Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций

Сектор мобильных телекоммуникаций вырос из сочетания радиотелефонных технологий с проводными телефонными системами. Основная технология так называемых мобильных городских систем была разработана в 50-ых гг. в Соединенных Штатах. За исключением маленьких городских систем в некоторых частях мира сотовая или мобильная телефония не превращалась в рынок до начала 80-ых гг.

В 2001 г. было продано свыше 500 млн. мобильных телефонов по всему миру. Производство мобильных телекоммуникаций было поделено на 2 части: инфраструктура мобильных коммуникаций и мобильные телефоны (В США часто называемые сотовыми телефонами.) (См. Приложения). В 2001 г. каждая часть имела свои собственные конкурентные характеристики, хотя три крупных компании Моторола, Эриксон (включая Сони Эриксон) и Нокиа проявляли большую активность в обоих направлениях.

В 2000 г. Скандинавские страны являлись крупнейшим регионом – потребителем сотовых телефонов со степенью распространения мобильной связи свыше 70%. В Италии и Австрии этот показатель также достигал 70%, тогда как в большинстве Европейских стран он составлял около 60%, в Японии – 50%, в США – 40%, а в странах Юго-Восточной Азии – около 10%.

Развитие стандартов

В 1986 г. мобильные сети существовали в 32 странах, но большинство из них были несовместимы между собой и функционировали только в пределах национальных границ. В 2001 г. список стран достиг свыше 150, а в наиболее развитых странах началось внедрение международного стандарта. Такие системы третьего поколения, к которым относится в том числе и стандарт UMTS (Universal Mobile Telephone Standard, Универсальная система мобильной связи), объединили голосовую и высокоскоростную передачу данных при коммуникации. (См. Таблицу 2).

Системы первого поколения, существовавшие в 80-х гг., были аналоговыми и несовместимыми. Только в Европе функционировали 6 систем: NMT, Комвик (Comvik), TACS (система связи с полным доступом), Радиоком 2000, C-450 и RTMS. Ведущей из них являлась скандинавская система NMT – единственная, предлагающая возможность международной совместимости (первоначально внутри Скандинавского региона, а с 1988 г. еще и в Швейцарии и странах Бенилюкс). В Швеции параллельно с системой ГТО, контролировавшей СMT систему, использовалась система Комвик (Comvik). На территории Ирландии и Великобритании в 1985 г была установлена американская система TACS. Только во Франции использовалась система Радиоком 2000, разработанная компанией Матра (Matra). Система C-450, созданная компанией Сименс (Siemens) для рынка Германии, позднее была заимствована Португалией. В Италии в 1985 г. была введена Итальянская система RTMS. В Соединенных Штатах существовало несколько конкурирующих систем и стандартов, охватывающих ограниченные зоны по всей стране. Эти же системы были использованы в странах Латинской Америки.

Появление систем второго поколения связывают с переходом к цифровым технологиям, которые в Европе появляются раньше, нежели в США. Цифровые технологии предоставляли огромное число преимуществ, например снижение операционных расходов, увеличение пропускной способности системы и расширение перечня услуг, предоставляемых клиентам. Скандинавская конференция 1982 г. сыграла важную роль в инициировании общеевропейской цифровой мобильной сети, или системы GSM (альтернативные стандарты, предложенные немецкой и французской сторонами, позднее были отклонены). Стандарт GSM был запущен в 1990 г. и охватил всю Европу, позднее распространившись на территории Азии и Соединенных Штатов. Объединения и сотрудничество европейских компаний, сформировавших группу GSM, обеспечили Европе конкурентные преимущества по отношению к Японии. Например, компания Нокиа-Мобира (Nokia-Mobira) разрабатывала системы и производила телефонные аппараты, совместно с компаниями АИГ (AEG) и Алкатель (Alkatel), а также сотрудничала с компанией ЭйТиэндТи (AT&T) с целью создания микросхем для процессоров. Компания Моторола (Motorola) также активно участвовала в разработке технологии стандарта GSM, концентрируя свою деятельность в Европе.

В Соединенных Штатах появились два цифровых стандарта – TDMA (Time Division Multiple Access, TDMA многостанционный доступ с временным разделением каналов) и CDMA (Code Division Multiple Access, spread spectrum, CDMA, многонациональный доступ с кодовым разделением каналов). В конце 90-х гг. уже был установлен ряд систем GSM, что предоставляло возможность использовать один и тот же телефон как на территории Европы, так и в США. Компания Кьюлкомм (Qualcomm), разработавшая стандарт CDMA придерживалась политики ограничения лицензий. В этой связи компания Нокиа решает не приобретать лицензию, а разработать свой собственный CDMA телефон. В марте 1999 г. после продолжительной патентной войны компания Кьюлкомм (Qualcomm) продает свое производство компании Эриксон (Ericsson). Компании AT&T Wireless, Bell South и Southwestern Bell Mobile поддержали стандарт TDMA. В 2000 г стандарт GSM использовали 69% абонентов цифровых сетей мобильной связи по всему миру, стандарт CDMA – 13%, стандарт TDMA – 10%, а японскую систему PDC – 8%.

Таблица 2

Мобильные телекоммуникационные стандарты

  Первое поколение Второе поколение Третье поколение
Сфера применения · Национальные/ местные системы · Портативные телефоны · Автомобильные телефоны · Региональные системы · Карманные телефоны · Цифровые голосовые услуги · Цифровой текст: СМС (услуга коротких сообщений) · Первое поколение WAP (протокол приложений для беспроводной связи) · Глобальные системы · Интегрированные высококачественные звукозапись и передача данных · Музыка и видео · Узкополный и широкополный каналы · Услуги мильтимедиа
Тип системы · Аналоговые мобильные технологии · Макросотовые системы · Цифровые сотовые технологии · Микросотовые и пикосотовые · Улучшенные беспроводные технологии · Цифровые широкополные каналы · Сжатие информации · Высокочастотный диапазон · Устройства для карманных компьютеров
Стандарты · РМТС/AMPS, ETACS, NMT 450 (Федеральная сеть сотовой связи), NMT 900, TACS, Radiocom 2000, C-450, RTMS, Comvik · GSM, CDMA, TDMA, PDC, GPRS · WCDMA, CDMA 2000, TDMA 136, UMTS

Источник: Составитель кейса.

Вследствие этого среди стандартов третьего поколения существовала жесткая конкуренция. Стандарт GPRS, который иногда относят к промежуточному поколению между вторым и третьим, был разработан в Европе. Явным лидером среди систем третьего поколения стал европейский стандарт WCDMA. Совместно со стандартом CDMA 2000 компании Кьюлкомм (Qualcomm) и ведущими японскими компаниями WCDMA сформировал «глобальную семью», позволяющую использовать телефоны по всему миру. Американские разработчики системы TDMA также представили стандарт третьего поколения TDMA 136. Переход к стандартам третьего поколения оказался достаточно медленным и в 2001/2002 гг. многие страны приостановили вложение инвестиций. Япония и Корея были первыми, кто двинулся дальше.

Первоначально мобильные телекоммуникационные системы были обособлены от Интернета. Первым стандартом, позволяющим получать доступ к определенным Интернет-услугам, оказался протокол WAP (Wireless Application Protocol – протокол беспроводного доступа), представленный в конце 90-х гг. в телефонах с широкими функциональными возможностями. Увеличение пропускной способности расширило возможности использования Интернета в телефонах и мобильных системах третьего поколения.

Цепочка ценности мобильных коммуникаций

Услуги мобильной связи предоставлялись сетью операторов (Рисунок 1). Будучи ранее монополиями во многих странах, провайдеры мобильной связи столкнулись с жесткой конкуренцией в 2001 г. Три и более операторов мобильной связи конкурировало на каждом местном рынке. В 2001 г. компания Веризон Вайэлес (Verizon Wireless) – крупнейший оператор мобильной связи в Соединенных Штатах имела около 30 млн. абонентов. Операторы становились международными, уже появилось несколько мировых фирм или «объединений» компаний. Операторы начали сегментировать предоставляемые услуги для удовлетворения различных потребностей корпоративных и индивидуальных клиентов. Производители телефонов также стали разрабатывать новые аппараты, исходя из потребностей различных сегментов рынка.

Рис. 1 Цепочка ценности мобильной связи

Пользователи

       
    Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru
  Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru
 

Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru

Источник: составитель кейса

В развитых странах системы со стационарными телефонными линиями использовались все реже, так же как и пейджинговые услуги. Ведущие компании-производители пейджеров в США, такие как Моторола (Motorola) и Гленайр (Glenayre) усовершенствовали пейджеры, делая их более функциональными, например двухполосными или голосовыми. Спутниковые телефоны представляли долгосрочную угрозу для мобильных телефонов, но в 2001 году их стоимость оставалась довольно высокой.

Оборудование для мобильных телефонов подразделялось на инфраструктуру и телефонные аппараты. Инфраструктура, состоящая из базовой станции и коммутационного оборудования, выпускалась крупными производителями телекоммуникационного оборудования, такими как Эриксон, Моторола и Нокиа. Телефонные трубки или мобильные телефоны, производились многими новыми компаниями, особенно в то время как устанавливались стандарты.

С момента возникновения отрасли мобильных коммуникаций еще в 80-х гг., появилось два явных лидера: Моторола из Соединенных Штатов и Нокиа-Мобира из Финляндии (см. Таблицу 3). Поставщики аналоговых инфраструктур первого поколения (такие как Эриксон, Сименс, Филипс, Алкатель, НЕК) также разработали телефоны для собственных систем, а некоторые разработали телефоны еще и для открытых систем, таких как NMT. Быстрый рост отрасли привлек многих новых конкурентов в производство телефонных аппаратов, многие из которых до этого выпускали бытовую электронику (например, компании Самсунг, Панасоник, Мицубиши, Сони). Компании Эриксон и Самсунг захватили значительную долю рынка в 90-х гг., в то время как НЕК, Мицубиши и Тошиба потерпели неудачу. В 2002 г. распределение позиций значительно изменилось, так как Сони-Эриксон (две компании объединили производство мобильных телефонов в 2000 г.) оставила далеко позади компании Нокиа, Моторола, Самсунг и Сименс.

Таблица 3.

Доля ведущих производителей мобильного оборудования на мировом рынке

Компания Страна базирования Мобильные телефоны Инфраструктура
Нокиа (Nokia) Финляндия 14% 31% 10%
Моторола (Motorola) Соединенные Штаты Америки
Эриксон (Ericsson) Швеция
Самсунг (Samsung) Корея -- --
Сименс (Siemens) Германия
Панасоник (Panasonic) Япония --
Алкатель (Alcatel) Франция
Филипс (Philips) Нидерланды --
Сейдж (Sage) Франция -- --
НЕК (NEC) Япония
Митцубиши (Mitsubishi) Япония --
Кьюлкомм (Qualcomm) Соединенные Штаты Америки -- --
Тошиба (Toshiba) Япония --
ЭлДжи (LG) Корея -- --
Лусент (Lucent) Соединенные Штаты Америки -- --
Нортел (Nortel) Канада -- --
Фуджитсу (Fujitsu) Япония -- --
ОКАЙ (OKI) Япония -- --
Другие  

Источник: «Нокиа мобира ОУ», Гарвардская Школа Бизнеса, кейс № 589-112; Гарднер Датаквест

Примечание: -- = не активна или доля менее 1%

Мобильные телефоны продавались как через операторов услуг, так и через независимых дилеров. Некоторые операторы продавали телефоны непосредственно клиентам (иногда продвигая торговые марки телефонов самостоятельно или совместно с поставщиками комплектующих), в то время как другие концентрировались исключительно на организации продаж телефонов через независимых дилеров, с которыми они обычно имели эксклюзивные взаимоотношения.

К комплектующим для мобильных телефонов относились корпус, ЖКД (жидкокристаллический дисплей), микросхемы, батарея и антенна. Производители телефонов выпускали некоторые детали самостоятельно, но для получения большей части комплектующих заключали контракты с внешними поставщиками. Некоторые производители телефонов, такие как Моторола, Нокиа и Самсунг вернулись к полупроводникам, с целью снижения издержек и сокращения цикла производства нового продукта. Кроме того, все большая доля в стоимости мобильного телефона стала приходиться на программное обеспечение.

Конкуренция

В 2001 г. все производители мобильных телефонов столкнулись с жесткой конкуренцией. Темпы роста на основных потребительских рынках замедлялись, поэтому «старожилы» рынка, так же как и новые компании, ранее производившие бытовую электронику, предлагали услуги, опережавшие спрос на рынке. Телефонные компании также испытывали финансовые трудности и не желали снижать цены на телефоны, чтобы стимулировать спрос. В 2001 г. компании Нокиа, Моторола и Сони Эриксон являлись крупнейшими конкурентами.

Моторола (Motorola) Основанная в Соединенных Штатах, компания Моторола долго оставалась лидером в производстве радиоприемников, пейджеров, мобильных телефонов и мобильной инфраструктуры. Учрежденная Паулем В. Гальвином (Paul V. Galvin), компания Моторола успешно начала бизнес в 30-е гг. с производства автомагнитол под фирменным знаком "Motorola". В 60-ых годах компания становится лидером в разработке военных, космических и промышленных систем связи, а также производстве полупроводников и бытовой электроники. Постепенно она начинает вести свою деятельность на мировых рынках.

После ликвидации бизнеса по производству бытовой электроники к концу 80-ых годов компания Моторола становится ведущим мировым поставщиком мобильных телефонов и мобильной инфраструктуры. В 90-ых годах компания Моторола инвестировала несколько сотен миллионов долларов в новую спутниковую систему глобальной сотовой связи Иридиум (Iridium), которая не дала соответствующей отдачи.

Маленькие и легкие мобильные телефоны Моторола имели большое будущее. В 1989 г. телефон МикроТАК (MicroTAC) был самым небольшим по размеру и легким телефоном на рынке. В 1996 г. был выпущен телефон СтарТАК (StarTAC), весивший всего 3,1 унции (87,88 гр.). В 90-ых гг. компания контролировала почти 25 % мирового рынка. Однако Моторола слишком поздно перешла с аналоговых на цифровые стандарты телефонов, в связи с чем потеряла свои лидирующие позиции на рынке в конце 90-ых годов. В 2001 г. Моторола удерживала второе место и в обеспечении мобильной связью (13%) и в производстве мобильных телефонов (15%). Компания была вертикально интегрирована в производство полупроводников и других компонентов.

Эрикссон (Ericsson) Основанная Ларсом Магнусом Эрикссоном (Lars Magnus Ericsson) в 1876 г. как телеграфная ремонтная мастерская, компания Эрикссон скопировала недавно изобретенный телефонный аппарат Белла (Bell), который не был запатентован автором в Швеции. Когда Белл вышел на шведский рынок в 1880 году, началась активная конкуренция. Эрикссон первым ввел полуавтоматический коммутатор в 1883 г. Поскольку шведский ГТО начал производить собственное телефонное оборудование, в конце XIX века компания Эрикссон вышла на международные рынки. Уже в 1890-ые гг. компания Эрикссон проводила производственные операции в России и имела сеть дочерних компаний, занимавшихся продажами, в Китае и Мексике. В 1919 г. компания Эрикссон начинает деятельность в радио-отрасли. К 2001 г. Эрикссон обслуживала более чем 130 рынков во всем мире.

В 1977 году, когда был принят стандарт СMT, компания Эрикссон разработала мобильный телефон и мобильную инфраструктуру. Поскольку бизнес, связанный с мобильными телефонами считался второстепенным, руководство компании Эрикссон несколько раз задумывалось о продаже этого подразделения. В течение 80-ых и 90-ых годов компания Эрикссон становится мировым лидером в сетевых технологиях, особенно благодаря цифровым коммутаторам, как для мобильных, так и для стационарных телекоммуникационных систем. Компания Эрикссон была известна своей технологической направленностью и инвестировала 16% доходов на НИОКР.

В 2000 и 2001 годах компания Эрикссон распродала или закрыла большое количество подразделений, занимающихся в сфере мобильной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой она считалась мировым лидером. На рынке мобильных телефонов доля компании упала: в 1998 г. она составляла 15%, тогда как через несколько лет – 10%. В 2000 г. компании Эрикссон и Сони приняли решение о слиянии, договорившись о равноправном управлении компанией Сони-Эрикссон, головной офис которой находился в Лондоне. С введением мобильных систем третьего поколения на японском рынке компания Эрикссон захватила лидерство и имела более чем 40% мирового рынка инфраструктуры.

Приложение 3 представляет сравнительные данные по продажам, доходности и занятости основных производителей в течение 90-ых годов.

Телекоммуникационный кластер Финляндии в 2001 г.

Финны довольно рано стали использовать мобильные телефоны. В результате достижения международного успеха компанией Нокиа, финны стали рассматривать мобильный телефон как «национальный символ». Финляндия находилась в числе мировых лидеров по уровню распространения мобильной связи. В 1998 г. число абонентов мобильных сетей превзошло численность абонентов стационарных телефонов, и 20% домашних хозяйств отказались от услуг стационарных телефонных линии, полагаясь исключительно на мобильную связь.

Финское население также рано – в конце 80-ых гг. – начало использовать Интернет, основными пользователями которого были студенты. Первый всемирный графический Интернет-браузер был разработан на курсе Информационных Технологий в Хельсинском Университете Технологии в 1992 г., за год до появления браузеров Мозаик (Mosaic) и Нетскэейп (Netscape). Студенты не интересовались извлечением прибыли от продажи программного обеспечения, однако другие финские студенты, Тату Йолонен (Tatu Ylonen) (программа шифрования SSH) и Линус Торвальдс (Linus Torvalds) (операционная система Linux) стали легендами своего времени. К 1999 г. Финляндия занимала первое место по числу пользователей Интернета. Быстрое увеличение числа пользователей сетью ISDN (Integrated Services Digital Network - цифровая сеть с комплексными услугами) из-за распространения Интернета, привело к возобновлению спроса на стационарные телефонные линии в Финляндии.

Финский телекоммуникационный кластер начал активно развиваться в начале 90-х гг. К 2000 г. в кластере было занято приблизительно 83 000 человек (чуть меньше 4% национальной занятости) в более чем 4 000 фирм, приносящих 6,9 % ВВП (см. Таблицу 4). Общая стоимость продаж равнялась 21,4 млрд. евро (EUR), включая производство оборудования и электронных частей, составляющих 70% доходов. Средние годовые темпы роста кластера были около 20 % (производственные – 32 % и услуги – 12 %). См. Таблицу 4.

Таблица 4

Ключевые экономические показатели телекоммуникационного кластера (2000 г)

      Телекоммуникационные услуги    
  Производство инфраструктуры Производство телефонов Сопутствующие услуги в области программного обеспечения и ИТ Кластер в целом
  Млн. ? Доля в произво-дстве Млн. ? Доля в произво-дстве Млн. ? Доля в произ-водстве Млн. ? Доля в произ-водстве
Доходы 14,805   3,678   2,947   21,431  
Экспорт 12,125 82% 3% 1,009 34% 13,252 62%
Импорт 4,185 28% 4% 21% 4,941 23%
Кол-во фирм     3,463   4,093  
Кол-во служащих 38,385   19,294   25,284   82,963  

Источник: Адаптировано из материалов Л. Пайиа (L. Paija), «Финский ICT кластер в цифровой экономике», Хельсинки: ELTA – Институт исследования экономики Финляндии.

Примечание: в данные включено лишь некоторое количество не телекоммуникационных услуг программного обеспечения и информационных технологий.

Операторы В 2001 г. в Финляндии существовало свыше 100 операторов связи, хотя большинство из них использовали арендованные сети. Сонера (Sonera) (прежде Телеком Финланд, ГТО) и Группа финские телесети (Finnet Group) (переименованная Ассоциация Телефонных Компаний) вместе получали 95% дохода. Компания Сонера (Sonera) реструктурировалась в течение 90-ых гг. и повысила уровень квалификации служащих. В сфере мобильных услуг главным конкурентом компании Сонера считалась компания Радиолиния (Radiolinja), принадлежавшая крупнейшему частному оператору Элиза Коммуникации (Elisa Communications). Шведский оператор Телия (Telia) не пользовался популярностью и не смог завоевать какой-либо существенной доли финского рынка с момента появления на нем в 1997 году. В начале 2001 г. группа частных инвесторов учредила новую компанию – четвертого мобильного оператора, ДиЭнЭй Финланд (DNA Finland). Финляндия предоставила лицензии для систем третьего поколения (называвшихся UMTS – универсальная система мобильной связи) всем четырем операторам GSM, став первой страной в мире, сделавшей это.

Поставщики онлайновой информации (Контент-провайдеры) В Финляндии оперировали свыше 300 компаний, занимающихся предоставлением цифровой онлайновой информации, в том числе в медиа-сфере, в сфере услуг (например, банки и туристические агентства) и на Интернет-порталах. Постоянно расширявшееся число предоставляемых услуг было нацелено на целевые группы (например, в здравоохранении и образовании). На открытом виртуальном форуме компания Нокиа предложила инструменты и специальную поддержку поставщикам развлекательных Интернет-услуг. Национальное Агентство по технологиям, Текес (Tekes), взяло на себя роль лидера в зарождающейся цифровой медиа-отрасли, стимулируя взаимодействие между фирмами, венчурными инвесторами, университетами и научно-исследовательскими институтами.

Производители оборудования Компания Нокиа была основным производителем оборудования в Финляндии, занимаясь как телефонами, так и инфраструктурой. На рынке участвовали также и другие компании, такие как компания Бенефон (Benefon), основанная бывшими менеджерами Нокиа. Кроме того, большая часть производства компании Нокиа была передана на аутсорсинг[7] другим компаниям, таким как, например, компания Элкотэк (Elcoteq).

Поставщики Большое количество специализированных поставщиков и предприятий-субподрядчиков появились в Финляндии отчасти из-за бурного роста компании Нокиа. Финские поставщики делали упор на производство высокотехнологичных компонентов, например, ASIC (Application-Specific Integrated Circuit – специализированная интегральная микросхема), высокочастотных фильтров, печатных плат, гибридных микросхем, в то время как стандартные компоненты импортировались. Другие финские компании специализировались на выпуске оборудования для производства мобильных телефонов. Возросшие объемы аутсорсинга объяснялись расширением сотрудничества и долгосрочными обязательствами между изготовителями и поставщиками. Увеличивающаяся технологическая сложность и сокращение циклов жизни товара подтолкнули фирмы к более тесному взаимодействию и распределению рисков. Финские поставщики, такие как компании Перлоз Лимитед (Perlos Ltd), Йимо Лимитед (Eimo Ltd) и Элкотек Нетверкс Лимитед (Elcoteq Networks Ltd) последовали примеру компании Нокиа, открывая новые или приобретая производственные подразделения в таких странах как Китай и Соединенные Штаты.

Собственный капиталВ 90-ых гг. появился рынок венчурных капиталов как новый и очень важный источник финансирования. В 1999 г. 285 миллионов евро из венчурных фондов были инвестированы в новые финские компании. В 2001 г. была сформирована Финская Ассоциация венчурного капитала, включавшая 36 членов. Около 30% всего венчурного капитала в Финляндии направлялись в сферу телекоммуникаций.

Частично благодаря компании Нокиа инвесторы и владельцы венчурных капиталов со всего мира искали другие компании с передовыми технологиями в Финляндии. Как следствие этого множество малых финских компаний, занимающихся высокими технологиями, получили финансирование из-за границы. Большинство капитала, аккумулированного и размещенного в новых частных компаниях типа Солид (Solid), Диджиа (Digia), Риот (Riot), ЭйВиЭс (AVS), и ЭлПиДжи (LPG) поступило от международных венчурных предприятий. С начала 90-ых гг. все большее число иностранных портфельных инвесторов, приобретали акции компании Нокиа. В 1993 г. 46% активов компании Нокиа находилось в руках иностранных инвесторов, а к июлю 2001 г. эта доля достигла 90%. Доля компании Нокиа в общей рыночной капитализации Хельсинской Фондовой биржи (ХЕКС - HEX) достигла максимального значения – 71% – в ноябре 2000 г. Хотя большая часть акций компании Нокиа продавалась на Хельсинской бирже, акции компании также были размещены и на некоторых других биржах.

Образование и исследования В Финляндии осуществляли свою деятельность в области информационных технологий, а также предоставляли образовательные услуги и проводили исследования 12 колледжей и университетов. Финляндия была признана центром скопления высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий.

Значительное увеличение объема инвестиций в сферу информационных технологий и научные исследования, связанные с телекоммуникациями, главным образом было вызвано огромным ростом НИОКР в частном секторе. Расходы университетов и других организаций общественного сектора на НИОКР также существенно увеличились, однако, они росли не так быстро, как инвестиции, осуществляемые компаниями. Увеличение числа научных исследований привело к тому, что среднегодовые темпы роста патентования в данных областях составили 42% в период с 1992 по 1998 гг. Почти 30% всех патентов, выданных в США финским изобретателям, приходилось на сферу ИТ и телекоммуникаций. В течение 90-ых гг. некоторые международные компании, такие как АйСиЭл (ICL), АйБиЭм (IBM), Сименс (Siemens), Хьюлетт Паккард (Hewlett Packard) и Эриксон (Ericsson) организовали исследовательские подразделения в Финляндии. Компания Нокиа проводила порядка 60% всех своих исследований в Финляндии, и на эту компанию приходилось около 45% расходов на НИОКР, осуществляемых частными компаниями в данной стране.

Рис. 2 Финский кластер мобильных телекоммуникаций

Пользователи

       
  Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru   Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru
 

Мировые лидеры
Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru

       
  Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru
   
Конкурирующие последователи
 
  Международный Сектор Мобильных Телекоммуникаций - student2.ru
 
   
Ограничивающая позиция
 

Источник: составитель кейса.

Нокиа в 2001 г.

В 2000 г. продажи компании Нокиа составили 30,4 млрд. евро, в том числе операционная прибыль[8] – 5,8 млрд. евро. Число служащих компании достигло 60 289 человек, причем 24 000 из них работали в Финляндии. Компания имела производственные подразделения в 10 странах, научно-исследовательские – в 15 странах, и отделы продаж – в более чем 130 странах мира.

Компания Нокиа пережила кризис в конце 80-ых гг., поскольку она пыталась одновременно расти и диверсифицировать производство. Новый исполнительный директор компании сокращает число служащих, но спад продолжается. Самые крупные убытки приходятся на 1992 г. Кризис был настолько серьезным, что владельцы компании даже рассматривали возможность ее продажи компании Эриксон (Ericsson). В 1992 г. генеральным директором компании становится 41-летний Джорма Олилла (Jorma Olilla). Компания увеличивает капитал за счет привлечения в 1993 г. частного капитала из Соединенных Штатов, а уже в следующем году акции компании Нокиа начинают продаваться на нью-йоркской Фондовой бирже. В 1994 г. Олилла получил широкое одобрение (со стороны совета директоров) распродать все виды коммерческой деятельности компании Нокиа, не связанные с телекоммуникациями.

Совместно со своей командой Олилла начал формировать новую корпоративную культуру. В 1992 г. были представлены четыре основополагающие ценности компании Нокиа «Путь Нокиа»: удовлетворение клиента, уважение к индивидуальности, достижения, и непрерывное изучение. Культура Нокиа, существовавшая среди команды менеджеров в Финляндии, распространилась на большинство подразделений по всему миру. Компанию Нокиа воспринимали как отражение финского национального характера: прагматичного, честного, спокойного и серьезного. Деловые издания часто называли компанию Нокиа "аполитичной" и неформальной организацией, построенной на доверии.

В 2001 г., Нокиа была реорганизована и разделена на три бизнес-группы: Нокиа Нетвекс (Nokia Networks) (стандарт GSM и мобильные системы третьего поколения), Мобильные телефоны Нокиа (Нокиа Мобил Фонс) (Nokia Mobile Phones), и Нокиа Венчурс (Nokia Ventures). Самой прибыльной из трех стала группа Мобильные телефоны, доходы которой в 2000 г. составили 72% совокупных. Она продавала телефоны под каждый стандарт и практически на всех рынках мира. Доходы Nokia Networks составляли 25% доходов в 2000 г. Доходы группы Nokia Ventures, созданной в 1998 г., для поиска новых видов бизнеса, исчислялись 3%.

В начале 90-ых гг. компания Нокиа контролировала приблизительно 12% мирового рынка сотовых телефонов, в то же время компания ставила своей целью достичь 25%. Новый плоский телефон Нокиа-2100 был разработан внештатным проектировщиком Франком Нуово (Frank Nuovo) из Лос-Анджелеса (который позднее становится ведущим проектировщиком компании Нокиа). Новый телефон имел больший экран и меню с прокруткой, которое позже стало стандартом отрасли. Nokia-2100 был первой моделью Нокиа, созданной специально для потребителя. Выпуск телефона начали в 1994 г., реализуя 20 миллионов штук по сравнению с целевыми 400 000. Компания Нокиа рассматривала мобильный телефон как модный атрибут и потребительский товар, а не как продукт технологий. Стратегия Нокиа состояла в том, чтобы удовлетворять разные сегменты потребителей с различными потребностями, используя технологию, совместимую с любыми стандартами, которые использовались на отдельных региональных рынках.

В 90-ых гг. компания Нокиа становится мировым лидером в области цифровых телефонов; рыночная доля в 2000 г. равняется 31%. Компания имела широчайшую географию, предлагая самую разнообразную линию телефонов и охватывая каждый сегмент рынка. В 1998 г. компания Нокиа объявила о том, что "мобильный Интернет" станет ведущим проектом компании в будущем. В 2000 г. иностранные продажи составили 98% дохода, увеличившись с 70% в 1990 г. В 2001 г. компания Нокиа имела 19 производственных подразделений в 10 странах. Группа Нокиа Нетвекс имела пять заводов в Финляндии, пять заводов в Китае и один в Малайзии, а группа Мобильные телефоны Нокиа имела производства в восьми странах (См. Таблицу 5).

Таблица 5.

Деятельность компании Нокиа в различных странах (2000 г.)

Подразделения НИОКР Производственное оборудование Листинги на фондовых биржах
Финляндия Финляндия Финляндия
Германия Германия Германия
США США США
Венгрия Венгрия Швеция
Китай Китай Великобритания
Малайзия Малайзия Франция
Южная Корея Южная Корея  
Австралия Бразилия  
Великобритания Мексика  
Япония    
Италия    
Канада    
Швеция Дания    

Источник: Составитель проекта

Научно-исследовательские подразделения компании Нокиа располагались в 14 различных странах, хотя более половины всей НИОКР деятельности приходилось на Финляндию. Обычно они были расположены вблизи ведущих университетов и исследовательских центров. К концу 90-ых гг. компания Нокиа тратила приблизительно 9% доходов на НИОКР по сравнению с 6% в первой половине 90-ых годов.

В 80-ых годах компания Нокиа использовала субподрядчиков главным образом как буфера, для стабилизации производственных мощностей. В 90-ых гг. Нокиа обращается к аутсорсингу через долгосрочные соглашения о сотрудничестве. В конце 90-ых гг. на аутсорсинг отдавалось не только производство аксессуаров, но и других комплектующих. Кроме того, компания Нокиа начала заключать контракты на разработку некоторого программного обеспечения и НИОКР. Некоторые из партнеров и субподрядчиков компании начали проведение международных операций, включая экспорт и производство за границей не только с зарубежными подразделениями Нокиа, но также и другими клиентами. Аутсорсинговая деятельность Нокиа стала причиной создания нескольких общественных предприятий, в которые производственные операции перемещаются в страны Восточной Европы и Азии с низкозатратным производством.

Одной из главных проблем, с которой столкнулась компания Нокиа в 2001 г., стала эволюция стандартов. Новые стандарты систем третьего поколения развивались в услугах мобильного Интернета, так же в сфере программного обеспечения и самих телефонов и инфраструктуры. Получили широкое распространение личные цифровые секретари (PDA), электронные органайзеры, карманные компьютеры и телефонные аппараты с маленьким экраном. Большое количество фирм и стандартов конкурировало между собой, многие из которых стремились к большей мобильности. Например, корпорация Майкрософт (Microsoft) создала Стингер, программное обеспечение и наладонники с их собственной системой. Компания Нокиа продала лицензии на производство некоторых частей телефонного программного обеспечения и деталей другим производителям мобильных телефонов для продвижения своего стандарта по всему миру. В ноябре 2001 г. компания Нокиа объявила о продаже лицензий на исходный код для мобильного Интернета-браузера и передовых технологий текстовых сообщений корейской компании Самсунг.

Вместе с компаниями Эриксон, Моторола и Фоун.ком (Phone.com) (маленькая американская компания), корпорация Нокиа организавала WAP форум. (Протокол беспроводного доступа) К 2000 г. в нем принимали участие более 200 членов. В 1999 г. Нокиа представила первый телефон WAP, хотя данный продукт столкнулся с некоторыми техническими проблемами. В Японии, данная система i-mode (внутренний модем) вместе с СМТ системой вызвала большой спрос у миллионов пользователей.

Совместно с компаниями Сони, Эриксон (изобрела технологию в 1994 г.), Майкрософт, АйБиЭм (IBM), Интел и другими, Нокиа также разработала Bluetooth, стандарт, используемый для возможности беспроводного соединения в коротком диапазоне (менее 30 футов = 9,14 м.). Главный конкурирующий стандарт назывался ВайФай (WiFi). Чип

Наши рекомендации