Занятие 9. Власть и месть. Техника удаления

Цель работы

Работать над освоением приема удаления властолюбивого ученика.

Материалы

Необходимо заранее подготовить написанный на большом листе «Список ошибок при выполнении приема удаления» (он открывается только в конце работы, до этого закрыто все, кроме названия).

Список ошибок при выполнении приема удаления

Прием удаления годится только для властолюбцев и мстителей. Прием удаления оптимально подходит только для стадии открытой конфронтации («извержения лавы»). В любой другой ситуации применять его ошибочно. Удалять ученика «с применением силы» можно только в ситуации, когда его действия угрожают жизни и здоровью других учеников. В остальных случаях предлагается выбор: остаться и перестать делать то, что он делает, или покинуть класс. Во время удаления можно использовать силу, но нельзя оскорблять ученика, даже если он выкрикивает непристойные ругательства и адресует их вам. Нельзя оставлять случай, закончившийся удалением, без последствий. Ученик думает, что удаление — это и есть санкция, в то время как удаление — это передышка перед спокойным установлением санкций.

(Дополните при необходимости список своими находками или разбейте один пункт на несколько.)

Упражнение на разогрев

Участники становятся друг против друга, предварительно разбившись на пары, упираются руками в ладони друг друга и начинают борьбу, цель которой — сдвинуть с места партнера. Разговаривать запрещается.

Если есть возможность, проведите упражнение, в котором, лежа друг против друга, партнеры упираются стопами ног и борются. Разговаривать при этом нельзя.

Еще один вариант упражнения: партнеры становятся спинами друг к другу и пытаются одновременно присесть. Все это происходит в тишине, разговаривать не разрешается.

Рекомендации ведущему

Вы можете сами подобрать и другие упражнения, психологическая суть которых в следующем: их можно выполнить только если чувствуешь сопротивление партнера, когда нет сопротивления, оба участника падают.

Эти упражнения подводят к мысли, что сопротивление нам и нашим действиям — это хорошая опора, а открытая демонстрация конфронтации — отличный повод для построения отношений.

Обсуждение домашнего задания

Все участники должны высказаться по теме домашнего задания, то есть рассказать о своем опыте позитивного текста и позитивной речи. В ходе обсуждения зачастую звучит протест: ведь эти дети ведут себя безответственно и безнаказанно. Поэтому вам легко будет перейти к теме сегодняшнего занятия.

Скажите следующее: Каждый ребенок в раннем возрасте ищет предел дозволенного, ему необходимо не столько услышать, сколько почувствовать границы разрешенного. Со временем у большинства детей это действие совершается «в уме», но у детей, которых воспитывали неправильно, на всю жизнь остается потребность «искать пределы». Когда мы разговариваем о воспитании с родителями маленьких детей, то говорим: ваши требования к ребенку — это стены комнаты. Комната может быть маленькой (требования жесткими) или большой (ребенку многое разрешено), главное, чтобы маленький ребенок находил стены (границы дозволенного) всегда на своем месте. Когда он находит их и может опереться на них, он чувствует себя спокойно и уверенно. Когда же стены комнаты «ходят ходуном» (родители то жестоко наказывают, то, повинуясь чувству вины, многое разрешают), ребенок вырастает тревожным и… уже учителя в школе становятся участниками «поисков предела дозволенного». Ученику необходимо опереться на нечто твердое, чтобы успокоиться. Этим твердым зачастую становится поведение учителя, какой ценой ему это удается, вы знаете лучше меня.

Дискуссия на тему занятия

Как вы считаете, можно ли в школьной практике совсем избежать удаления с применением силы? Кто является этой «силой» в вашей школе? Не трудно ли женщине-учителю, преодолевая страх, выталкивать из класса крепких старшеклассников? Что настораживает вас в идее команды «Кто?»? Может быть, вам известны аналоги такой команды в какой-то школе или другом учебном заведении? Что нужно предпринять, чтобы предотвратить оскорбления личности членами «силовой команды»?

Наши рекомендации