Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляю-щие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки целост-ность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относи-тельно устойчивый порядок объединения компонентов, их за-кономерное отношение друг с другом и общую последователь-ность.
Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания трени-ровки (средств, методов общей и специальной физической, так-тической и технической подготовки и т. д.);
2) необходимым соотношением параметров тренировоч-ной нагрузки (ее количественных и качественных характери-стик объема и интенсивности);
3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микрострук-туру – структуру отдельного тренировочного занятия, недель-ного цикла; б) мезоструктуру – структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (на-пример месячный цикл); в) макроструктуру – структуру боль-ших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Рациональное построение многолетней спортивной трени-ровки в легкой атлетике осуществляется на основе учета следу-ющих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты; про-должительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности трени-ровки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биоло-гического возраста, в котором началась специальная трениров-ка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.
Многолетний процесс тренировки и соревнований легкоат-лета строится на основе следующих методических положений.
1. Единой педагогической системы, обеспечивающей раци-ональную преемственность задач, средств, методов, организа-ционных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптималь-ных возрастных границах для данного вида легкой атлетики.
Целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе многолетней возрастной подготовки.
Оптимальной соразмерности различных сторон подго-товленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
Неуклонном росте объема общей и специальной подго-товки, соотношение которого постепенно изменяется.
Увеличении объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их соответствия биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.
Воспитании физических качеств спортсмена на всех эта-пах многолетней подготовки с преимущественным развитием доминирующего качества и с учетом сенситивных периодов.
Чтобы рационально построить многолетний тренировоч-ный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для до-стижения наивысших спортивных результатов. Способные легкоатлеты достигают первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта) через 7-9 лет от начала занятий, а высших достижений (выполнение норматива мастера спорта международного класса) – через 9-12 лет. Так, в беге на корот-кие дистанции на это уходит на 1-2 года меньше, а в легкоатле-тических метаниях – на 1-2 года больше.
Процесс многолетней подготовки легкоатлетов условно делится на 6 этапов: предварительной подготовки (2-3 года обучения в группах начальной подготовки, возраст 9-12 лет), начальной спортивной специализации (первые два года обуче-ния в учебно-тренировочных группах, возраст 12-14 лет), углу-бленной тренировки в избранном виде спорта (вторые два года обучения в учебно-тренировочных группах, возраст 14-16 лет), спортивного совершенствования (3 года обучения в группах спортивного совершенствования, возраст 16-19 лет), высшего спортивного мастерства, обучение 3-5 лет, возраст 19-24 года, спортивного долголетия, возраст 24 – 33-35 лет.
В данной главе рассматривается построение спортивной тренировки на этапах высшего спортивного мастерства и спор-тивного долголетия, разработанное Л. П. Матвеевым (первая часть главы) и А. П. Бондарчуком (вторая часть главы).
Первой структурной единицей является микроцикл– это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около-недельной продолжительностью, включающий от двух до не-скольких занятий.
В практике спортивной тренировки встречается от четы-рех до девяти различных типов микроциклов.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе.
Базовые микроциклы (общеподготовительные) характери-зуются большим суммарным объемом нагрузок и составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные, используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательно-го периодах.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведе-ния спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготов-ки к главным стартам на заключительном этапе.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микро-циклов, их планируют после напряженной соревновательной деятельности.
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и про-должительность этих микроциклов определяются специфи-кой соревнований в различных видах легкой атлетики, числом стартов, бросков, прыжков и паузами между ними.
В практике спорта широко применяются микроциклы, по-лучившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниче-но, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упраж-нений повышенной технической сложности и психической на-пряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависи-мости от этапа годичного цикла и его задач.
Мезоцикл– это средний тренировочный цикл продолжи-тельностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закон-ченный ряд микроциклов.
Анализ тренировочного процесса легкоатлетов позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягиваю-щие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревнова-тельные, соревновательные, восстановительные.
Втягивающие мезоциклы. Их основная задача – постепен-ное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности спортсменов.
Базовые мезоциклы. В них планируется основная рабо-та по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, техниче-ской, тактической и психической подготовленности. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физи-ческих качеств и поднятия уровня специальной подготовлен-ности легкоатлетов.
Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах яв-ляется широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочных нагрузок, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного и в начале соревновательного периодов.
Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предна-значены для окончательного становления спортивной формы, совершенствования его технического мастерства. Особое ме-сто в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделиро-ванию режима предстоящих соревнований. Эти мезоциклы ха-рактерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсмена в но-вые климато-географические условия.
Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида легкой атлетики, особенностями спортив-ного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. Как правило, мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроци-клов. В этих микроциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительные мезоциклы составляют основу пере-ходного периода и организуются специально после напряжен-ной серии соревнований. Объем соревновательных и специаль-но подготовительных упражнений значительно снижается.
Макроцикл– это большой тренировочный цикл типа по-лугодичного, годичного, многолетнего, связанный с развити-ем, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в многолетних макроциклах. В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, свя-занные с подготовкой к главным соревнованиям – Олимпий-ским играм, проводящимся один раз в 4 года.
Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке вы-сококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикло-вое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макро-циклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяют три пе-риода – подготовительный, соревновательный и переходный. При двух – и трехцикловом построении тренировочного процесса ча-сто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды меж-ду первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируют-ся, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.
Подготовительный периоднаправлен на становление спортивной формы – создание прочного фундамента (обще-го и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон под-готовленности. Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный; 2) специально-подготовительный этап.
Общеподготовительный этап. Основная задача этапа – по-вышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе вы-соких спортивных достижений. Длительность этого этапа за-висит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель.
Этап состоит из 2-3 мезоциклов. Первый мезоцикл – втяги-вающий, второй – базовый.
Специально-подготовительный этап. На этом этапе стаби-лизируется объем тренировочных нагрузок и повышается ин-тенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 месяца.
Соревновательный период.Основными задачами этого этапа являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных резуль-татов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью сорев-новательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений.
Организацию процесса специальной подготовки в соревно-вательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных соревнований сезона, которых у квалифицированных спортсменов обычно бывает 3-4. Все остальные соревнования носят тренировочный и подводящий характер.
Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.
Этап ранних стартов длится 4-6 микроциклов и решает за-дачи повышения уровня подготовленности, вход в состояние спортивной формы. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.
Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:
– дальнейшее совершенствование физической подготов-ленности;
– моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к главному старту;
– обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности с целью трансформации ее в максимально возможный спортив-ный результат.
Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6-8 недель.
Переходный период.Основные задачи переходного пери-ода – обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцик-ла, а также поддержание на определенном уровне тренирован-ности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла.
Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней под-готовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревнователь-ного периода, индивидуальных способностей спортсмена.
Изучая проблему построения периодизации спортивной тренировки Л. П. Матвеев впервые в теории и методике фи-зического воспитания обратил внимание специалистов на су-ществующую взаимосвязь между педагогическим и биологи-ческим процессами. Первый из них характеризуется системой тренировочных воздействий, используемой на протяжении го-дичных циклов тренировки, с помощью которой решаются во-просы управления процессом развития, сохранения и утраты спортивной формы, а также повышения уровня спортивного мастерства на каждой новой ступени совершенствования.
Биологический процесс характеризуется всеми видами адаптивных реакций (краткосрочные, долговременные), кото-рыми отвечает организм индивидуума на какую-либо систему тренировочных воздействий на протяжении определенных промежутков времени.
Не менее важен вопрос изучения ответной реакции систем организма в виде повышения уровня результатов в конце каж-дого отдельно взятого периода развития спортивной формы.
Конечным результатом взаимодействия педагогического и биологического процессов является динамика тренировочных и соревновательных результатов на протяжении годичного цикла тренировки. Здесь используемая система тренировоч-ных воздействий, отображающая сущность первого процесса, выступает в роли возмущающего фактора. Она служит причи-ной возникновения различных реакций в системах организма, которые ведут к адаптивным (приспособительным) перестрой-кам на всех уровнях. Одновременно происходят изменения в динамике спортивных результатов.
Динамика спортивных результатов на протяжении годич-ного цикла тренировки всегда отражает его структуру, а также сущность применяемых способов построения каждого периода развития и сохранения спортивной формы. Структура годич-ных циклов тренировки, в свою очередь, зависит от календаря соревнований. Используя определенный набор навыков перио-дов развития, сохранения спортивной формы и отдыха, кото-рые чередуются в определенной последовательности, спортсмен приспосабливается к ним. Способы построения периодов раз-вития, сохранения спортивной формы влияют на их длитель-ность, систему используемых упражнений и т.д.
Между педагогическими и биологическими процессами существуют прямые и обратные связи. Система спортивной тренировки, выступая в роли возмущающего фактора, вызыва-ет целый комплекс различных реакций в системах организма, являясь прямой связью. Примером обратной связи могут слу-жить вынужденные действия спортсменов и тренеров в про-цессе определения длительности периодов развития и сохране-ния спортивной формы, периодов отдыха, времени их начала. Длительность периодов развития спортивной формы должна заканчиваться во время завершения длительных адаптацион-ных перестроек.
В спортивной практике этот процесс совпадает с наступле-нием фазы сохранения спортивной формы, которая следует за фазой ее приобретения. Продолжение использования все того же комплекса тренировочных воздействий, с помощью кото-рого формировались приспособительные изменения и спор-тивная форма, теперь уже будет способствовать наступлению фаз реадаптации и снижения спортивной формы. Процессы реадаптации и снижения спортивной формы происходят пото-му, что организм в данные промежутки времени завершил свои адаптационные перестройки в ответ на воздействие определен-ной системы тренировки и дальнейшее ее использование не яв-ляется для него возмущающим фактором.
Замена средств тренировки в момент вхождения в состоя-ние спортивной формы способствует сохранению достигнутого уровня результатов, следовательно, она препятствует наступле-нию фазы реадаптации. Введение новых комплексов трениро-вочных воздействий в момент вхождения в вышеназванное состояние, а затем смена их, например через каждые 4 недели, создают условия для сохранения его на протяжении многих ме-сяцев.
Выявленные закономерности сохранения спортивной формы диктуют нам время замены средств тренировки и продолжительность использования того или иного их комплек-са. Поскольку начало долговременных адаптивных изменений в системах организма совпадает по времени с началом развития спортивной формы, то отсюда следует, что для создания усло-вий протекания этих процессов необходимо соответствующим образом строить период отдыха, предшествующий периоду развития спортивной формы. Это касается не только его про-должительности, но и выбора упражнений. Длительность пе-риода отдыха, по данным А. П. Бондарчука (2007), должна быть не менее 4 недель, в течение которых следует использовать об-щеподготовительные упражнения.
Несоблюдение этих положений при построении периодов отдыха не будет препятствовать началу протекания длитель-ных адаптационных перестроек в соответствующих системах организма и, естественно, развитию спортивной формы. Вслед за введением нового комплекса тренировочных воздействий в начале периода развития спортивной формы в данном слу-чае последует сохранение ее имеющегося уровня. Исключение на протяжении периодов отдыха из тренировочных занятий специально-подготовительных, специально-развивающих и соревновательных упражнений в течение 4 недель ведет к сни-жению ранее имеющегося уровня спортивных достижений на 8-12%, который будет результатом протекания пассивной реа-даптации. В связи с этим такое значительное снижение уровня спортивной формы, происшедшее в течение фазы реадаптации, создает условия для начала протекания новых долговременных адаптационных перестроек и повышения спортивной формы.
В общей теории адаптации существует такое положение: чем постояннее и длительнее действует какая-либо система од-нообразных раздражителей, тем быстрее организм приспосаб-ливается к ней. Из этого можно предположить, что чем чаще мы будем менять используемые комплексы упражнений, тем длительнее будет происходить процесс адаптации. Что было до-казано спортивной практикой. Следовательно, если перед нами стоит задача сократить сроки вхождения в состояние спор-тивной формы, то на протяжении периодов ее развития сле-дует использовать стандартный по определенным параметрам комплекс тренировочных воздействий. При необходимости увеличить эти сроки принимаются противоположные дей-ствия – комплексы упражнений меняются через те или другие промежутки времени. Смена средств тренировки через 4 неде-ли удлиняет сроки вхождения в данное состояние в два раза, а через 2 недели — в три-четыре.
Длительности периодов развития спортивной формы дик-туется индивидуальными сроками протекания долговремен-ных адаптационных перестроек — от 2 до 8 месяцев.
Остановимся на закономерностях развития спортивной формы после периодов отдыха.Рассмотрим, как влияют ис-пользуемые способы построения периодов развития спортив-ной формы на динамику чередования фаз ее приобретения, со-хранения и утраты. Для примера возьмем три наиболее часто применяемых способа построения вышеназванных периодов: этапно-комплексный, вариативный и комплексный. Начнем с закономерностей развития спортивной формы в случаях ис-пользования этапно-комплексного способа. Напомним, что данный способ предполагает разделение периодов развития спортивной формы на этапы общей и специальной подготовки. На протяжении первого этапа применяются только общепод-готовительные и специально-подготовительные упражнения. В начале этапа специальной подготовки исключаются из тре-нировочных занятий средства общей подготовки и вводят-ся определенные комплексы специально-подготовительных, специально-развивающих упражнений и соревновательные упражнения.
При использовании этапно-комплексного способа построе-ния периодов развития спортивной формы атлеты вначале вхо-дят в состояние спортивной формы в общеподготовительных и специально-подготовительных упражнениях, а затем только в специально-развивающих и соревновательных. В одной группе спортсменов процесс развития спортивной формы начинает-ся с фазы приобретения, за которой следуют фазы сохранения и утраты спортивной формы. В другой — фазе приобретения предшествует фаза утраты. В третьей — фазы развития спор-тивной формы чередуются в такой последовательности: сохра-нения, утраты, приобретения, сохранения и утраты. Индиви-дуальные особенности наблюдаются не только в чередовании фаз, но и в длительности самого процесса. Так, срок вхождения в состояние спортивной формы составляет от 2 до 8 месяцев, но для большинства спортсменов достаточно 2-3 месяца. Здесь следует также отметить, что фаза утраты спортивной формы, которой предшествуют фазы приобретения и сохранения, на-ступает только в тех случаях, когда спортсмены продолжают использовать все тот же комплекс упражнений после вхожде-ния в состояние спортивной формы.
При использовании вариативного способа построения периодов развития спортивной формы у первых двух групп спортсменов реакция систем организма в виде чередования фаз приобретения, сохранения и утраты остается такой же, как и в случаях применения этапно-комплексного способа. Различия наблюдаются только в длительности фаз утраты спортивной формы (вторая группа) и фаз приобретения — они увеличи-ваются. Третья же группа спортсменов не входит в состояние спортивной формы, так как смена средств тренировки через короткие промежутки времени, как это предусматривает ва-риативный способ построения данных периодов, все время уд-линяет фазу сохранения спортивной формы.
Процесс развития спортивной формы в случаях приме-нения комплексного способа построения периодов развития спортивной формыпроисходит так же, как и на протяжении эта-па общей подготовки при использовании этапно-комплексного способа. При этом также наблюдается наличие трех видов ре-акций, где в разной последовательности чередуются фазы при-обретения, сохранения и утраты спортивной формы. Различия только в том, что при использовании комплексного способа в состояние спортивной формы спортсмены входят одновре-менно во всех применяемых упражнениях (общеразвивающих, специально-подготовительных, специально-развивающих и со-ревновательных). Длительность циклов развития спортивной формы также индивидуальна и составляет от 2 до 8 месяцев.
В подавляющем большинстве случаев спортсмены вошли в состояние спортивной формы независимо от своих индиви-дуальных особенностей, которые выражаются в определенном чередовании фаз приобретения, сохранения и утраты.
В момент же вхождения в состояние спортивной формы спортсмен достигает стопроцентного ее уровня на каждой но-вой ступени совершенствования. И если после окончания пе-риодов развития спортивной формы перед ним стоит задача повторного вхождения в данное состояние путем введения но-вого комплекса тренировочных воздействий, то в этом случае процесс развития спортивной формы в первой и второй груп-пах происходит не так, как после периодов отдыха. Меняется реакция в виде чередования фаз и удлиняется период развития спортивной формы. Так, у первой группы спортсменов перед фазой приобретения спортивной формы следуют еще фазы со-хранения и утраты. Фазы спортивной формы у представителей второй группы чередуются в такой последовательности: сохра-нения, утраты, приобретения, сохранения и утраты. У спор-тсменов третьей группы процесс развития спортивной формы как после периодов отдыха, так и после замены одного ком-плекса тренировочных воздействий другим ради повторного вхождения в данное состояние происходит одинаково.
Напомним, что повторное вхождение в состояние спортив-ной формы после окончания предшествующих периодов ее раз-вития возможно только при использовании комплексного спосо-ба его построения, то есть в момент начала каждого очередного периода развития спортивной формы вводится новый комплекс упражнений, который используется до тех пор, пока спортсмены повторно не войдут в состояние спортивной формы.
Наступление фазы утраты спортивной формы, которой пред-шествуют фазы приобретения и сохранения, является результа-том использования все тех же комплексов тренировочных на-грузок, которые способствовали вхождению в данное состояние. Чтобы избежать наступления фазы утраты, следует по окончании фазы сохранения спортивной формы делать замену средств тре-нировки, если, конечно, стоит задача сохранения достигнутого уровня или повторного развития спортивной формы.
Планирование тренировочных