Политические технологии, их цель, структура и классификация.
В достижении и обеспечении нормального функционирования стабильности общества важную роль играют политические технологии, их эффективное применение всеми субъектами политической деятельности.
Политические технологии – это разновидность социальных технологий, представляющих собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее эффективную реализацию целей и задач конкретного политического субъекта в определенное время и в определенном месте.
Политические технологии занимаются политическим проектированием и организацией практической деятельности институтов власти. Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, выстраивания очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
В структуру политических технологий, как правило, входят три компонента:
» специфические (технологические) знания;
» конкретные приемы, процедуры и методики действий;
» различные технико-ресурсные компоненты.
Технологическое знание. Политические технологии есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством. Если научное знание идеализирует событие (ситуацию), то технологическое знание конкретизирует логические объекты; если научное знание обращено к практике-универсуму, то технологическое отображение — к отдельному фрагменту действительности, отражаемому столь же конкретным фактором .
Процедурные компоненты. Технологическое знание в конечном счете представляют собой субъективную основу политической инженерии, которая занимается политическим проектированием (прогнозированием, планированием и программированием) и организацией практической деятельности институтов власти. Поэтому основной ценностью для технологий является даже не самое знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки свершения действий и достижения целей. Содержание конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики. Например, в рамках разрешения международных конфликтов — способы поиска компромиссов между конфликтующими сторонами; в информационной сфере политической власти — приемы дезинформирование общественности или, напротив, борьбы против клеветнических измышлений соперников и т.д. Использование приемов и процедур непосредственно зависит и от состояния действующих субъектов, и от конкретных условий, в которых решается задача. Так, в условиях жесткого контроля государства за проведением выборов, как правило, не удается использовать многие «черные» и незаконные технологии борьбы с конкурентами и т.д.
Ресурсные компоненты. Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных (финансовых и пр.) ресурсов, влияющих на содержание политических технологий. Например, стесненный в материальных средствах избирательный штаб кандидата вынужден отказываться от организации его выступлений на телевидении или применения других эффективных, но дорогостоящих технологий соперничества, которые необходимы для достижения победы на выборах. Данные компоненты политических технологий могут ограничивать способы решения задач, применение тех или иных приемов деятельности или увеличить их эффективность.
Прежде всего, технологии различают по характеру решаемых с их применением задач – технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы.
Можно классифицировать технологии по основанию применяемого инструментария. Это – различные технологии исследования, политического согласования или воздействия с использованием методов индивидуальной и массовой психологии, социологии, коммуникативистики и др.
Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность, до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов "кабинетной" технологии. Применение латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат – хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. Между тем публичность, обращение за поддержкой к населению является важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида технологий.
Отличаются технологии и в зависимости от масштаба решаемых задач. При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. Например, приемы и способы ведения избирательных кампаний на федеральном, региональном и муниципальном уровнях наряду с общими элементами имеют и существенные отличия.
По степени воспроизводимости технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач, – для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения. Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач разрабатываются новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехнолога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими (креативными) способностями. Нередко уникальные технологии со временем переходят в разряд стандартных.
По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах "hard power" и "soft power" как подчинение, основанное на жесткой власти, с одной стороны, и на всеобщем признании правомерными ценностей сильного – с другой. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использованием административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе. К "мягким" технологиям, в противоположность административным, относят также приемы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, позволяющих осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.