Урок - основная форма обучения. Об уроке как об основной форме организации обучения написано немало. Что же такое урок?

Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:

  • определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;
  • ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;
  • определенное расписание занятий и программа;

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя - четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).

Что же такое цель? Цель - это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень облученности, развитости, воспитанности.

Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:

  1. Урок изучения нового материала.
  2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.
  3. Уроки обобщения и систематизации.
  4. Комбинированный урок.
  5. Уроки контроля.

2.2. Педагогические требования к современному уроку.

Задачи, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

  • воспитательные;
  • дидактические;
  • психологические;
  • гигиенические.

Характеристика требований к уроку.

1. Воспитательные требования к уроку:

  • формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
  • формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
  • формирование активного отношения к жизни;
  • формирование высокой гражданственности.

2. Дидактические требования к уроку:

  • четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
  • правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
  • эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
  • каждый элемент структуры урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
  • ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
  • обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с
    проблемными;
  • связь данного урока с предыдущим;
  • вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
  • формирования на их основе навыков и умений;

3. Психологические требования к уроку:



  • учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
  • психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
  • на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
  • все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
  • учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.

4. Гигиенические требования к уроку:

  • соблюдение температурного режима, норм освещения;
  • учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.

Таковы общие требования к современному уроку.

Условия организации урока

Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:

1 группа – социально-педагогические:

1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.

3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.

4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.

2 группа – дидактические:

1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.

2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.

3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.

4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.

5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

6. Инструкции доступности материала.

7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.

8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.

9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.

Глава II. Какие образовательные технологии использую в своей работе?

В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками.

Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как хронология, термины.

На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.

Формы работы различны:

1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие. 2. Хронологический диктант. 3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем. 4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии. 5. Историческая путаница. 6. Найдите ошибки в тексте. 1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие). 2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка). 3. Исторический диктант. . 4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия. 5. Составь кроссворд. 6. Объясни происхождение крылатых выражений.

Такие формы работы и многие другие:

  • развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии;
  • формулировке и пониманию исторических терминов и понятий.

Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.

На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:

  1. Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
  2. В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
  3. Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
  4. Работа над терминами, определениями, выводами.
  5. Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
  6. Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.

Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.

2. Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?

1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской рабовладельческой республики при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”.

Учитель. “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.

Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”

3. Проблемное изложение материала учителем. Излагая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

4. Проблемное задание - её выполнение требует усвоения материала данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденный материал

Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.

Задания бывают несколько видов:

  • логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
  • констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
  • творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами).

Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

На уроке можно использовать цветные кружки, которые будут обозначать варианты ответов, а также эмоциональное состояние учеников на уроке.

У меня нарезаны треугольники разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.

Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”.

2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

При проведении повторительно-обобщающего урока “Русь в IX-XIV веке” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 6-м классе.

1. “Славянский поселок” - картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте.

2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?

3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.

4. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны: “Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”.

  • “По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым гривам наклоняясь”.
  • “Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?”

5. Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства?

6. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев.

При проведении обобщающего урока “История Отечества IX-XVIII век” - проводил“Звездный час”.

3. Игровые технологии используют во вне классной работе.

В 5-м классе проводил КВН “Мифы Древней Греции”.

Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

Наши рекомендации