Организационная структура урока. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока – Здравствуйте, люди добрые! Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам. Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан-моря, Быстры-светлы реки русские, А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке
II. Повторение изученного мате- риала – Какой большой раздел мы с вами изучаем? – Кого на Руси называли богатырями? – Каких русских богатырей вы знаете? – Где мы можем прочитать о богатырях? – Мы читали богатырские сказки и былины. Кто может дать определение?   – Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины?   – Что общего у былин и богатырских сказок?     – С каким былинным героем мы познакомились на прошлом уроке? – Расскажите об Илье Муромце. – Мы узнали об Илье Муромце из былины или богатырской сказки? Отвечают на вопросы, подтверждая примерами из текста.     – Былины получили свое название от слов быль, было. В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, победах русских воинов. Но некоторые факты придумывали сами. – На праздниках, пирах сказители по памяти исполняли былины и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте. – И былины, и богатырские сказки: 1) основаны на исторических событиях; 2) в них действуют волшебные силы и персонажи; 3) есть троекратный повтор; 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству.     Пересказывают былину Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы
Физкультминутка Богатыри
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри!   (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо,     (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво, И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще   (Поворот вправо.)
Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги, Точно в танце – руки в боги, Наклонились влево, вправо, Получается на славу! (Поворот вправо.)
Выполняют движения по тексту Действуют согласно инструкции
III. Изучение нового материала – О каких подвигах богатырей вы знаете?   – С кем сражались богатыри?   – Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать самостоятельно небольшие отрывки из былин и богатырских сказок. В ходе чтения определите, какие черты присущи богатырям. Богатыри – это, в первую очередь, воины. И вооружены они как воины того времени. – Назовите доспехи и оружие богатырей.   – Какие еще доспехи и оружие богатырей вы знаете? – Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом. – Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие? – Защищали родную землю от врагов, стерегли границу. – С врагами (Соловьем-разбойником, Тугарином и т. д.). Дети читают про себя или вполголоса.   – Щит, шлем, меч, копье, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т. д. Отвечают на вопросы Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний
Физкультминутка Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперед – Это мчится самолет... Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Обобщение изученного – Слово былина означает «правдивое повествование». Раньше былины пелись под гусли. Известно более ста былин. Пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их со слов простых крестьян-сказителей. Главными героями былин являются богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Василий Казимирович, Сухман вызывают у нас восхищение, гордость, веру в силы народные. Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Самыми известными былинами являются «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри». Очень любил сказания о богатырях великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Два десятилетия работал он над картиной «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич, справа – младший из богатырей – Алеша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее Слушают учителя, участвуют в диалоге Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск, выделение, извлечение необходимой информации. Высказывают свои мысли и доказывают свою точку зрения, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
V. Итог урока. Рефлексия – Что мы читали сегодня на уроке? – К какому жанру относится это произведение? – Что вы узнали об Илье Муромце? – Какие новые слова услышали? – Скажите, чему нас учит эта былина? – Закончите предложения. • Я понял, что… • Было интересно… • Было трудно… • Мне захотелось… • У меня получилось… • На следующем уроке мы… А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности
Домашнее задание Прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» Записывают задание на дом, задают вопросы Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)

Ресурсный материал

Наши рекомендации