • Установление осознанного понимания учащимися новых знаний, умений, устранение пробелов.
Содержание этапа 1. Проверка учителем глубины осмысления материала. 2. Проверка понимания сущности новых понятий.
Условия выполнения 1. Использование вопросов направленных на активизацию мыслительной деятельности и ее самостоятельность. 2. Обращение к классу по поводу ответа одного ученика (уточнить у всего класса).
Показатель выполнения 1. Опрос средних и слабых учащихся. 2. Устранение пробелов в понимании материала.
7. Этап закрепления нового материала  
Дидактическая задача этапа • Закрепление в памяти учащихся знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы дома.  
Содержание этапа 1. Закрепление сообщаемых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучаемого вопроса.  
Условия выполнения 1. Припоминание и оперирование знаниями. 2. Использование различных способов закрепления.  
Показатель выполнения 1. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями. 2. Выявление существенных признаков ведущих понятий.  
8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  
Дидактическая задача этапа • Сообщение учащимся о домашнем задании и разъяснение методики его выполнения.  
Содержание этапа 1. Подведение итогов урока. 2. Инструктаж о выполнении домашнего задания.  
Условия выполнения 1. Систематическое выполнение этапа до звонка.  
Показатель выполнения 1. Правильное выполнение домашнего задания.  
             

Наши рекомендации