Психофизические особенности учебно-тренировочного процесса.

Спортивная деятельность в целом при всем ее своеобразии, равно как и деятельность отдельного спортсмена, должна рассматриваться как система, включенная в систему отношений общества. В обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен принаравливать свою деятельность, но и сами эти общественные условия несут в себе мативы и цели его деятельности, ее средства и способы, словом общество производит деятельность образующих его индивидов. Так в частности, мотивы спортивной деятельности могут быть сведены к двум типам по доменированию процессуальной или результативной мативации. Процессуальные мативы характерны для лиц, ориентированных на знание физической культурой, на участие в спортивной деятельности. Мативы достижения высоких спортивных результатов, успехов в спорте у них отсутствуют или носят подчиненный характер. Процессуальные мативы в большей мере детерминированы функциональным содержанием вида спорта, его эмоциональными, экспрессивными моментами. Результативные мативы являются доминирующими у спортсменов, ориентированных на достижение успехов в спорте, на высокий результат. Изучение мативационной сферы спортсменов имеет не только познавательное, но и большое практическое значение для решений задач нравственного содержания, для формирования системы мотивов, соответствующей уровня мастерства и индивидуально-психологическим особенностям спортсменов, для формирования состояния психической готовности к соревнованию. Актуализация тех или иных мативов, изменения уровня мативации может использоваться в качестве одного из способов регуляции психических состояний спортсмена в процессе тренировки и соревнований. Даже самая ограниченная по двигательному составу соревновательное упражнение относится к категории действий так как всегда направляется определенной задачей: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше и так далее. Характерные для спортивных игр и единоборств переходы от одного вида действий к другому, например от защитных действий контратаке, в психологическом плане следует рассматривать именно как смену действий, как два разных действия в силу различия решаемых с их помощью задач. Изменение задач может более или менее повлиять на операционный состав действий, однако определенная часть технческих приемов, использовавшихся в защитных действиях, может войти в контратакующие действия спортсменов. Операции-это заученные действия, а поскольку спортивная деятельность—деятельность двигательная, то основу операционного состава спортивных действий составляют разнообразные двигательные навыки. Однако каждый сколько-нибудь сложный двигательный спортивный навык проходит через стадию действия, прежде чем пополнить операционный фонд.

3,7,14.Сущность педагогического опыта и его значение в росте профессионализма учителя физической культуры.Каждый специалист фв должен ясно осознавать: хочешь подготовить из ученика выдающегося спортсмена—будь сам мастером своего дела; стремишься воспитать у него трудолюбие, волю к победе—покажи на деле, как надо любить труд, как преодолевать трудности в достижении поставленной цели; завеешь к честности, правдивости, принципиальности, скромности—будь и сам в этом безупречен; хочешь развить эстетические вкусы учеников—прежде сам стань художественно образованным человеком. Педагогическое мастерство специалиста фв основывается прежде всего на научном мировоззрении, основательных проф знаниях и умении притворять в жизнь принципы воспитания. Чтобы уметь воспитывать своим предметом, специалисту фв необходимо хорошо знать и любить свое дело, быть отлично методически и физически подготовленным, обладать спортивно-техническим мастерством. Чем выше квалификация преподавателя и чем шире круг спец знаний, тем больше возможностей у него для решения воспитательных задач. Побуждая к физическому совершенствованию своих воспитанников, преподаватель и сам должен иметь гармонично-развитые формы тела, совершенные движения, строеность осанки. Умение пользоваться словом, образностью речи, хорошая постановка голоса, богатая интонация, необходимые черты воспитательной техники. Содержательное по существу, эмоционально-выразительное по форме, согретое теплотой личного убеждения, слово преподавателя имеет большую воспитательную силу. Успех воспитания во многом зависит от того, в какой мере воспитатель знает своего ученика и проявляет о нем заботу. Специалисту фв необходимо знать типологические, возрастные и индивидуальные особенности учеников, состояние их здоровья, физ подготовленности, черты характера, особенности духовного склада. Педагогический опыт убеждает в том, что правильные, оправданные взаимоотношения состоятся на основе высокой требовательности наставника в сочетании с глубоким уважением к воспитаннику. Требовательность педагога только тогда достигает цели, когда она проявляется в неразрывном единстве с заботливым, чутким, внимательным и сердечным отношением к воспитаннику. 4.Воспитание воли и самовоспитание учащихся в процессе физического воспитания.Основные задачи относящиеся к воспитанию воли в процессе фв, состоят в том, чтобы обеспечить: 1)формирование мативационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно требованиям физкультурной, спортивной деятельности; 2)разностороннее развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности (целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условии фв, но в многообразных ситуациях жизненной практики. Специфическим фактором воспитания волевых качеств является приодоление трудностей связанных с мобилизацией воли.

5.Психофизические особенности подростков.Подростковый возраст учащихся обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У уч-ся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во много мрисущие юности, но еще находящиеся на стадии становления и развития. Вот почему Крупская характеризовала подростка как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических и духовных сил потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. Отрыв от детства и приближение подростка к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которое отличает их от младших школьников. Прежде всего по иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более или менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В это смысле в физическом развитии подростков можно выделить 3 стадии, стадию предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. В первой стадии отмечается усиление активности гипофиза и щетовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растур быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, позновательной деятельности. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процесуу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблему, вырабатывать у них аналитико синсетических умений.

Наши рекомендации