Социально-философские подходы к определению конфликта
ПАСЕЧНИК С.В., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. д-р филос. наук, профессор МИННУЛЛИНА Э.Б.
Поведение человека в интеракции обусловлено его установками, типом темперамента, степенью самореализованности, чувствами и эмоциями, вместе с тем, и сама конфликтная ситуация формирует личность, позволяет сформулировать принципы толерантности, конфликтоустойчивости, взаимоуважения, ответственности и долга. Не менее важным является объяснение поведения человека в конфликте, возникающем под влиянием социальных факторов: войн, религиозной нетерпимости, различия нравственных установок, конкуренции любого вида, преступности и пр.
В разработку вопроса о конфликте как источнике развития личности значительный вклад внесли мыслители XIX–XX вв.: К. Маркс – один из основоположников теории конфликта, З. Фрейд, усмотревший источник конфликта в противоречиях инстанций психической сферы личности «Оно», «Я» и «Сверх-Я»; А. Адлер, изучавший влияние комплекса неполноценности на поведение индивида в конфликтной ситуации; К. Юнг, описавший особенности поведения интровертов и экстравертов в конфликте.
Природа конфликта двойственна и неоднозначна: с одной стороны, конфликт приводит к разрушению (связей и отношений, социальных групп) и носит преимущественно деструктивный характер, с другой – он имеет положительное влияние на развитие общества. Конфликт – основная движущая сила социальных изменений. Конфликты формируют новые черты характера, меняют сознание человека, перестраивают личность. Конфликт может вывести его участников на новый уровень более плодотворных отношений.
Жизнь человека уникальна, каждый обретает неповторимый, индивидуальный жизненный опыт, поэтому каждому индивиду соответствует свой тип характера, темперамента, поведения и самоощущения в конфликтной ситуации. Очень многое в развитии и жизнедеятельности личности зависит в первую очередь от ее психологического типа и от степени конфликто-устойчивости.
Изучение конфликтности личности рассматривается сегодня философами, социологами, психологами как задача огромной научно-практической важности. Общий смысл социально-философских подходов видится в поиске принципов и методов диагностирования, прогнозирования, анализа конфликтных процессов, их локализации и управления ими на основе институционализации. Это касается социального конфликта в целом и межличностного конфликта в частности.
Как известно, в научной литературе нет единого определения понятия «конфликт», однако именно от его трактовки зависят подходы ко всей проблематике конфликта. Социологические, психологические теории, несмотря на все многообразие интерпретаций феномена «конфликт», объяснения причин и роли конфликтов в жизни отдельного человека и общества, методов урегулирования конфликтов, в большинстве своем отталкиваются от общих философско-мировоззренческих установок.
Одной из таких исходных позиций является понимание конфликта в контексте сущностной природы самого человека. Именно ответ на вопрос о природе человека является истоком философских теорий и размышлений о сущности конфликта. Известный врач и философ Гиппократ объяснял поведение людей наличием и преобладанием в человеке той или иной жидкости: у сангвиников – кровь, у флегматиков – слизь, у холериков – желтая желчь, а меланхолики отличаются изобилием черной желчи.
Нервная система человека и по сей день предоставляет широкий научный простор для новых исследований. Но, начиная с античных времен, система психики человека уже была изучена и сегодня представляет нам различные типологии психотипа, темперамента и характера. От развития нервной системы зависит уровень конфликтоустойчивости личности. Конфликтоустойчивость, в свою очередь, повышает устойчивость человека к факторам раздражения. Помимо психологических факторов на конфликтность человека оказывают влияние трудные жизненные ситуации, взаимодействие с обществом, его уровень социализации, природные факторы и повседневные стрессы.
УДК 001.8
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО
РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Пронькина А.В., Лебедева Ю.В., КТИ (ф) ВолгГТУ, г. Камышин
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент Шевченко Н.Ю.
Русский язык объясняет различные области мироздания. Он также является языком математики. Слово есть формула. Каждой букве соответствует числовое значение. У буквы и числа одинаковые вибрации. Если хотят записать числовое значение цифрами, то используют знак «титло». Например, число восемь соответствует записи ( ). Для облегчения восприятия информации в тексте числовые значения будем обозначать точками с двух сторон буквы.
Например, числовое значение слова «СЛОВО» равно трем:
С (200) + Л (30) + О (70) + В (2) + О (70) = 372 (ТОВ)
– утвержденная, тройственная структура информации; = 3 + 7 + 2 = 12 (ВI) – информационный поток; = 1 + 2 = 3 (Г) – передача информации.
Через числовое значение слова мы можем понять его глубинный смысл. Из вышеприведенного примера следует, что слово имеет тройственную структуру: форму (оболочку), значение (смысловую нагрузку), звучание.
Мы поставили перед собой задачу создания модели магнито-гидродинамического (МГД) генератора. Задача решалась научным методом (моделирование, анализ, синтез, эксперимент). Была создана неразборная модель, состоящая из канала, по которому движется рабочее тело, системы магнитов, электродов и циркуляционного насоса, источника постоянного напряжения. В качестве рабочего тела был использован водный раствор поваренной соли. Получены значения напряжения при различной концентрации соли. Значения напряжения лежат в пределах 300 мВ.
Возник вопрос конструктивного изменения канала для более эффективной работы устройства. Для стратегического решения данной задачи решили проанализировать устройство МГД-генератора с помощью буквенно-цифрового кода слов, используя при этом методологический метод познания, суть которого заключается в постулате: все едино.
Так как нашей целью является с помощью МГД-генератора получить электрический ток, то найдем числовое значение слова ТОК:
Т (300) + О (70) + К (20) = 390 (ТЧ) = 3 + 9 = 12 (ВI) = 3 (Г)
– направленное движение космического потока энергии. Интересно, что под номером 12 в древнеславянской буквице стоит буква I (ижеи), означающая в электротехнике силу тока.
Рабочее тело МГД-генератора – водный раствор поваренной соли.
ВОДА: 2 + 70 + 4 + 1 = 77 (ОЗ) – тройственная структура воды, = два водорода плюс один кислород, = 14 (ДI) – структура накопления информации), = 5 ( ) – один из пяти элементов бытия.
СОЛЬ: 200 + 70 + 30 = 300 (Т) – твердая структура, = 3 (Г) – передача информации.
По числовому значению слова «соль» и «ток» совпадают, следовательно, соль может служить рабочим телом, но, чтобы соль двигалась, нужна вода.
СОЛЬ плюс ВОДА = 3 + 5 = 8 ( ) – сила, энергия, равновесие.
МАГНИТ = 390 + 12 = 12 (ВI) + 12 (ВI) = 6 (S) – сверх, очень. Из этой формулы следует, что для протекания тока нужны два полюса магнита.
Рассмотрим слово ТОК. Буква «како» (К) показывает, что два потока должны быть разделены на 90°. Тогда устройство МГД-генератора состоит: магнит (число 6) – рабочее тело (водный раствор соли, разделенный на два потока 8 = 4 + 4) – магнит 6. Значит, для того, чтобы протекал ток (число 12), нам не хватает числа 2.
Подсказка таится в букве «О». Нам нужен тор. Считаем ТОР: 300 +
+ 70 + 100 = 440 = 11 = 2 (В). Следовательно, канал надо сделать в виде тора.
Соль, вода, тор дают значение 817 ( ЗI) – предельный поток космической энергии, падающий на землю, = 16 – круг.
В числовой матрице ТОК = 390 ( ), есть буквица , похожая на чашу. Поэтому мы решили структуру истока выполнить в виде данной буквицы. Интересно, что у нас получилась пропорция Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8.
Получилась следующая конструкция (рисунок).
Модель МГД-генератора
УДК 811.111 + 282 + 331.1