Экономическая политика Финляндии в 90-е гг.
Начало 90-х гг. ознаменовалось самым тяжелым экономическим кризисом когда-либо случавшимся в Финляндии. В 1991 г. реальный ВВП страны сократился на 6,2%; в 1992 г. этот показатель снизился еще на 3,3%. Экспорт Финляндии в долларах США сократился на 13% в 1991 г. Уровень безработицы вырос с 3,5% в 1990 г. до 17,9% в 1993 г.
В 1989 г. рухнула Берлинская стена, а затем распался Советский Союз. В одночасье исчез основной рынок, на который был ориентирован экспорт Финляндии. Воссоединение и экономическая интеграция Германии привели к повышению реальных процентных ставок по всей Европе. Кроме того, экономика Финляндии переживала ухудшение «условий торговли»[3] в результате снижения мировых цен на товары своей основной экспортоориентированной отрасли – целлюлозно-бумажной. Положение усугублялось внутренними экономическими условиями: в конце 80-х гг. вследствие либерализации банковского сектора в экономике страны произошло резкое увеличение объемов кредитования. Сильно возросли цены на недвижимость, и в целом уровень инфляции увеличился. В 1992 г. уровень сбережений понизился до 12,1%, что составило меньше половины от уровня десятилетней давности – 24,9%. В результате внешнеэкономических проблем и напряженной ситуации в стране валютный курс Финляндии подвергся давлению. В ноябре 1991 г. финская марка обесценилась на 12%, а в сентябре 1992 г. Финляндия была вынуждена установить плавающий валютный курс и в корне пересмотреть экономическую политику.
Была введена жесткая макроэкономическая политика. Имевшее место ранее ужесточение налогового бремени было приостановлено, а налоговые ставки стабилизировались. Рост заработной платы и одновременное сокращение прибыли в период кризиса сократили долю налоговых поступлений в ВВП по этим двум показателям с 19,3% в 1990 г. до 18,1% в 1995 г. Правительственные расходы были урезаны почти на 10% от ВВП с целью достижения бюджетного профицита к концу 90-х гг. по сравнению с дефицитом в 7,3% ВВП в 1993 г. С целью достичь показателя инфляции на уровне 2% к 1995 г. произошел ряд изменений и в монетарной политике. Процентные ставки оказались основным инструментом реализации новой политики. В 1992 г. первоначальный уровень процентных ставок по 10-летним правительственным облигациям составил более 13%, что означало разницу в 500 процентных пунктов по отношению к Германии.
Экономика Финляндии начала восстанавливаться в 1993 г., когда прирост реального ВВП достиг 4% и составлял от 3,8 до 6,3% на протяжении 90-х гг. Уровень инфляции постепенно снизился с 7% в 1990 г. до 2% в 1993 г. и впоследствии оставался неизменным. Процентные ставки также непрерывно снижались и в конце 1997 г. достигли уровня 6%, практически сведя на нет разрыв с Германией. В 1996 г. Финляндия смогла восстановить устойчивые паритеты с валютами других стран-членов Европейского союза.
На протяжении 90-х гг. предпринимались активные действия в области науки и технологии, начало которым было положено в предшествующие десятилетия. В то время как в 1992 г. в связи с кризисом некоторые статьи бюджета были значительно урезаны, правительство приняло решение выделить дополнительные средства на НИОКР (см. Таблицу 1). В 1990 г. Совет по научной и технологической политике пересмотрел экономическую позицию Финляндии, результатом чего стала инициатива проведения двух реформ для повышения инновационного потенциала страны. Программа по созданию экспертных центров была направлена на «усиление региональной конкурентоспособности посредством инноваций, обновления региональной производственной структуры и создания новых рабочих мест в выбранных сферах». Кластерная Программа концентрировалась на развитии инновационных возможностей промышленных кластеров с поддержкой научно-исследовательских достижений определенных кластеров. Параллельно правительство учреждает 15 инкубаторов, располагавшихся на территории региональных кластеров по всей стране, для предоставления создающимся компаниям доступа к венчурному капиталу.
В начале 90-х гг. Институт исследования экономики Финляндии (ЕТЛА) внедряет кластерный подход, основанный на изучении Финской экономики, основные положения которого были зафиксированы в официальном документе «Национальная Промышленная Стратегия», подготовленном Министерством торговли и промышленности в 1993 году. Основное послание политикам состояло в том, что все правительственные действия должны были быть направлены на развитие национальной конкурентоспособности. Таким образом, политику в области экономики и промышленности необходимо было рассматривать с более широкой перспективы безотносительно к узкоотраслевому подходу отдельных министерств. Кластерная модель стимулировала проведение новых встреч и дискуссий для взаимодействия и сотрудничества между министерствами, государственными и частными научно-исследовательскими подразделениями, а также компаниями. Исследование прояснило направления политики, впервые появившейся в 80-х гг., согласно которым роль правительства заключалась в создании наиболее благоприятных условий. Особое значение придавалось взаимодействию элементов кластера, а также развитию и трансфера технологий. Таким образом, ключевым звеном новой промышленной политики Финляндии стала политика в области технологий, образования и конкуренции.
Таблица 1.
Расходы на НИОКР в Финляндии, 1989–1999 гг. (млн. евро)
Предприятия | ? 924.8 | ? 975.1 | ? 1,048.5 | ? 1,373.4 | ? 1,916.7 | ? 2,252.8 | ? 2,643.9 |
Государственный сектор[4] | 286.1 | 357.5 | 379.7 | 374.4 | 408.6 | 443.8 | 470.1 |
Университеты[5] | 290.2 | 378.0 | 367.5 | 424.6 | 579.5 | 657.9 | 764.8 |
Итого | 1,501.2 | 1,710.6 | 1,795.8 | 2,172.4 | 2,904.9 | 3,354.5 | 3,878.8 |
Процент от ВВП | 1.8 | 2.0 | 2.2 | 2.3 | 2.7 | 2.9 | 3.2[6] |
Предприятия | 61.6% | 57% | 58.4% | 63.2% | 66% | 67.2% | 68.2% |
Государственный сектора | 19.1 | 20.9 | 21.1 | 17.2 | 14.1 | 13.2 | 12.1 |
Университетыb | 19.3 | 22.1 | 20.5 | 19.6 | 20.0 | 19.6 | 19.7 |
Итого |
Источник: Статистика Финляндии, Наука и статистика в сфере технологий
Активизация НИОКР и технологически сложных видов производства повысили спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Вследствие этого правительство обращает внимание на повышение доступности высшего образования. С 1993 по 1998 гг. общее количество студентов в университетах увеличилось почти вдвое, а в политехнических университетах возросло в три раза. Однако, несмотря на растущее число обучающихся, Финляндия занимала 14-ое место по среднему показателю расходов на одного студента, значительно уступая многим странам ОЭСР. В начале 1998 г. правительство приняло программу на 1998-2001 гг. по расширению образования в информационной и коммуникационной сферах.
Продолжалась либерализация рынков капитала Финляндии, начавшаяся в 80-ых годах. В 1991 г., например, домашним хозяйствам разрешили брать кредиты в иностранной валюте. Сильная конкуренция на внутреннем банковском рынке и более легкий доступ к иностранному капиталу изменили традиционно тесные связи между компаниями и их банками. В 1993 г. были отменены ограничения на участие иностранного капитала в управлении финскими компаниями. В 90-ых гг. стали возникать венчурные компании, появление которых частично стимулировалось инкубаторами, финансируемыми правительством. Ряд успешных, потенциально прибыльных бизнес-планов к началу XXI столетия привлекли все больший объем венчурных капиталов, которые служили основным источником для создания новых компаний. В связи с увеличением числа фондов и инвестиционных компаний инвестиции становились специализированными. Доступность венчурного капитала изменила роль государственного финансирования, которое традиционно было главным источником капитала для рисковых предприятий. Были учреждены новые виды инвестиционных объединений, в которых государственный сектор участвовал наравне с частными компаниями.
В 1994 г. полномочия региональных органов власти были значительно расширены согласно Закону о региональном развитии. В регионах поощрялась разработка и реализация собственной политики, направленной на экономическое развитие.
Кроме того, проводилась политика, направленная на повышение конкурентоспособности. Однако темп роста цен во многих отраслях промышленности Финляндии оставался выше темпов Соединенных Штатов и других европейских стран. Механизм централизованного начисления заработной платы между профсоюзами и работодателями не изменился.
В международных отношениях внимание Финляндии переключилось с Востока на Запад: в 1993 г. Финляндия присоединилась к Европейскому Экономическому Пространству; это решение устранило многие торговые и инвестиционные барьеры по отношению к другим скандинавским и европейским странам. Германия, Швеция и Великобритания стали самыми важными экспортными рынками Финляндии. Соединенные Штаты удвоили долю финского экспорта, в то время как российская доля упала до 4,5 %.
В 1995 г. Финляндия одновременно со Швецией стала членом Европейского союза. Членство в ЕС привело к дальнейшей интеграции в европейский Общий рынок и к гармонизации многих законов и стандартов с другими странами ЕС. Интеграция с Западноевропейскими странами привела к увеличению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономике Финляндии. Крупные слияния шведских и финских компаний в различных отраслях экономики (например, в банковском деле (Nordea), инжиниринговой (АВВ), электронной (Нокиа) и целлюлозно-бумажной отраслях (Stora-Enso, UPM-Kymmene)) способствовали созданию крупных и узкоспециализированных финских фирм, имевших доступ на глобальный рынок. В 1998 г. на шведские фирмы приходилось порядка 50% ПИИ в Финляндии при 34 % финских ПИИ в Швецию. В 1985 году доля экспорта и импорта прямых инвестиций в ВВП Финляндии составила 1,3% и 1,8% соответственно. В 1998 г. это соотношение увеличилось до 18,3% и 33,8%.
В структуре экономики также наблюдалась трансформация финской промышленности: в 1999 г. производство электронного и телекоммуникационного оборудования стало ведущим сектором и составило 21% добавленной стоимости, за ним следовали целлюлозно-бумажная (15%), химическая (10%) отрасли, а также производство машин и оборудования (9,5%). Лидером на глобальных рынках считался целлюлозно-бумажный кластер, включавший множество компаний, в том числе специализированных производителей машинного оборудования и обслуживающих компаний.
В экспорте все больше доминировали три крупнейших сектора. В 1999 г. экспорт как целлюлозно-бумажной, так и электронной продукции составлял приблизительно 30%, а экспорт металлообрабатывающей отрасли составил еще 20%.
Во второй половине 90-ых гг. средний прирост валового внутреннего продукта Финляндии приблизился к 5%, 1% которого приходился на компанию Нокиа. Число безработных снизилось, но оставалось на уровне выше 10% на протяжении 90-ых годов. В 1999 г. безработица молодежи составила 20%, что было гораздо выше, чем в других европейских странах и в два раза превышало показатель десятилетней давности.
Политика Финляндии в области телекоммуникаций в 90-е гг.
Финский телекоммуникационный сектор был предметом регулирования антимонопольной политики и законодательства в области защиты прав потребителей. В отличие от большинства других стран ОЭСР руководители в сфере телекоммуникаций пытались добиться политики минимального вмешательства, кроме случаев недостаточной конкуренции. Некоторые обязательные требования ЕС были приняты Финляндией неохотно, поскольку они ограничивали рыночную свободу.
В 1987 г. новый Закон о телекоммуникационных услугах разграничил регулирующие функции и функции оператора ГТО, передав регулирующие полномочия ГТО независимому органу при Министерстве транспорта и связи. Закон также установил право частных компаний предлагать услуги мобильной связи. Этот документ завершил долголетний спор о монопольном праве ГТО, который начался еще в 60-х гг. (Действующий Имперский Телефонный Декрет от 1886 г. не обеспечивал однозначную интерпретацию установленных законом прав в отношении обеспечения новыми услугами сети, такими как передача данных, телефакс и телетекст.)
Частный оператор Радиолиния был первым в мире, который в 1991 г. запустил коммерческую сеть GSM. Либерализация означала фундаментальные организационные изменения для ГТО, который был превращен в общественную компанию. ГТО начал улучшать услуги и упорно трудился над запуском GSM вскоре после оператора Радиолиния, став одним из первых ГТО в Европе, сделавшим это. Правительство начало сокращать свою собственность в ГТО и потребовало дальнейшей приватизации. В 1998 году название компании было заменено на Sonera, что отражало новую стратегию, направленную на предоставление услуг стационарных телефонных линий, мобильной связи и медиа-услуг.
В конце 90-ых гг. парламент порекомендовал правительству не вмешиваться в деятельность компаний телекоммуникационного сектора. Позднее эти планы были сорваны большими расходами Сонеры на лицензии для получения стандарта UMTS (единая междугородная служба передачи сообщений) в Европе, что стало причиной образования крупных займов. В 2001 г. правительство решило спасти компанию за счет выпуска новых акций. Этот шаг был осуществлен, несмотря на решение правительства максимально ограничить вмешательство в сектор. Финляндия, например, решила не участвовать в прямых инвестициях для проведения скоростных сетей с большой пропускной способностью, несмотря на политическую цель обеспечения ведущей инфраструктуры. Это решение, отличное от действий соседней Швеции и больше соответствовавшее политике Великобритании и других континентальных европейских стран, было продиктовано желанием гарантировать технологический нейтралитет и свободное функционирование рынка. В соответствии с теми же либеральными политическими принципами лицензии на мобильные сети третьего поколения в Финляндии предоставлялись без ограничений.