Современное традиционное обучение.

Вступление

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.

В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Глава I. Современные образовательные технологии.

Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться.

Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Я взял тему самообразования “Школьные технологии”, изучил сборник “Современные образовательные технологии”. К.Т. Селевно. Итогом этой работы стал реферат, выступления с материалами реферата на заседаниях ГМО учителей истории. К выступлениям на секции была оформлена наглядность.

Так что же такое современные образовательные технологии?

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

  1. Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.
  2. Процессуально-описательным: описание процесса.
  3. Процессуально-действенным: осуществление процесса.

1.Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: В 50-е годы появилась педагогическая технология и овладела умами на 30 лет. 60-е годы - это идеология программированного обучения, 70 годы - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90 годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. “ Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться “человек способный” и “человек свободный”. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.

2. Модульноблочные технологии (МБТ):основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.

4. Интегральные технологии (ИТ):основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрел теорию следующих технологий:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.
  8. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконика и В.В Давыдова.
  9. Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов).
  10. Технология логико-смысловой схемы Э. В Штейнберга.
  11. Технология творческого развития учащихся А.З. Рахимова.

После теоретического изучения этих технологий решил использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий. Постараюсь рассказать, какие технологии использую в своей работе, чтобы урок был эффективным, интересным для ребят.

Условия организации урока

Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:

1 группа – социально-педагогические:

1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.

3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.

4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.

2 группа – дидактические:

1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.

2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.

3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.

4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.

5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

6. Инструкции доступности материала.

7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.

8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.

9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.

Глава II. Какие образовательные технологии использую в своей работе?

В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками.

Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как хронология, термины.

На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.

Формы работы различны:

1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие. 2. Хронологический диктант. 3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем. 4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии. 5. Историческая путаница. 6. Найдите ошибки в тексте. 1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие). 2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка). 3. Исторический диктант. . 4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия. 5. Составь кроссворд. 6. Объясни происхождение крылатых выражений.

Такие формы работы и многие другие:

  • развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии;
  • формулировке и пониманию исторических терминов и понятий.

Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.

На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:

  1. Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
  2. В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
  3. Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
  4. Работа над терминами, определениями, выводами.
  5. Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
  6. Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.

Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.

2. Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?

1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской рабовладельческой республики при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”.

Учитель. “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.

Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”

3. Проблемное изложение материала учителем. Излагая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

4. Проблемное задание - её выполнение требует усвоения материала данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденный материал

Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.

Задания бывают несколько видов:

  • логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
  • констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
  • творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами).

Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

На уроке можно использовать цветные кружки, которые будут обозначать варианты ответов, а также эмоциональное состояние учеников на уроке.

У меня нарезаны треугольники разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.

Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”.

2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

При проведении повторительно-обобщающего урока “Русь в IX-XIV веке” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 6-м классе.

1. “Славянский поселок” - картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте.

2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?

3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.

4. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны: “Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”.

  • “По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым гривам наклоняясь”.
  • “Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?”

5. Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства?

6. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев.

При проведении обобщающего урока “История Отечества IX-XVIII век” - проводил“Звездный час”.

3. Игровые технологии используют во вне классной работе.

В 5-м классе проводил КВН “Мифы Древней Греции”.

Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

Технология опорных схем.

Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую на уроках различные блочно модульные схемы.

Изучая тему. “Образование единого государства России. Иван III” в 10-м классе даю ребятам схему На базе опорно-узловых каркасов строится технология Штейнберга Валерия Эммануиловича, получившая название логико-смысловая схема ЛСС.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Развитие этих органов - результат с одной стороны эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Чтобы обеспечить развитие личности путем развития способностей познанию, в качестве исходной базы решения проблемы взяли функцию мозга.

Речь идет о разделении функций правого и левого полушарий. Правое обеспечивает наглядное восприятия мира, левое управляет речью и связанными с нею процессами. Для рассматриваемой проблемы угли; что при освоении материала правое полушарие накапливает через органы чувств информацию, а левое - настраивает на логическое описание. Данные функции мозга способствуют развитию мышления, причем прорисовывание, прописывание, проговаривание усиливает обобщение информации. Об этом говорят попытки учителей - новаторов иллюстрировать информацию. Вот почему в основе технологии Штейнберга В.Э. опорой служат своеобразные каркасы, а так как правое полушарие отвечает за смысловой компонент мышления, а левое за логический, то технология носит название логико-смысловая схема.

Таким образом, на базе опорно-узловых каркасов стоят логико-смысловые координаты путем размещения узелков на память. Выполнение этой работы обеспечило переработку поступающей информации и накопление на каркасе результатов переработки. Так сформировалась логико-смысловая модель содержащая два компонента - логический - в виде системы расстановки координат и узлов; - смысловой - в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.

В своей работе я достаточно давно использую данную технологию, на её основе были разработаны ряд уроков по темам Пореформенная Россия в XIX веке, Гражданская война в России, Россия в переломные -90 годы.

Логико-смысловая модель достигает все цели урока. Данный метод уделяет внимание межпредметным и внутрипредметным связям, систематизирует логическое последовательное изложение материала, по данной технологии достигаешь хорошей активизации мыслительной деятельности. Материал излагается, используя блочный метод. На протяжении урока устанавливается хорошая взаимосвязь “учитель - ученик”. Данная технология не исключает другие методы обучения: использование ТСО, плакаты, раздаточно-дидактический материал, тесты.

Педагогика сотрудничества.

В концепции среднего образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения “учитель-ученик”. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами. Сотрудничество в школьных коллективах принимает различные формы.

Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии так как в центре стоит ученик, личность, который по своему, талантлив и красив. Как сказал Волошин: “Ребенок - непризнанный гений. Средь буднично серых людей”. И задача учителя обратить внимание на внутренний мир ученика, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние дела и возможности, использовать их для более полного развития личности. Эти же требования выдвигают новые дидактические принципы: технологизация и гуманизация. Гуманно-личностный подход - это ключевое звено всех педагогических технологий, поэтому основная задача в моей работе создать условия ученику для собственного развития, развивать творческую личность, воспитывать воспитанного человека решается через комплекс уроков, внеклассных мероприятий и в работе с родителями.

Типы уроков.

  1. Урок анализа домашних заданий.
  2. Урок выравнивания знаний.
  3. Урок постановки учебной задачи.
  4. Урок решения учебной задачи.
  5. Урок формирования общего способа
  6. Урок моделирования содержания материала или способов решения.
  7. Урок самоконтроля.
  8. Урок самооценки.
  9. Урок учебной деятельности (творческого развития).
  10. Урок усвоения групповых форм учебной деятельности.

КОУ « Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

ТЕМА. Применение различных современных технологий на уроках истории.

Подготовили и разработали данную тему

учителя истории А.В.Дубровский, Э.Ш.Хачатурян.

ОМСК-2013г.

Вступление

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.

В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Глава I. Современные образовательные технологии.

Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться.

Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Я взял тему самообразования “Школьные технологии”, изучил сборник “Современные образовательные технологии”. К.Т. Селевно. Итогом этой работы стал реферат, выступления с материалами реферата на заседаниях ГМО учителей истории. К выступлениям на секции была оформлена наглядность.

Так что же такое современные образовательные технологии?

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

  1. Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.
  2. Процессуально-описательным: описание процесса.
  3. Процессуально-действенным: осуществление процесса.

1.Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: В 50-е годы появилась педагогическая технология и овладела умами на 30 лет. 60-е годы - это идеология программированного обучения, 70 годы - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90 годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. “ Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться “человек способный” и “человек свободный”. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.

2. Модульноблочные технологии (МБТ):основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.

4. Интегральные технологии (ИТ):основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрел теорию следующих технологий:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.
  8. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконика и В.В Давыдова.
  9. Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов).
  10. Технология логико-смысловой схемы Э. В Штейнберга.
  11. Технология творческого развития учащихся А.З. Рахимова.

После теоретического изучения этих технологий решил использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий. Постараюсь рассказать, какие технологии использую в своей работе, чтобы урок был эффективным, интересным для ребят.

Современное традиционное обучение.

Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всегда

классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.

Наши рекомендации