Проблема человека в философии: философские подходы к определению сущности человека. Социальное и биологическое в человеке. Индивид, индивидуальность, личность.

Интерес философии к человеку постоянен и существует с возникновения самой философии. Это естественно, ведь философии, чтобы понять мир, содержание и способы мышления о нем, надо, прежде всего, знать, что есть сам человек, каково его место в мире. Именно поэтому всякая философия включает в себя учение о человеке, или антропологию. Антропология (греческое "антропос" - человек, "логос" - слово, наука) - один из важнейших разделов всякой философии и философствования, который целенаправленно анализирует проблему человека и его сущности. Несмотря на все многообразие философских школ и направлений, различие их мировоззренческих установок и ориентаций, вопрос о том, что есть человек и каково его назначение в мире - один из существенных в каждой из них. Не случайно И. Кант считал вопрос о человеке, вопросом, синтезирующим всю философскую проблематику.

Включает в себя учение о человеке и социальная философия. Ведь понять и объяснить общественные процессы, абстрагируясь от их реальных носителей - конкретных личностей - невозможно. Однако социальная философия решает проблемы человека, естественно, в рамках своего предмета. Она также целенаправленно исследует проблему человека и его сущности, но в контексте бытия общества. Иными словами, бытие человека рассматривается во взаимосвязи, в единстве с общественной жизнью. В этом, в рассмотрении разносторонних связей человека и общества - основная задача социально-философской антропологии.

Впервые вопрос о том, что есть человек, отчетливо был поставлен уже Сократом в качестве основного для всей его философии. Характерно, что Сократ тщательно анализирует человеческие добродетели и выявляет их природу, но, тем не менее, не дает определение человека. Это связано с тем, что в своем решении данной проблемы он считает невозможным описать человека на основе его объективных свойств, как, например, изучается природа физических объектов. Сократ полагает, что только в непосредственном общении с каждым человеком, познании его души, можно достичь его понимания. В результате человек оказывается существом, которое постоянно ищет себя, испытывает и перепроверяет условия своего существования.

Как и Сократ, Марк Аврелий и другие стоики были убеждены, что для того, чтобы понять истинную природу человека, надо убрать из его бытия все внешние и случайные обстоятельства. Все, что приходит к человеку извне, считал Марк Аврелий, ничтожно и пусто, ибо сущность человека не зависит от внешних обстоятельств, она всецело определяется тем, как человек сам себя оценивает. Человек, который живет в согласии с самим собой, живет в гармонии и с миром (Вселенной), поскольку строй человека и строй Вселенной - различные проявления одного и того же общего принципа.

Однако классическая максима Сократа и стоиков: "познай самого себя", является уже для Августина и других философов Средневековья ложной, ибо человек не может доверять себе и читать в себе. Естественно, они отвергают и известное положение философии Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Человек, считают они, должен молчать, чтобы слышать высший глас истины. Отсюда тезис Августина: доверьте прошлое милости Божией, настоящее - его любви, будущее - его провидению.

Эпоха Возрождения провозгласила идеал разностороннего, активно самоутверждающего себя человека, природа которого включает и охватывает бесконечное число вещей. Именно поэтому ее философия ведет поиск общей теории человека на базе эмпирических наблюдений и общих логических принципов. Так, уже у Д. Бруно человек не закрыт в стенах конечного, земного мира. Он способен пересекать пространства, ибо бесконечный универсум не устанавливает пределов человеческому разуму. Таким образом, начиная с Возрождения, в философии устранялись искусственные преграды, отделяющие человеческий мир от всей природы. Чтобы понять человека, надо изучить порядок, которому подчиняется весь мир (космос). Для этого нужно собрать эмпирический материал, который представляет в распоряжение исследователя общий процесс эволюции. Ведь именно эволюционная теория свидетельствует, что нет произвольных граней между различными формами органической жизни, а есть непрерывный процесс их движения.

Этот принцип философы уже Нового времени стали применять к человеку и его культуре, доказывая однородность человеческой природы. Собственно такой подход, когда каждый мыслитель на основе им подобранного и обобщенного эмпирического материала, дает нам свое объяснение человеческой природы, был превалирующим. Правда, при этом чаще всего получалось так, что факты подгонялись под заданный образец. Именно, исходя из этого, теория человека часто теряла свой единый стержень, ибо каждый мыслитель подходил к ее обоснованию исключительно со своей точки зрения. Вот почему современная философия не просто анализирует эти позиции, но и обобщает все многообразие философских подходов к человеку, вырабатывая некую общую новую, отвечающую сегодняшним реалиям его жизни, философско-антропологическую теорию.

Современная социально-философская антропология - это учение о сущности и структуре сущности человека в его общественном бытии. Предметом социально-философской антропологии выступает сам человек, его деятельность, сознание и самосознание. Такая антропология соединяет конкретное изучение различных сфер бытия человека с целостным философским его постижением. Она рассматривает человека в его данности, сравнивая его со всеми другими объектами, соотнося и различая его с ними.

Конечно, человек обладает некоей человеческой сущностью. Эта человеческая сущность, являющаяся родовым (общим) понятием человека, имеется у всех людей. Это значит, что каждый отдельный человек, индивидуум есть лишь частный случай общего понятия "человек". Следовательно, сущность человека - это и есть его определение (качество). Как проявляется сущность человека в реальном мире, подвержена ли изменению и развитию его сущность в этом мире, как он сам определяет себя в отношениях с другими людьми - вот основные вопросы, которые ставятся и решаются социально-философской антропологией и сегодня.

В социально-философской мысли выдвигались и выдвигаются различные подходы в определении человека и его сущности. Некоторые философы ищут сущность человека и его отношений с другими людьми в биологической предопределенности, наследственных структурах его природы (натурализм). Другие исходят из теологических установок в определении человека и жизнедеятельности человеческой личности (теологизм). Ничуть не меньше в философии сторонников объяснить человека, исходя из воздействий на него социальной среды, общества, культуры (социоцентризм), равно как и из поступков (действий) его самого и его самосознания (антропоцентризм).

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.
Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.
— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.
Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого
Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

31.Проблема смысла человеческого существования: варианты решения в истории философии.

«Вопрос о смысле жизни, я считаю самым
неотложным из всех вопросов»
Альбер Камю

Слова Альбера Камю, точно отражают проблему существования человека. Ежедневно люди появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпадает судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в будущее. Но живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?
Смысл человеческой жизни заключается в выборе и осуществлении стратегии жизненного пути, в поиске самореализации и осуществления свободы. Цель жизни человека может рассматриваться в трех возрастных изменениях:
1.ретроспекции (прошлое);
2.проспекции (будущее);
3.актуализации (настоящее).
В истории философии выделяют несколько типов мировоззрений, каждый из которых утверждал свой идеал смысла жизни человека и его сущности.
Для античного мировоззрения характерна идеализация безличного абсолюта – Космоса, в котором существуют два противоположных начала (логос и хаос). Источник изменчивости и несовершенства – хаос, подчиненный разумному и гармоничному логосу. В человеке эти две силы противоборствуют, хаос – олицетворение телесности, ему присущи страсти и смерть, логос – воплощен в разуме и душе, он вечен.
Согласно Аристотелю смысл человеческой жизни заключается в использовании разума для гармонизации своей жизни. В философии гедонизма смысл жизни сводится к достижению наслаждения. В эвдемонизме жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.
В средневековой христианской философии высшим разумом является Бог. Грехопадение отождествляется с отчуждением от Бога. Задачей жизни становится преодоление этого отчуждения, возвращение и спасение от греха. Сущность человека заключена в вере, надежде и любви. Исходя из такого понимания, теоретики аскетизма трактовали смысл человеческой жизни, как отречение от мирских дел, умерщвление (усмирение) плоти ради искупления греховности.
С установлением философии Нового Времени в антропоцентризме возникло новое противопоставление – основное противоречие человеческой природы сводилось к соединению в человеке эгоистического индивида и свободной личности способствующей прогрессу всего человечества.
Антропоцентрическое мировоззрение в качестве идеала выдвигает человека как просветителя, преобразователя природы, защитника и хранителя природы и культурных ценностей. В этике долгая жизнь является самопожертвованием во имя служения идеалу. Такому подходу противопоставлена концепция утилитаризма, рассматривавшая жизнь как излечение из всего пользы, и концепция прагматизма, целью которой считавшая достижение любыми средствами поставленной цели.
В настоящее время, человеку присущи две концепции: утилитаризма и прагматизма, которые являются фундаментом глобальных проблем современности.
Научно-технический прогресс в ХХ веке шагнул так далеко, что поставил человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализаций ценностей, либо ты – функционируешь подобно техническому устройству.
Причины появлений глобальных проблем современности кроятся в самом человеке: в его потребительском отношении к природным ценностям; преобладание стихийности и нерациональности в управлении природными и общественными процессами.
Основными проблемами современности стали: проблема войны и мира; социально-экономические проблемы; проблемы преодоления отсталости многих стран; дискриминация; здравоохранение и образование; баланс народонаселения; компьютеризация и научно-техническое развитие; проблема ресурсов; проблема природопользования; проблема экологии и др. В будущем ряд проблем может стать более продолжительным. Человек живет в «эпоху поглощения», и от него нет «отдачи» которая должна быть. Но ведь смысл нашего существования – это поиск счастья, гармонии, а не саморазрушения. Познать себя – вот наша настоящая цель. Эвдоменизм должен быть основой нашей жизни.
Основная цель нашей жизни – обрести счастье, как сказал Далай-Лама «Счастье, которое пребывает с нами независимо от жизненных неурядиц и нормальных колебаний настроения, является неотделимым элементом нашей сущности». Подобная точка зрения намного облегчает принятие правильного решения, т.к. в этом случае человек действует с целью получить, а не что-то забрать у других – это движение вперед, а не отступление, принятие жизни, а не отрицание. Эта направленность к счастью оказывает глубокое влияние, делая человека более восприимчивым, более открытым для радости бытия.

Наши рекомендации