Построение тренировочного процесса

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства, направлен­ные на решение задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки, создаются предпосылки для эффектив­ного протекания адаптационных и восстановительных процессов в ор­ганизме спортсмена.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе кото­рых цель и задачи занятия, закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длитель­ной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности набора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха и др. Основные элементы структуры занятий представлены в табл. 3.

Таблица 3. Структура спортивного занятия

Часть занятия Педагогическая направленность Нагрузка Типы организации
Вводно-подготовительная Избирательная Малая Учебные
Основная Комплексная Средняя Тренировочные
Заключительная Сочетанная Значительная Учебно-тренировочные
    Большая Восстановительные
      Модельные
      Контрольные

Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структу­ру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макро­структуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:

  • Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Вы­деляют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и со­ревновательные микроциклы.
  • Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжитель­ностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.
  • Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.

Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены фактора­ми, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.

Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, эта­пов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.

Физиологическая характеристика различных видов мышечной деятельности

Общие физиологические закономерности, определяющие эффект занятий физической культурой и спортом

В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематических тренировочных занятий функциональные, метаболические, морфологические изменения в различ­ных органах и тканях и совершенствование нервной и гуморальной ре­гуляции функций. Это приводит к повышению уровня физической под­готовленности (тренированность) занимающихся и к росту спортивных результатов. Основные физиологические закономерности, лежащие в основе получаемого тренировочного эффекта, представлены в табл. 4.

Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями

Показатели Характеристика закономерностей
Основные функцио-нальные эффекты тренировки Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем.
Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных вели­чии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект.
Специфичность тре-нировочных эффектов Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфи­ческих условий внешней среды.
Обратимость трени-ровочных эффектов Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность).
Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами


Наши рекомендации