Исключительное использование бренда Black Friday признали незаконным
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
ФАС признала, что организатор «черной пятницы» в интернете — компания «Блэк Фрайдэй» — незаконно присвоил исключительные права на одноименный товарный знак. Спор разгорелся, после того как Ассоциация компаний интернет-торговли решила провести собственную «черную пятницу»
Комиссия ФАС признала действия ООО «Блэк Фрайдей», связанные с использованием исключительных прав на товарный знак Black Friday («черная пятница»), «недобросовестной конкуренцией», нарушающей закон о защите конкуренции. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте службы.
«Недобросовестная конкуренция со стороны ООО «Блэк Фрайдэй» выразилась в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак Black Friday» в то время, как оно уже использовалось другими интернет-магазинами, указано в сообщении ФАС. При этом обозначение Black Friday «не является оригинальным для того перечня услуг, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак», говорится там же.
Заявление с просьбой пресечь нарушение законодательства о защите конкуренции в сентябре 2016 года в ФАС направила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет около 30 ретейлеров, включая «М.Видео», Media Markt и KupiVip). Незадолго до этого ассоциация объявила о намерении провести собственную «черную пятницу» и обвинила ООО «Блэк Фрайдэй» в попытке монополизировать общеупотребимый термин.
В свою очередь, коммерческий директор «Блэк Фрайдэй» Светлана Харабурова ранее настаивала, что бренд Black Friday стал популярным в России именно благодаря усилиям ее компании. ООО «Блэк Фрайдэй» организует в Рунете распродажи в формате «черная пятница» с 2013 года, а в январе 2016 года получила в Роспатенте права на словесный товарный знак Black Friday.
«Мы действуем в интересах всего рынка и исходим из того, что есть общеупотребительные слова, как, например, Новый год. И когда какая-то компания пытается узурпировать эти словосочетания — это по меньшей мере странно. Так же и в случае с «черной пятницей», которая во всем мире является синонимом распродаж», — прокомментировал президент АКИТ Алексей Федоров решение ФАС. По его словам, ООО «Блэк Фрайдэй» зарегистрировала лишь графическое написание словосочетания Black Friday, что не дает ей основание «терроризировать рынок», требуя от компаний, участвующих в распродажах, платить ей роялти.
Решение ФАС является основанием для признания правовой охраны товарного знака Black Friday недействительной, сказала РБК начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Наталья Кононова.
Игорь Невзоров, управляющий партнер юридической компании Claims, которая представляет интересы АКИТ, считает, что решение о прекращении охраны товарного знака Black Friday может быть вынесено в течение нескольких недель.
«Сегодня была оглашена только резолютивная часть по делу ФАС. Мы будем ждать мотивировочную часть решения, которая появится в течение десяти рабочих дней. Если решение нас не устроит, то мы оставляем за собой право обжаловать его в установленном законодательством порядке», — ответил РБК генеральный директор ООО «Блэк Фрайдэй» Владимир Ким.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Крюков Д., Вовнякова А. Исключительное использование бренда Black Friday признали незаконным // РБК.- 2017.- 12 мая.- Режим доступа:
http://www.rbc.ru/business/12/05/2017/5915bb7f9a7947460fe19227 [12.05.2017]
«Свинка Пеппа» требует с пермяков возмещения авторских прав
Свинка Пеппа отстаивает свои права в пермском суде
Фото: Вокруг ТВ
Обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» – компания «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» — подал 13 исков в арбитражный суд Прикамья. Истец требует взыскать по 25 тысяч с каждого нарушителя авторских прав.
Британская компания требует взыскать компенсацию за нарушение прав на товарные знаки «Свинка Пеппа» и PEPPA PIG. Как правило, за использование каждого из них компания требовала 25 тыс. рублей. Часть дел уже рассмотрена судом, в ряде случае «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» и ответчик приходили к мировому соглашению, пишет издание Business Class.
Всего в картотеке арбитражных дел числится 25 исков к компаниям и предпринимателям, поданных «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» в 2017 году. Как правило, претензии предъявляются к ИП — продавцам изделий с изображением персонажей. В базе арбитражного суда фигурируют иски к предпринимателям Москвы и Московской области, Ханты-Мансийска и Перми. На начало мая в целом по России компания «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» направила более 160 исков к индивидуальным предпринимателям и организациям. Первые зарегистрированы в мае прошлого года.
В октябре прошлого года британская компания обратилась с иском к индивидуальному предпринимателю из Перми, потребовав взыскать компенсацию за нарушение прав на товарные знаки «Свинка Пеппа» и PEPPA PIG. Общая сумма требований составляла 50 тыс. рублей (по 25 тыс. рублей за каждый знак). В феврале 2017 года стороны заключили мировое соглашение, согласно которому ответчик выплачивает «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» 20 тыс. рублей компенсации и судебные расходы.
Одно заявление обладателя прав на товарные знаки «Свинка Пеппа» и PEPPA PIG суд возвратил британской компании. Причина в том, что истец не представил доказательства направления (вручения) претензии ответчику до подачи иска. Еще десять заявлений к пермским предпринимателям компания «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» направила в апреле – начале мая этого года, они не рассмотрены судом.
Как заявили РБК Пермь в региональном отделении ОПОРЫ РОССИИ, чаще иски подаются в адрес бизнесменов, торгующих товаром с авторскими изображениями. «Предприниматель на оптовой базе может купить упаковку товара и не знать, какие будут картинки. Иск предъявляется к нему, а не к тому, кто напечатал тетрадь или сшил футболку. Необходимо, чтобы к ответственности привлекались и производители», - отметили в Пермской ОПОРЕ.
Иски на возмещение авторских прав при использовании изображений персонажей мультипликационных сериалов подаются в арбитражные суды регулярно. Московская компания «Маша и Медведь» в конце апреля 2017 года подала в суд на четверых новосибирских предпринимателей. Сумма требования мультипликаторов к новосибирским продавцам — от 20 до 60 тыс. рублей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Холодилина Л. «Свинка Пеппа» требует с пермяков возмещения авторских прав //
РБК.- 2017.- 11 мая.- Режим доступа:
http://perm.rbc.ru/perm/freenews/591469c39a79471b02309d56 [11.05.2017]