Подходы к определению менеджмента

1. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей

2. процесс планирования, организации, мотивации, контроля необходимый для достижения цели.

3. наука, позволяющая осуществлять руководство

4. Выбор оптимального решения

Эволюция менеджмента

Учение об управлении:

1. «Одномерные» - концентрируют внимание на решении одной из проблем: задачи, люди, организация управленческой деятельности.

А. «научное управление» Ф. Тейлора. Ставил задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе НОТ.

Б. бихевиористическое учение (Э. Мэйл). Утверждает, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от социально-психологического климата в коллективе

В. «пирамида» потребностей по А. Маслоу. Человек имеет сложную структуру потребностей, управление ведется на основе выявления потребностей и использования соответствующих методов мотивации.

Д. учение об организации А. Фойля (14 принципов управления).

учение об организации М. Вебера (разработка правил и процедур поведения в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника).

2. «Синтетические» рассматривают управление организацией во всем ее многообразии.

А. концентрация управления по целям П. Дракера (управление должно начинаться в разработки целей, затем функций, системы взоимодействия.

Б. «ситуационная» теория дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретной ситуации.

В. концепция 7-с – семь взаимосвязанных составляющих изменение каждой требует изменение остальных шести.

Подходы к управлению:

1.процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных отдельных его членов, взаимосвязанных функций

2. системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3.ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Функции управления:

1. планирование – определение целей организации, и того, что должны делать члены организации для достижения этих целей.

2. организация - создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления.

3.координация – обеспечение необходимого уровня взаимодействия между

работниками, направление их деятельности в нужную сторону.

4. мотивация – определение потребностей людей, выбор подходящего способа их удовлетворения, с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей организации.

5. контроль – проверка, оценка результатов деятельности

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения цели

Признаки организации:

1. наличие цели

2. обособленность

3. саморегулирование

4. организационная культура

5. внутренний центр

Виды организаций:

1. по отношению к своим членам:

-первичные,

-вторичные

2. по особенностям взаимодействия отдельных элементов:

-механические

-органические

3. по легитимности:

-официальные

-неофициальные

Методы управления

1. организационные, создают условия работы

2. административные методы (методы властной мотивации)

3. экономические – позволяют работникам на основе материальной заинтересованности отвечать за результаты принимаемых решений.

4. социально-психологические – нацелены на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Коммуникации – процесс обмена информацией между людьми.

Коммуникации бывают:

1. формальные

-организационные

-межличностные

2.неформальные (слухи)

Элементы процесса коммуникации:

-отправитель информации

-сообщение

-каналы

-получатель информации

Этапы коммуникационного процесса:

1. зарождение идеи

2. кодирование и выбор канала передачи информации

3. процесс передачи

4. расшифровка информации получателем

Классификация коммуникации:

1. информационные – обмен сведениями, необходимыми для принятия решения,

-официальные сведения

-неофициальные

2. административные – осуществляют органы, комитеты.

3. технические

Совокупность каналов образует коммуникационную структуру, которая может быть глобальной (охватывает организацию целиком) и локальной (относится только к одной ее части).

Осуществление взаимодействия только через одно центральное звено означает, что структура является централизованной, а само звено выступает

посредником, источником и контролером коммуникаций.

Полицентричная структура коммуникаций предполагает наличие нескольких равноправных субъектов, осуществляющих концентрацию информации, а также децентрализованной (большая часть информации минует центральное звено).

Миссия организации – утверждение, рассматривающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Цели организации – конкретное состояние отдельных характеристик, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели бывают:

-краткосрочные

-среднесрочные

-долгосрочные

Управление по целям

заключается в том, что система официальных, обезличенных целей организации дополняется, уточняется, корректируется в процессе внутриорганизационного диалога между отдельными уровнями управления и в конце концов трансформируется в индивидуализированные цели коллектива или членов

Организационные отношения:

В результате организации создаются такие соотношения и взаимодействия между элементами производства, такие формы разделения и кооперации труда, которые обеспечивают протекание процессов производства в соответствии с разработанным планом.

Выделяют несколько организационных систем управления:

1. линейная ОСУ – нижестоящее звено полностью подчиняется

различные органы (комитеты)

2. функциональная ОСУ – деление объекта на специализированные по функциям отдела

3. линейно-функциональная

4.программно-целевая (связаны с решением нестандартных задач)

-управление по проекту

-управление по продукту

-служба внедрения нововведений

-координационная комиссия

Разработка и принятие управленческих решений.

Управленческое решение- это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации.

Этапы принятия решений:

1. определение проблемы.

2. анализ проблемы, определение причинно-следственных связей.

3. постановка задач и условий их решения.

4.определение возможности (вероятности)

5. определение критериев отбора окончательного варианта

6. оценка каждой альтернативы

7. выбор альтернативы

реализация решений

9. этапы обратных связей

Конфликт – столкновение противоположно функций, системы взаимодействия).

Конфликты бывают:

-внутренние (внутриличностные),

-внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

Конфликты обусловлены различием взглядов, позиций и интересов.

По характеру:

1. объективные (реальные проблемы)

2. субъективные (различие индивидуальных оценок).

Стратегии преодоления конфликта:

1. уход от конфликта

2. стратегия приспособления

3. решение силой

4. стратегия примирения (компромисс).

Для управления конфликтом можно использовать стратегию предупреждения и разрешение (принуждения и убеждения).

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых работников на выполнение поставленных задач.

Разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности.

Виды разделения труда:

1. общее – разделение труда внутри общества,

2. частное – разделение труда внутри организации,

3. единичное – внутри отдельного предприятия,

-функциональное – расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства продукта,

-технологическое разделение – расчленение труда по степени однородности различных видов работ.

-квалификационное разделение труда – расчленение труда в зависимости от сложности, точности и ответственности работ.

Основы власти.

Власть – способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить своей воле.

Существует несколько основ власти:

1.власть, основанная на предупреждении (подчинение возникает в результате страха)

1. собственность на ресурсы

2. добровольное подчинение одних лиц другим.

Мотивация – управленческий процесс, то есть создание такого комплекса мотивов управления, который обеспечивает его поведение в соответствии с поставленной субъектом управления целью.

Три вида мотивации.

А. прямая – убеждение, основанная на использовании пропаганды, призывов, идеологии. Это самый эффективный способ мотивации, так как достижение цели работником тождественно в его сознании с его личными целями.

Б. властная мотивация, основанная на использовании таких методов, как угроза, принуждение, приказание. В качестве побуждающей силы является страх наказания.

В Стимулирование, основано на использовании внешних побудительных сил – стимулов.

Процесс Мотивации

Подходы к определению менеджмента - student2.ru

Наши рекомендации