Занятие 18. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций

На этом занятиивы узнаете о новых возможностях, предос­тавляемых компьютерными телекоммуникациями в педагогике в настоящее время и в ближайшей перспективе.

Передаваемый по сети текст становится автономным объек­том, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учеб­ный текст одновременно является рабочей тетрадью.

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономи­ческих требований к распространяемым в сетях учебным материа­лам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Осо­бенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяе­мый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Ос­новы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.

Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: уча­щийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него ха­рактеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обу­чающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10—11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно пере­создавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логи­ку доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о со­отношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дис­танционное обучение рассматривается как автономный вид обуче­ния, противопоставляемый традиционному. Информационная тех­нология на данном этапе предполагает унификацию способов ра-




боты с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладны­ми программами (офисными приложениями) в плане унификации интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.

Мультимедийность создает психологические моменты, способ­ствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, подведение ито­гов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраива­ющей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.

Вместе с тем важно иметь в виду и некоторые ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы ис­пользуемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с трудностями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считан­ные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быс­трыми темпами, что не следует считать эти ограничения непрео­долимыми в ближайшие пять лет.

Перспективы развития услуг Интернет

В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делаю­щее реальным применение мультимедийной Интернет в школе,

В плане применяемых программных средств наблюдается тен­денция к повышению «агрессивности» и адресности подачи ин­формации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином по­токе разнообразную и содержательно чрезвычайно богатую ин­формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясняется тем, что поисковые систе­мы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным си­стемам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет.

С точки зрения применяемых ПЭВМ, идет повышение слож­ности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускает­ся современными мощными машинами. В результате многие фун-

кции «обогащения содержания» и мулътимедийности переклады­ваются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобра­зительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы.

В нашей стране развитие сети Интернет идет очень стреми­тельно и сдерживается в основном плохим качеством телефон­ных линий.

Что касается присутствующих в Интернет запасов программ­ного обеспечения, способного повлиять на эффективность пре­подавания школьных предметов, то здесь следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты программ распространяют­ся условно бесплатно (РКЕЕ), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции. Загрузка крупных пакетов программ иногда занимает несколько часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо меньше, чем реальная стоимость программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис­пользовать ее в течение некоторого времени (как правило, не более 30 дней), после чего абонент должен либо заплатить срав­нительно небольшой регистрационный взнос и получить про­грамму в полную собственность, либо стереть ее со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется большое количество так называемых демо-версий программ, представляющих собой про­граммы, в которых не реализованы некоторые важные функции, что делает их безынтересными для абонента, однако, с помо­щью демо-версии удается получить полное представление о воз­можностях программы. Демо-версии, как правило, разрешается свободно распространять и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.

В настоящее время внимание пользователей привлек перспек­тивный проект Интернет-2, Назначение Интернет-2 состоит в том, чтобы облегчить и скоординировать разработку, развертывание, функционирование и передачу технологии улучшенных сетевых приложений и услуг, с целью упрочения лидерства США в науч­но-исследовательской области и высшем образовании и ускоре­ния доступности новых услуг и приложений в Интернет.

Общая цель:

создание нового поколения сетевых прикладных программ для поддержки передовых научных разработок и образования.

Конкретные цели:

• демонстрация новых прикладных программ, радикально рас­ширяющих возможности сотрудничества и проведения экспери­ментов для научных работников;



- демонстрация новых возможностей в предоставлении обра­зования и иных услуг за счет «виртуальной близости» в сети;

- развертывание коммуникационной инфраструктуры, способной
удовлетворить требования научного и педагогического сообщества.

Стремительное развитие получает Интернет и в нашей стране. В сети на страницах информационной службы @-йа!1у появилось такое сообщение: «21 мая 1999 года компания «МТУ-Интел» объя­вила о том, что приступает к созданию сети беспроводного досту­па в Интернет. Сеть будет действовать в прилегающей к столице лесопарковой зоне. На первом этапе возможность радиодоступа в Интернет планируется обеспечить жителям городов Мытищи, Лю­берцы, Красногорск и Химки. Создание сети радиодоступа позво­лит «МТУ-Интел» предоставлять услуги Интернет даже в тех рай­онах Московской области, где нет телефонной связи. При этом качество услуг будет столь же высоким, как и в Москве». Это со­общение красноречиво свидетельствует о большом потенциале роста количества абонентов Интернет.

@-daily сообщает: «На днях английская исследовательская фирма Ва1атотЮг объявила о том, что доход от услуг по передаче дан­ных по сетям Интернет к 2002 году достигает 19 млрд $ (по всему миру). При этом стоимость передачи данных снизится с 80 тыс. $ за терабайт в минувшем году до 10 тыс. $ в 2000 году, а еще через три года упадет ниже 300 $. По словам аналитика Оа1атопНог Филиппа Кодлинга причиной этого, помимо по­явления новых технологий, является ежегодное увеличение все­мирного трафика сети Интернет на 1000 %».

Бот еще сообщение @-<ЗаИу от 22.05.99:

«Вчера российское представительство М1сгояой объявило о вы­пуске русской версии интернет-броузера 1пСегпе1 ЕхрЬгег 5.0. Ло-кализованый Щ 5.0 отличается от своего англоязычного предше­ственника рядом встроенных функций, адаптированных под российский рынок. В частности, на сегодняшний день два москов­ских интернет-провайдера («Гласнет» и «Ситилайн») обеспечива­ют работу такой функции 1Е, как мастер подключения к Интер­нет. Кроме того, в локализованную версию интернет-броузера интегрированы клиенты российских поисковых систем . Как и предыдущие версии 1п1егпе1 Ехр1огег, рус­ский Ш 5.0 распространяется бесплатно».

Итак, мы видим, что Интернет стремительно развивается и в плане подключения новых абонентов, и в плане развития его со­держания, что способствует снижению цен на пользование услу­гами Интернет. Что же получают абоненты Интернет в результате предоставленных им услуг?

Вот еще одно сообщение @-сЫ1у от 22.05.99:

«В начале января петербургская компания «Петерлинк» объя­вила результаты социологического опроса, проведенного ею со­вместно с «Академией информационных технологий» в конце



минувшего года в северной столице. С помощью этого опроса «Пе­терлинк» и «Академия информационных технологий» намерева­лись выяснить отношения пользователей Интернет к сети и ее возможностям.

Из 282 опрошенных респондентов половину составили пользо­ватели в возрасте от 21 до 30 лет, 24,5 % ~ в возрасте 31—50 лет и 23,5 % — в возрасте до 20 лет. На старшую возрастную группу — от 50 лет — пришлось всего 2 % пользователей Интернет.

Согласно данным, полученным в результате опроса, лишь 35,6 % от общего числа респондентов с уверенностью отвечают, что мо­гут найти в сети всю необходимую им информацию. При этом наиболее интенсивно работают с Интернет люди в возрасте от 21 до 30 лет — 72,7 % из них делают это каждый день.

В юношеской группе ежедневно подключаются к сети 60 % пользователей, среди респондентов двух старших возрастных групп ежедневно выходят в сеть 52,9 %. В целом, среди участников опро­са в Интернет регулярно работает 66,4 % (мужчины — 68 %, жен­щины — 51 %), несколько раз в неделю — 26,6 %.

Проведенный опрос показал, что среди пользователей Интер­нет преобладают люди с высоким уровнем образования. Из всех респондентов 67,3 % составили люди с высшим образованием, 6,5 % — со средним специальным (техникум или колледж), 19,3 % — с полным средним образованием. Всего 6,9 % составили те, у кого только неполное среднее образование. Довольно высокий уровень образования диктует высокие требования к содержанию инфор­мации, доступной через Интернет. По результатам опроса, 60,4 % пользователей удовлетворены получаемой информацией не пол­ностью, а около 4 % опрошенных жалуются на то, что полезной им информации — просто мало».

Таким образом, основные проблемы удовлетворения потреб­ностей абонентов лежат в области совершенствования содержа­ния информации, предоставляемой услугами Интернет.

В ближайшей перспективе нас ждет развитие средств передачи информации, повышение скорости передачи, что делает реаль­ным применение мультимедийного Интернет в школе.

В последнее время получают распространение средства «вирту­альных миров» в Интернет, трехмерных объектов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страни­цы (как ^еЪ-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.п.

Модель виртуальных миров (ВМ) для дидактических целей можно рассматривать как дальнейшее улучшение модели компь­ютерного слайд-фильма, уже нашедшей в педагогике широкое при­менение, расширение ее визуальных возможностей и внедрение в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например: • свобода перемещения по ВМ; . необязательность сплошного просмотра ВМ.


те предложить? ернет и как эти перспективы могут "о процесса в школе? И т ех о И Я а я И й> о ^ И 2 к сети Интернет; абонент, подключенный к Ин- тих услуг школьные учителя. развития Интернет у нас воз- .иненная компьютерными те- Ф без границ (конечно, не в в смысле близости понятий- 3 этом смысле «континентом» ух наук и, говоря шире, гума-вий, гуманитарных проектов, ый смысл. Федеративной рес~ >, область истории, информа-гии. Есть и агрессивные воен-' гуманитарному континенту: илия, наркотиков, порнопро-исьмами в режиме живого ди-ленный Интернет, — это по­до страну без визы, без офор-или работника таможни, без аздо быстрее. Сев вечером за той стране, к которой «потя- гл чо

нуло» именно сегодня. Можно узнать массу новых фактов, задать вопросы и быстро получить ответы на них. Можно спрашивать почти о чем угодно, даже о том, о чем еще несколько часов назад и не мыслилось. Все это дает как бы новое гуманитарное измере­ние самой жизни человека, имеющего возможность погружаться в пучину Интернет. Именно расширение культурного, гуманитар­ного кругозора человека в соединении с Интернет происходит наиболее стремительно. Неимоверно ускоряется и повышается ка­чество освоения иностранного языка. Ведь все получаемые тексты аутентичны, порождены носителями современного живого языка. Можно даже принять участие в создании неологизмов, которые буквально сотнями ежегодно порождает сам Интернет с его по­требностью в сжатом и точном отображении мысли, эмоции, от­тенка смысла. (Интересная деталь: во время одной из ученических конференций по гуманитарной проблеме национальных взаимоотно­шений, в которой участвовали молодые люди различных национально­стей из Москвы и с Гавайских островов, москвичи не поняли один из английских неологизмов, и даже куратор конференции с Гавайской стороны не смог точно описать смысл этого слова!)

Однако снятие вышеупомянутых барьеров не означает устра­нения некоторых иных особенностей, скажем, языкового, техно­логического, культурного барьеров. Как раз именно они оказыва­ются весьма важными в этой ситуации. Когда времени на раз­мышление очень мало, когда техническая ситуация позволяет об­щаться очень оперативно, как раз эти барьеры могут оказаться наиболее значимыми при решении проблем гуманитарного ха­рактера. С точки зрения психологии общения, очевидно, что имен­но интенсивное общение предъявляет повышенные требования к владению культурой межнационального и межсоциального обще­ния, к пониманию партнерами соответствующих культурных, тех­нических и социальных реалий контрагента.

Итак, несомненно, Интернет несет в себе громадный потен­циал образовательных услуг, но чтобы перейти к их анализу, преж­де всего нужно пояснить, что мы понимаем под термином образо­вательные услуги. Образование — это не только обучение при не­обходимом участии учителя. Образовательные услуги включают в себя информирование как учащихся, так и преподавателей по широкому кругу тем, связанных с их учебной и преподавательс­кой деятельностью. Например, реклама через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, — это тоже образовательная услуга. Весьма большое количе­ство услуг Интернет может применяться для управления систе­мой образования, а не только для нужд собственно учебно-вос­питательного процесса. Это могут быть услуги по рекламе и рас­сылке инструктивных и методических материалов, предоставле­ние доступа к юридическим и иным базам данных по проблемам образования и т.п.

Услуга— это комплекс средств,продуктов и деятельности,удов­летворяющих некоторую потребность пользователя, в данном случае — абонента сети Интернет. Образовательные услуги призваны удов­летворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. В дальнейшем мы бу­дем употреблять обобщающее понятие — свойство, охватывающее и средства, и продукты, и различные виды деятельности. Конкрет­ная услуга нередко включает в себя сразу несколько свойств такого сложного по составу и функционированию средства, каким явля­ется сеть Интернет. Эти свойства вероятно найдут широкое распро­странение в образовании. В этом смысле мы можем говорить о ди­дактических свойствах сети Интернет. Например, такая рассмот­ренная в занятии 14 услуга, как электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования:

- способность передавать информацию различных типов (текст,
изображение, звук) на значительные расстояния;

- способность хранить и структурировать переданную инфор­
мацию на компьютере провайдера данной услуги;

. способность хранить и структурировать переданную инфор­мацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем;

- способность компьютера провайдера данной услуги отслежи­
вать «судьбу» электронных писем (выявлять и сообщать о задерж­
ке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);

. способность программного обеспечения компьютера отправи­теля и получателя электронных писем разобраться в структуре хра­нения полученных писем, удалять или архивировать письма, поте­рявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.;

- совместимость аппаратного и программного обеспечения ком­
пьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента;
и т.п. Этот список можно еще значительно расширить.

Предоставление услуги в сети Интернет осуществляется также достаточно сложным способом. Часть услуги ложится на фирму-провайдера (поставщика) доступа к Интернет. Другая часть услу­ги выполняется многими фирмами и учреждениями, подклю­ченными к Интернет. Поскольку Интернет не имеет единого хозя­ина — фирмы, которая отвечала бы за его работу, состав его услуг оказывается довольно сложным, но мы в данной книге попыта­емся дать достаточно полное представление об (условно говоря) услугах Интернет для целей образования.

Нельзя забывать, что все наиболее интересные услуги Интер­нет не будут доступны без некоторого набора базовых услуг, ко­торые обычно берет на себя провайдер. Учителю важно иметь до­статочно полное, но в то же время доступное его стилю мышле­ния представление обо всем этом комплексе услуг.

Таким образом, понятия «дидактическое свойство» и «образо­вательная услуга» не совпадают, но тесно связаны между собой. Говоря точнее, образовательные услуги основаны на свойствах и используют для своей реализации некоторый их набор. На данном уроке мы проанализируем те услуги, которые Интернет может предоставить для школьного образования, и на основе этого ана­лиза определим дидактические свойства Интернет. Основные ус­луги Интернет можно разбить на три большие группы:

• вещательные',

• интерактивные;

• поисковые.

Итак, обратимся к анализу услуг глобальной сети Интернет.

Услуги Интернет

Вещательные услуги

Этот класс услуг получил чрезвычайно бурное развитие в пос­ледние годы. Если десять лет назад Интернет использовался преж­де всего для интерактивной связи между отдельными людьми и группами абонентов, то в настоящее время успехи развития ги­пермедийной основы Интернет привели к тому, что он стал объек­том интереса мощных фирм в плане продвижения на рынок своих продуктов.

Естественно, эта чисто рекламная информация является не только бесплатной, но даже зачастую предоставляется потребите­лю-абоненту в качестве бесплатного приложения к другой, также бесплатной, но вполне реальной услуги. В этом случае основу об­щения с потребителем составляет одностороннее вещание типа электронного каталога, а интерактивность сводится к наличию формы заказа, которую абонент может заполнить и оплатить, не покидая Интернет. Именно эти электронные покупки и составля­ют основу окупаемости этого типа услуг Интернет. Еще одной, относительно менее развитой, формой интерактивности в этом виде услуг является анкетирование потребителей. Поскольку в та­ком электронном бизнесе участвуют ведущие фирмы, вкладыва­ющие большие финансовые ресурсы, эти услуги стали заполонять информационное поле Интернет и, в относительном объеме, вы­теснять традиционные интерактивные формы услуг, такие как электронная почта, электронные конференции. От ведущих ги­гантов бизнеса не отстают и образовательные фирмы, тактика которых, в силу их меньшего финансового потенциала, отличает­ся большей гибкостью и меньшей агрессивностью.

Разновидностью вещательных услуг являются электронные га­зеты и журналы. Для данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем, идущее еще от традицион­ных печатных изданий. Помимо различных анкет часто использу­ются подборки писем читателей. Этот вид услуг частично штатный.

Часть информации хранится в открытом доступе и выполняет как информационные, так и рекламные функции. В газетах часто в от­крытый доступ помешается первая страница, на которой распола­гаются начальные части статей, продолжения же их перемещаются в платную часть издания (так построена, например, электронная версия «Независимой газеты»). Другие же издания (например, @, «а1§о.ш») делят саму информацию на бесплатную и платную, при­чем платная спустя некоторое время, потеряв актуальность, пере­водится в бесплатный раздел. Газета «Известия» в своей электрон­ной версии бесплатно публикует программу телевизионных пере­дач (включая, естественно, и образовательно-культурны и канал).

Электронные библиотеки — современные сложные информаци­онные системы — рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно обеспечивается доступ к каталогам электронных библио­тек. Впрочем, существует несколько проектов, в которых сделана попытка дать возможность бесплатного доступа ко многим класси­ческим произведениям. На современном этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распростра­нения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернет и муль­тимедийных технологий в последние годы привело к возникнове­нию методик создания электронных информационных коллекций, которые стали технической основой библиотек будущего.

Фирмы, занимающиеся распространением педагогической про­дукции, находятся в несколько особом положении по сравнению с поставщиками традиционных товаров. Стратегия и тактика рас­пространения, очевидно, зависят от самого характера продукта. В табл. 7 приведены некоторые виды продукции и способы их рас­пространения с помощью Интернет.

В заключение обзора вещательных услуг приведем таблицу наи­более посещаемых (по данным поисковой системы КатЫсг) \УеЪ-ресурсов в области образования (табл. 8).

Определенный интерес представляет собой статистика посе­щаемости различных У/еЪ-серверов, содержащих образовательную информацию.

Интерактивные услуги

Как уже говорилось выше, вещательные услуги до некоторой степени используют интер активность, но она не является их ве­дущей чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных имен­но на диалоговом или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных способов стимулирования обучения. В настоящее время Интернет предоставляет разнообраз­ные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции.

СЛ

эо

Наши рекомендации