Анализ урока технологии и изобразительной деятельности
Анализ урока в два этапа
На первом этапе урок анализирует и оценивает сам учитель. Прежде всего он еще раз называет его тему и задачи. Затем в общих чертах излагает, какая программа действий была намечена для достижения поставленных задач, обосновывает задуманную структуру урока, логику переходов от одною этапа к другому.
После этого он сравниваем запланированный ход урока с реальным течением, анализирует причины отступлений от первоначального замысла, обосновывает достижения и неудачи. При этом можно опираться на следующие вопросы:
1. Класс
2. Программа
3. Тема
4. Цель и задачи.
5. Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?
6. Какие моменты на уроке оказались неожиданными?
7. На сколько успешно удалось сориентироваться в неожиданной ситуации?
8. Какие выводы можно сделать из этого для последующей работа?
9. Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулированы?
10. Заметил ли учитель какие-либо свои ошибки, в том числе речевые?
11. Что не удалось и почему (произошло отступление от запланированных действий или были какие-то другие причины)?
12. Выполнены ли поставленные задачи? Из каких фактов можно сделать заключение об этом?
Второй этап: Анализ урока присутствующими (учителя, студенты, методисты).
1. К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию (художественный, рационально-логический или урок формирования практического навыка)?
2. Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока?
3. Соответствует ли запланированная система действий учителя виду урока и поставленным задачам?
4. Насколько реальные действия учителя на уроке адекватны тому, что было первоначально запланировано? Насколько удачны предпринятые отступления от замысла?
5. Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты урока можно отметить?
6. Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы учащихся?
7. Какова общая оценка речи учителя (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)?
8. Какова общая оценка поведения и деятельности учителя на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?
9. Удалось ли учителю установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?
10. Имело ли место на уроке формирование у учеников внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу? В чем это выражалось?
11. Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения? Какими могут быть пожелания учителю?
Приложение 2
Методические рекомендации по подготовке к урокам физической культуры в начальной школе
Задачи практики по физической культуре
· Овладеть умением планировать и проводить уроки ФК
· Овладеть умением анализировать и оценивать учащихся на уроке ФК
· Овладеть методикой обучения основным видам движений, воспитания физических качеств
· Овладеть способами проведения строевых , общеразвивающих упражнений
· Овладеть умением применять различные методические приёмы обучения в зависимости от сложившейся ситуации
· Овладеть умением проявлять требовательность и поддерживать должную дисциплину
· Овладеть умением подмечать допущенные учащимися ошибки и помогать устранять их
· Овладеть умением оказывать страховку и помощь занимающимся
· Овладеть умением правильно называть и показывать упражнения, а также показывать технику их выполнения
Планирование урока физической культуры
Определение задач урока:
В школе, с учителем ФК, точно сформулируйте задачи на проводимый урок. Узнайте, что изучали дети на предыдущих уроках, что хорошо усвоено, что получается хуже, на что обратить внимание. Ознакомьтесь с составом класса, кто может помочь в проведении урока. Спланируйте в общих чертах основу урока: как провести основную часть, какие выбрать методы ведения урока и методы обучения. Какие общеразвивающие упражнения провести в водной части. Продумайте как лучше использовать спортивный зал, где разместить инвентарь.
Предварительное планирование:
Всё планируемое делайте на черновике краткими набросками, рисунками, чертежами. Подберите методическую литературу, необходимую для урока, спланируйте урок отдельными частями. Начните планирование с основной части урока, определите методы ведения урока и методы обучения, нужно ли делить класс на группы, если да, то на сколько. Какого и сколько инвентаря необходимо для урока. Сделайте набросок рационального использования спортивного зала. Отметьте расстановку оборудования, место и перемещения учителя, передвижения учеников. Определите где разложить инвентарь перед урокам, чтобы удобно и быстро раздать его.
Для вводной части урока отберите общеразвивающие упражнения, определите в каком построении они будут выполняться. Желательно, чтобы меньше было перестроений в течение урока.
Продумайте какие строевые приёмы будете проводить и с какой целью, как будет проходить ходьба, бег, по каким направлениям.
В заключительной части урока определите методы его ведения, подберите для этой части упражнения, продумайте окончание урока.
Детальное планирование:
Спланируйте основную часть урока. Начните с главного, с изучения основных упражнений. Ещё раз прочитайте, какая задача поставлена при изучении данного вида упражнений; какими путями и средствами можно её выполнить; продумайте и определите частные задачи обучения, их последовательность; обязательно пользоваться методической литературой. Исходя из времени, отведённого для изучения данного вида упражнений, распределите его на выполнение каждой задачи. Продумайте показ и объяснение изучаемого упражнения. Отметьте место для показа и способ показа. Продумайте методические указания для каждого упражнения.
Планирование вводной части начинайте с общеразвивающих упражнений. Подберите упражнения для данной части (характер, число, дозировка). Помните, общеразвивающие упражнения должны соответствовать основным упражнениям, изучаемым в основной части урока! Включите подготовительные или специальные упражнения, продумайте их показ и объяснения. Отметьте, как будете следить за выполнением упражнений и исправлением ошибок.
Планируя заключительную часть урока, определите частные задачи и подберите средства для их выполнения.
Распределение времени:
Начните с основной части урока. Отведите время на заключительную часть. Оставшееся, приходится на вводную часть. Распределив время вы получили своеобразный регламент урока.
Основное планирование- написание плана-конспекта урока.
Начните с задач урока. Продумайте формулировку и запишите. Ход урока пишите спервой минуты по порядку, последовательно по частям.
В вводной части пишите упражнения и укажите дозировку и методические особенности их выполнения. Опишите организацию учащихся в различных фрагментах вводной части урока. Общеразвивающие упражнения записывайте подробно с исходным положением и выполнением движений на каждый счёт. Запишите команды с помощью которых будете управлять учащимися.
Продумайте и запишите переход к основной части урока. Обязательно продумайте организацию учащихся: построения, переходы учащихся на выполнение упражнений и т.д. Укажите место учителя, не забудьте о подготовке и уборке мест занятий, инвентаря.
Очень подробно изложите последовательность обучения каждому упражнению (частная задача, средство её решения, дозировка, особенности выполнения). Предусмотрите возможные ошибки и пути их устранения, взаимопомощь, страховку. Учтите плотность урока и физическую нагрузку. Продумайте переход к заключительной части урока.
Согласуйте план-конспект с учителем физической культуры и методистом. Возникшие вопросы разрешите с методистом или учителем ФК. Внимательно отнеситесь к их замечаниям и внесите изменения в конспект.