Подробное описание принципов
1. Раппорт и конгруэнтность с собой, другими и миром является первым и исходным принципом нейротрансформинга нулевого уровня, без выполнения какового этот самый 0-НТР лучше даже и не начинать (впрочем — ещё раз напомню — это касается и нейротрансформинга более высоких ступеней). Потому как именно ваша безмятежная согласованность (и согласие), с собственным Я, Другими и Универсумом выступает совершенно необходимым (а иногда и достаточным) условием Невлиятельного Влияния на Реальность. Неслучайно библейские и аналогичные им тексты во все века и времена писали о чистоте помыслов, безмятежности духа, смиренности и праведности как основных условиях восприятия и воплощения Божественного. А то же родительское по отношению к нейротрансформингу НЛП, задолго до него прямо утверждало: когда в согласии с собой, другими и миром, начинаются чудеса. Поэтому всякий раз, когда эти самые раппорт и конгруэнтность нарушаются, вы начинаете стремительно и непреложно затягиваться (затягивать себя) либо в омуты Неблагоприятных Вариантов, либо в водовороты Ловушек Сознания, либо в боковые ответвления тупиковых Линий Жизни.
2. Необходимость наличия чётких, ясных, обоснованных и принимаемых бессознательным целей в принципе должна быть вам понятна безо всяких объяснений. Тем не менее, на всякий случай упомяну, что чёткость предполагает существование хорошо сформулированной цели (потому что в последнем случае вы при нарушении первой заповеди придёте к цели От, а при её неряшливом выполнении — к чему-то угодному вашему бессознательному, но вовсе не обязательно лично вам). Ясность предполагает её существование в виде целевого слайда, т. е. картинки (реальной или символической), сопровождаемой (возможно, но не всегда) некими приятными звуками, позитивными ощущениями и хорошими мыслями (причём надлежаще субмодальностно оформленной, т. е. яркой, чёткой, красивой и т. п.). Обоснованность требует либо «прогонки цели» по стандартам критериев оформленности, о которых я подробно напишу далее {возможно ли это иметь, стоит ли это иметь, даст ли это мне то, что я действительно хочу, и стоит ли достижение цели ожидаемых усилий), либо пространного и не очень структурированного ответа на вопрос «Зачем вам это?» (я, кстати, в полном соответствии с традицией великих психоонкологов К. и С. Саймонтонов, никогда не начинаю работу с тяжёлой (чреватой летальным исходом) соматикой до тех пор, пока не получу от клиента убедительный ответ на вопрос: «А зачем тебе жить? Может быть, уже настало время умирать?») Ну а принятие бессознательным вообще понятно и естественно, ибо, как об этом справедливо указывается во всех системах прикладной эзотерики, выполняются только истинные потребности, конгруэнтные бессознательному (а вовсе не суетные желания).
3. Чуткость (чувствительность) в восприятии Знаков Пути нужна для того, чтобы чутко реагировать, во первых, на все подсказки бессознательного (внутренний трек): те самые внутренние голоса, смутные образы, неясные ощущения и страшные мысли, которые мы, в полном соответствии с постулированным А. Маслоу законом «десакрализации» (буквально: «опускания» высокого) высмеиваем и забываем (забиваем). А Во-вторых, на внешние события и обстоятельства, языком которых, по авторитетному мнению Р. Ассаджол и [6], с нами говорит сама Жизнь.
4. Гибкость в подстройке и перестройке своего поведения закономерно вытекает из Текучести воды, всегда выбирающей наиболее оптимальный путь, и реализуется в интуитивности (опоре не на прямолинейный Разум, а на гибкую Интуицию); спонтанности (действии в соответствии со сложившейся ситуацией, а не когда-то затверженных программ и карт) и пребывании Здесь и Теперь, а не в либо уже прошедшем, либо ещё не наступившем Там и Тогда.
5. Позитивация происходящего как принцип в общем-то ну очень прост и предполагает всего-навсего именно позитивную трактовку всего, что с вами приключилось. Дело в том, что, на самом деле, ни одно явление в этом мире не может однозначно оценено как плохое или хорошее. Например, увольнение с работы (это плохо) на самом деле даёт вам возможность спокойно спать по утрам и жить, не видя зануду — начальника (а это хорошо). Развод с когда-то и даже как-то ещё любимой женой (это очень плохо) одновременно означает возможность беспоследственно бегать по девочкам (а это очень даже хорошо). А опоздание на рейс самолёта, летящего куда-нибудь в вожделенные тёплые края (ну очень-очень плохо) может обернуться сохранённым здоровьем и даже жизнью, если в этих самых краях вспыхнула эпидемия или, что ещё хуже, начались военные действия (а это просто отлично).
Так вот, на определённом уровне понимания жизни (увы, достигаемого немногими), человек внезапно озарённо осознает, что все те же потеря работы, развод и опоздание на самолёт — это не хорошо или плохо, а просто потеря работы, просто развод и просто опоздание. А чуть позднее (вообще-то уже на следующем уровне понимания жизни) приходит к выводу, к которому я сейчас советую прийти и вам. Что буде любые ситуации или явления есть просто (а не плохие или хорошие) ситуации и явления, их экологичнее (именно так: даже не логичнее, а экологичнее) оценивать как хорошие (это и есть позитивация происходящего). Ибо от того, как вы их оцените, зависит то, как они (ситуация и явление) будут проистекать и развиваться. То есть то, какой сектор пространства возможностей вы выберете (и какую линию жизни начнёте осуществлять).
На чисто житейском (психологическом) уровне понять это довольно-таки просто. Например, если вы оценили приготовленный женой ужин как плохой (а это ваш выбор, ибо даже выдачу чего-то совершенно несъедобного можно оценить как эксперимент по устранению избыточного аппетита…), дальнейшее «планирование» событий из пространства возможностей будет протекать, например, по схеме «ужин плох» ? «жена плохая кулинарка» ? «мне не повезло с семейной жизнью» ? «жизнь вообще не удалась». А ведь могло произойти и по-другому — по, например, иной цепочке: «ужин плох, но зато не разъемся» ? «сохраню физическую форму» ? «хороший петух всегда худой» ? «надо бы сегодня заняться сексом». Несмотря на условность и даже известную анекдотичность приведённого примера, он достаточно точно демонстрирует, как в первом случае из практически ерунды, но в силу негативной её оценки возникла линия жизни, непреложно ведущая к разладу, а то и к разводу. Тогда как в случае втором родилась и актуализировалась из пространства возможностей линия, явственно приводящая к благостному, хотя и довольно эротично окрашенному укреплению семейной жизни.
Всё, пока достаточно, хотя на самом деле в позитивации происходящего всё намного сложнее и, как ни странно, эффективнее. Ибо одно только его грамотное применение (о психотехнологическом обеспечении этого самого применения я расскажу позднее) позволяет довольно прочно (и точно) удерживаться на «трассе парения» или, иначе, в Главном Потоке собственной жизни. Правда достигается в том (и только в том) случае, если вы грамотно реализуете следующий принцип НТР.
6. Координация важности. Вообще-то принцип этот был известен человечеству с незапамятных времён, что, однако, не мешало очередному «продвинутому» представителю этого самого человечества открывать этот принцип заново. Так, представители северных народностей практических до сих пор, выходя в море на промысел, никогда прямо не говорят: «Мы вышли за китом, а то помрём с голоду», а, наоборот, вещают: «Нам просто захотелось погулять — погода сегодня уж больно хорошая». После чего, как правило, без кита не возвращаются. А я ещё в приснопамятные социалистаческие годы (а потом и позднее) всегда поражался тому, что ежели ты, целенаправленно, с полным осознанием важности мероприятия, выезжаешь, скажем, за некой вполне конкретной обувкой, тут же обнаруживается, что ничего подобного нет ни в одном из обувных магазинов. А вот если ты, слегка отчаявшись, «забивал на это болт», и прекращал придавать важность «защите своих нижних конечностей», желанная обувь немедленно и прям как бы ниоткуда появлялась или материализовывалась совсем рядом и, зачастую, в совершенно неадекватном месте (например, в булочной)…
Наилучшее объяснение этого принципа координации (т. е. снижения и сохранения на невысоком уровне) важности дан в [17], и примером из этой книги я и воспользуюсь. Допустим, что вы стоит на краю ковра перед полоской голого пола или паркета. Поскольку стояние в такой позиции в принципе (ну, например, за исключением случаев стояния «на ковре» у начальства) совершенно неважно для вас, вы просто стоите, не ощущая никаких потусторонних (или посторонних) желаний и влияний.
А вот теперь представьте, что точно так же вы стоите уже не на ковре, а на краю пропасти. Естественно, что важность этого стояния на несколько порядков превышает безмятежное торчание на краю ковра, и вы внезапно осуществляете воздействие на себя двух противоположных сил. Первая из них буквально притягивает вас к пропасти, как бы ласково приглашая сигануть в оную. Тогда как вторая, наоборот, как бы отталкивает вас от гибельного провала. Знакомо? Ну ещё бы!
Так вот, хотите верьте, хотите нет, но (кстати, совершенно независимо от этой самой вашей веры и сомнения) придание чему угодно важности практически немедленно создаёт напряжение в неком энергоинформационном поле (сейчас неважно, в каком). Каковое (напряжение) с точки зрения этого поля (или его Хранителей) должно быть устранено (если хотите — как некое препятствие на пути безмятежного течения событий). Для чего, как «плюс» и «минус» в конденсаторе, немедленно мобилизуются две полярные (противоположные) силы, стремящиеся к ликвидации этого самого напряжения. В случае стояния на краю пропасти первая из них зовёт вас в бездну: так как если вы в неё сверзнетесь, напряжение тут же исчезнет — правда, вместе с вашей жизнью. Тогда как вторая отталкивает вас от «бездны на краю» (А. Пушкин): ведь если вы отойдёте достаточно далеко, напряжение опять-таки исчезнет, но уже как бы само собой и по-другому. Естественно, что вы выбираете именно этот вариант устранения напряжения —важности: отход от края пропасти. И всё потому, что довольно отчётливо представляете себе последствия «ликвидации напряга» по первому—с падением в пропасть — варианту. А теперь внимание, ибо сейчас я сообщу вам нечто очень важное. А заключается оно в том, что, к сожалению, во всех других (не связанных с падением в пропасть или просто незнакомых) случаях, мы чаще выбираем именно наихудший вариант развития событий и в силу ложно понятой важности, вляпываемся по самое «не могу», выбирая (в лучше случае и в наиболее общем плане) кратковременный успех и/или удовольствие вместо долговременного блага. Например (уж продолжу семейную тему), при внезапном знакомстве с ну очень симпатичной (и где-то даже легко доступной) особой противоположного пола у нас (в нас) возникают две полярные силы, суть которых хорошо передаёт известная русская поговорка «И хочется, и колется». Как известно (увы и ах!), большинство мужиков в этом случае выбирает вариант «хочется», опять-таки ну очень смутно понимая, что на самом-то деле данный их выбор в пространстве вариантов обернётся жуткими последствиями: ну хотя бы по части осложнения собственной жизни адюльтером. А по мере развёртывания этой линии, данные «цветы зла» могут обернуться такими «волчьими ягодами», что буквально под откос пойдёт вся жизнь данного индивида…
Не знаю, достаточно ли вам вышеизложенных — намеренно упрощённых — примеров, чтобы понять, почему всегда успевает тот, кто никуда не торопится, а всё самое хорошее достаётся тем, кто в этом в общем-то и не нуждается (а вот отчаянно нуждающимся, как правило, ничего и не достаётся…) В общем, воистину правы те, кто утверждали, что лучший способ догнать собственную тень — это остановиться. А известная версия бессмертной фразы А. Грибоедова «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», а именно почти философское «чем меньше женщину мы больше, тем больше меньше мы её» — из той же серии: частных проявлений принципа координации важности и вытекающих из него последствий.
7. Отказ от зависимостей. Это последнее, но тоже очень важное условие улучшения вашей собственной жизни в режиме нейротрансформинга нулевой ступени. Тема эта настолько необъятна, что попробую осветить её кратко и категорично: принцип НИЧЕМУ не придавай важности или значимости в данном случае как бы дополняется ещё одним словом «И НИКОМУ». В этом-то и заключается сущность полной и подлинной независимости (подлинной, а не той, когда от тебя ничего не зависит), позволяющей делать СВОЙ, а не кем-то навязанный, а значит, все равно чужой выбор в пространстве возможностей.
Кое что о зависимостях
Препятствуют достижению этой столь необходимой для оптимального течения через реальности независимости две вещи: созависимость как психологический феномен и некая чрезвычайно распространённая логическая ошибка вполне морального плана.
В первом случае мы имеем дело с жутко любопытным, но страшноватым по последствиям явлением, когда в угоду этой самой созависимости мы живём не собственной жизнью, а той, которой от нас (и вроде для нас) хотят некоторые значимые другие. Причём в случае, если мы их любим, все их законы и заповеди реализуются нами в целости и сохранности. А если ненавидим, то с точностью до наоборот («назло папе, назло маме пойду с мокрыми ногами!»). Но и в первом, и во втором случае это не наша, а чужая жизнь — неважно, со знаком плюс или минус. А, значит, и в пространстве возможностей вы будете выбирать чужие сектора («Так надо…»), не свои уровни («Каждый сверчок…») и совершенно не ваши линии жизни («Все так живут…»). И всё это до тех пор, пока не уберёте созависимость с помощью далее описанной психотехнологии. И, конечно же, разберётесь с некоторыми морально-логическими ошибками.
Вообще-то в чисто философском плане вопрос, о котором пойдёт речь далее, давно уже решён. Ибо предполагает отказ как от эгоистической («мне это выгодно — и потому ты сделаешь всё, что я хочу…»), так и альтруистической («тебе это хочется — так что я сделаю всё, что хочу») морали в угоду морали социоцентрической («нам это выгодно, и потому мы это сделаем»). В принципе, всё это логично следует из так называемого категорического императива И. Канта: единственного и непреложного морального закона, согласно которому никому не следует делать то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе (мне лично нравится другая его трактовка: «Ты можешь делать всё, что хочешь, до тех пор, пока это не мешает другим»). Но в том-то и дело, что, в нашем довольно-таки слюнявом обществе, любовь стали отождествлять с зависимостью («ты ушла — и я помер, ты пришла — и я воскрес» — лейтмотив большинства современных песен). А те же семейные и иные отношения (их сохранение во что бы то ни стало) восприниматься как священный долг и нравственный подвиг. Ну неужели не понятно, что ни родственные, ни семейные, ни даже любовные отношения не являются индульгенцией для сохранения взаимодействия, в котором, один или оба из участвующих глупо и безнадёжно проигрывают игру на поле собственной жизни…
Поясню эту мысль. Согласно С. Кови [20], единственно живучими в, например, бизнесе, являются отношения типа «Я выигрываю — ты выигрываешь». Потому что если ты выигрываешь, а я результате проигрываю, я лох, и вряд ли соглашусь продолжать с тобой такие непродуктивные взаимоотношения. Если ты проигрываешь, а я выигрываю, лохом являешься уже ты, и ежели у тебя есть хоть капелька интеллекта и крошка гордости, ты не будешь со мной общаться далее. Если же мы оба, то в результате нашего бизнес-контакта и при том сохраняем эти столь непродуктивные отношения, это уже клиника, и мы не просто лохи, но ещё и какие-то махозисты. Как вы понимаете, в бизнесе всё сие невозможно. А вот в других сферах отношений сплошь и рядом сохраняют проигрышные взаимодействия, исходя из ложно понятого чувства долга (на самом деле «привитого» мамочкой, которая тем самым банально хотела навсегда закрепить вас в качестве этакого пенсионного фонда).
В нейротрансформинге мы руководствуемся парафразом чеканной формулы Ф. Перлза [25], которая в моём (несколько отредактированном) варианте звучит так.
Я это я, а ты это ты
Я делаю своё, а ты делаешь своё
Я пришёл в этот мир не для того,
Чтобы отвечать твоим ожиданиям,
А ты пришёл в этот мир не для того,
Чтобы отвечать ожиданиям моим.
Если нам хорошо вместе, это прекрасно
И этим стоит пользоваться
Если нам плохо вместе, это не хорошо
И это можно изменить.
Но если нам плохо, и мы ничего не меняем,
давай вспомним, что
Я это я, а ты это ты,
Я делаю своё, а ты делаешь своё.
И я пришёл в этот мир не для того,
чтобы отвечать твоим ожиданиям,
А ты пришёл в этот мир не для того,
Чтобы отвечать ожиданиям моим.
Созидающие визуализации
Теперь о том, как сделать так, чтобы вы — а точнее, ваше бессознательное — не забыло о том, чего именно ему (вам) надо достигнуть. Здесь весьма ценную помощь (реальную, но необременительную) окажут вам две используемые в Восточной версии нейропрограммирования и нейротрансформинга психотехнологии, разработанные в рамках ну очень близкого по духу подхода созидающих визуализаций [11].
Подход этот сам по себе (т. е. без всего прочего — совершенно самостоятельно) уже помог буквально тысячам людей обрести желанное и желаемое. Так что не думаю, что вы здесь станете исключением — особенно с учётом того, что вы-то будете делать куда как больше, чем они. А значит и эффективность окажется заметно выше. Так вот, если опустить здесь весьма подобную вышеизложенной теорию, то окажется, что работать с созидающими визуализациями весьма просто: как с действом, состоящим из трёх шагов.
1.Установите вашу цель.
Выберите нечто, что вы хотели бы иметь, над чем желали бы работать, реализовать или создать. Ваша цель может касаться чего угодно: вашей работы, дома, взаимоотношений, изменения себя, увеличения благосостояния, более счастливого состояния психики, улучшения здоровья, лучшего физического состояния и т. д. и т. п.
2. Создайте чёткий образ или идею этой цели.
Создайте максимально полную мысленную картину будущей ситуации—в точности такой, какой вы хотите её видеть. Вам следует думать о ней в настоящее время как об уже осуществлённой желаемым образом. Как бы нарисуйте себя в этой ситуации таким, каким вы хотите в ней быть, затем включите в ситуацию столько деталей, сколько сможете.
3. Часто фокусируйте на ней своё внимание.
Как можно чаще мысленно возвращайтесь к своей идее или мысленной картине по поводу желанной цели —, как в моменты тихой медитации, так и посреди дня, когда вам просто случилось о ней подумать. Таким образом вы сделаете её неотъемлемой частью вашей жизни.
Для практической реализации всего этого (и подкрепления процесса создающих визуализаций) Ш. Гавэйн предлагает два метода — Создания Идеальных Условий и Составления Карты Ценностей.
СОЗДАНИЕ ИДЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
Первый из них — психотехнология Создания Идеальных Условий — помогает в репрезентации этого самого столь необходимого вам образа результата: посредством письменных слов, кои приводят к появлению у вас более чёткого представления о том, чего вы действительно хотите.
Подумайте о любой цели, которая является для вас важной и опишите эту цель — как можно более ясно и в одном предложении.
Напишите под этим: «Идеальные Условия» и начните описывать ситуацию точно такой, какой вы хотели бы её видеть, когда ваша цель будет осуществлена и достигнута. Делайте это в настоящем времени, как если бы ваши идеальные условия уже существовали, и используя столько деталей, сколько вам захочется. Когда закончите, напишите внизу: «Это или нечто лучшее теперь стало проявленным для меня совершенно приемлемыми и гармоничными способами», затем добавьте любые другие утверждения по поводу вашего желания и подпишитесь своим именем. После этого сядьте в тишине, расслабьтесь и визуализируйте ваши идеальные условия на расслабленно-медитативном уровне ума.
Сохраните описание ваших идеальных условия. Пусть они будут в вашем блокноте, на письменном столе, рядом с кроватью, или же повешенные на стене. Часто перечитывайте их и делайте соответствующие изменения, если возникнет такая необходимость. Вспоминайте о них во время занятий упражнениями и просто когда для этого представится возможность.
Составление карты ценностей
Второй рекомендуемый Ш. Гавэйн метод — психотехнология Составления Карты Ценностей — позволяет чисто физически, наглядно и реально отобразить образ желаемой вами цели или реальности, каковую вы просто воссоздаёте с помощью подручных средств. Ещё раз подчеркну: не в воображении, а реально.
Автор предлагает создавать Карту Ценностей, нарисовав её карандашом или красками или сделав коллаж, используя картинки и слова, вырезанные из журналов, книг, почтовых открыток, фотографий, рисунков, надписей и тому подобного.
Главное здесь — это чтобы ваша Карта Ценностей максимально наглядно представляла вас в ваших идеальных условиях, причём ваша цель опять-таки должна быть полностью осуществлённой (то есть представлять собой образ желаемого будущего).
Ш. Гавэйн приводит некоторые указания, которые помогут вам в создании наиболее эффективных карт ценностей.
1. Делайте Карту Ценностей для одной цели или сферы вашей жизни, с тем чтобы вы могли быть уверенным в том, что вы включили все элементы без чрезмерного усложнения. Это позволит вашему уму фокусироваться более чётко и с большей лёгкостью, чем если бы вы поместили все ваши цели на одной карте ценностей.
2. Создайте её любого размера, который является для вас удобным. Возможно, вам захочется хранить её в вашем блокноте, повесить на стену или носить в своём кармане, дипломате или сумочке.
3.Убедитесь в том, что вы не забыли поместить себя на этой картинке. Для наибольшего эффекта реализма используйте собственную фотографию. Покажите себя находящимся в окружении желаемого, взаимодействующим с желаемым или обладающим этим желаемым.
4. Покажите ситуацию в её идеальной, завершённой форме — так, как если бы она уже существовала. Вам нет необходимости указывать на то, как это должно произойти. Карта Ценностей должна быть как бы уже законченным продуктом. И не показывайте в ней ничего негативного или нежелательного.
5.В своей Карте Ценностей используйте большое количество красок, с тем чтобы увеличить её силу и воздействие на ваше сознание и подсознание.
6. Покажите себя в окружении вполне реальных вещей и предметов. Сделайте так, чтобы Карта Ценностей выглядела убедительной для вас самих.
7. Поместите утверждения на свою Карту Ценностей. Например (для некоего гипотетического случая), напишите «Это я, получающий более 4000$ в месяц и превосходно чувствующий себя в новом офисе». Не забудьте также включить и «космическое» утверждение Ш. Гавэйн: «Это или нечто лучшее теперь стало проявленным для меня совершенно приемлемым и гармоничным способами ради блага всех, кто с этим связан».
После того, как вы создали репрезентацию вашей цели в описании Идеальных Условий и изображении Карты Ценностей, вам остаётся только тратить по несколько минут каждый день на то, чтобы спокойно смотреть на эту самую Карту и время от времени в течение дня о ней размышлять. И это почти всё, что вам необходимо (хотя и не всё, что достаточно)…
Упражнение 11.
⇒ Внимательно изучите все семь принципов нейротрансформинга нулевой ступени и в обязательном порядке расскажите их (и о них) кому-то достаточно благожелательно к вам настроенному. Как известно, преподаватели такие умные потому, что постоянно объясняют другим то, чего сами не понимают.
Упражнение 12.
⇒ Попробуйте этак с недельку жить в соответствии с этими принципами (то есть пытаясь хоть как-то их выполнять). Через неделю обязательно подведите итоги, определив то, насколько ваша жизнь изменилась к лучшему.
Упражнение 13.
⇒ Определитесь с наиболее актуальными вашими целями и «прогоните» их через трёхшаговое действо Созидающих визуализаций.
Упражнение 14.
⇒ Создайте для этих целей Идеальные Условия.
Упражнение 15.
⇒ Составьте для них Карту Ценностей.
Как сохранить нейтралитет
«В страну, где люди освобождаются от пристрастий сам собой приходит мир»
Дао Шы
Согласно древней притче, однажды некий очень бедный, не имеющий ни работы, ни каких-либо перспектив человек узнал, что в горах живёт мудрец, который знает секрет превращения камней в золото. И он пошёл к нему и, рыдая, попросил о помощи, после чего мудрец сжалился над этим человеком и поведал ему, что всё что надо, так это пойти в следующую долину, на закате найти пять булыжников, положить их на сосновые ветки, посыпать вот этим специальным порошком (отшельник передал бедняку коробочку), ровно в полночь зажечь огонь под камнями и через час они превратятся в золото. Довольный человек отправился в путь, но чем дальше он отходил, чем больше его мучали сомнения, уж слишком всё было просто. Подозрительно просто. И он вернулся к мудрецу и сказал:
— «Ты явно что-то скрыл от меня. Не может быть, чтобы всё было так просто».
— «Да» — ответствовал мудрец — «я забыл тебе сказать, что в течении того часа, пока камни будут превращаться в золото, ты не должен думать о белой обезьяне…»