Тема 9. КАРТОНАЖ. ОКАНТОВКА. ПЕРЕПЛЕТНЫЕ РАБОТЫ
План изучения темы:
9.1 Плоскостной картонаж. Окантовка.
9.2 Динамические игрушки из картона и бумаги.
9.3 Объемный картонаж.
9.4 Переплетные работы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите плоскостные картонажные изделия в 1-4 классах [2, 5, 6, 7].
2. Опишите методику работы с головоломками «Танграм», «Квадрат Пифагора», «Волшебный круг» (1 класс) [3, 11].
3. Для чего картону требуется окантовка? Какими материалами оклеивают картон? Охарактеризуйте простейшие способы окантовки: наклеивание изделий на основу с оставлением по периметру канта; окантовка объекта труда сплошным оклеиванием обратной стороны (целым листом); окантовка оклеиванием основы по периметру полосками бумаги [1].
4. Опишите простейшие приспособления для подвешивания плоских картонажных изделий.
5. В каких классах младшие школьники изготавливают динамические игрушки [2, 5, 6, 7]? Почему игрушки так называются? Какие особенности конструкции позволяют динамическим игрушкам двигаться? Как выполняется проволочное соединение «улитка»?
6. На какие группы делятся соединения деталей в изделии? Охарактеризуйте соединения клеевые, щелевые, плетением. В какой последовательности с ними знакомятся младшие школьники [2, 5, 6, 7]?
7. Перечислите объемные картонажные изделия в 1-4 классах. С какими объемными геометрическими телами работают младшие школьники [2, 5, 6, 7]?
8. Что такое «развертка детали»? Чем «развертка» отличается от «выкройки»? Какое размещение клапанов считается наиболее удобным [1]?
9. Опишите методику ознакомления с разверткой по классам. Для каких изделий в 1-4 классах используется развертка, а для каких – выкройка [2, 5, 6, 7]?
10. Перечислите составные части книги. Какие виды переплета существуют? Перечислите конструктивные детали переплетов книг. Как заготовить и собрать конструктивные элементы книг: крышки (обложку), корешок, слизуру, форзац, книжный блок? Опишите приемы соединения элементов [1].
11. Перечислите основные материалы, используемые для переплетения книг и ухода за ними. Для чего в переплетных работах нужны подрезная доска, ножницы, переплетный нож, фальцлинейка, игла, кисти для клея, нитки, пресс? Какие виды ремонта книг доступны младшим школьникам [1, 10]?
Задания:
1. Подготовьте демонстрационные чертежи разверток куба, конуса, цилиндра, пирамиды [7]. По разверткам изготовьте фигуры.
2. Творческое задание. Сконструируйте два образца объёмных ёлочных украшений.
3. Разработайте конспект урока в 4 классе на тему «Сказочный город» [4, 7].
4. Изготовьте динамические игрушки, предусмотренные программой для 4 класса. Разработайте конспект урока по изготовлению одной из игрушек [4, 7, 8, 9, 10].
5. Изготовьте одно из переплетных изделий [1].
6. Разработайте беседу для учеников 4 класса о профессии конструктора.
Литература:
1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 2. Обработка картона / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1978. – С. 15-22, 28-69.
2. Журба А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.
3. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – с. 45-47.
4. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С. 94-98, 105-106.
5. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.
6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 88 с.
7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 36-40.
8. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №10. – С. 76.
9. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №11. – С. 75-76.
10. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №12. – С. 66-69.
11. Шаминская, А.Л. «Путешествие в страну занимательной математики». III класс. Решение логических задач. Танграм / А.Л. Шаминская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №3. – С. 65.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект урока в 4 классе
Тема: Моделирование в технике оригами. Журавлик, машущий крыльями.
Цель урока: научить изготавливать динамические фигурки способом многократного сгибания и складывания бумаги.
Задачи урока:
- познакомить с базовой формой «птица», повторить складывание базовой формы «квадрат»;
-совершенствовать умения сгибания и складывания бумаги;
-учить читать иллюстрированную технологическую карту;
- развивать мелкую моторику рук, умения действовать по инструкции;
- воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.
Оборудование: учебное пособие «Трудовое обучение» для IV класса [1]; цветная бумага.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сделаем глубокий вдох, выдох. Выдохнем всё отрицательное: переживания, неуверенность в своих силах. Улыбнёмся друг другу, вспомним приятные моменты из жизни и с этим настроением приступим к работе.
— Проверьте, все ли готово к уроку? (цветная бумага, учебник)
II. Вступительная беседа.
— Сегодня урок из раздела «Изготовление изделий из бумаги и картона. Моделирование в технике...». Соберите слово из букв:А, М, О, И, Р, Г, И.(Оригами.)
— Что такое оригами? (Оригами – это искусство складывания любых фигурок из бумаги без помощи ножниц и клея.)
— Давайте вспомним, какие изделия мы уже изготавливали в технике оригами в предыдущих классах?(учитель показывает фигурки в учебниках 1-3 классов, ученики вспоминают и называют их)
— Наши изделия с каждым годом всё усложнялись, мы знакомились с новыми базовыми формами, на основе которых складываются различные изделия.
— Расскажите об истории оригами. (ученики отвечают, учитель дополняет их ответы рассказом:
Искусство складывания бумаги зародилось в Японии много веков назад и первоначально имело религиозное значение. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага»: «ори» - «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
Бумажными фигурками украшали стены храмов, помещали на жертвенный костер.
Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
Бурное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера-оригамиста Акиры Йошидзавы. Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время Второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному для Японии искусству складывания бумаги новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно Акира изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.
Новое возрождение оригами также тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло ещё 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.
Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвящённые этому искусству.
В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.
Двенадцатилетняя девочка после атомной бомбардировки Хиросимы, больная лейкемией, Садако Сасаки молилась о мире на земле. В больнице Садако складывала журавликов. Она успела сделать только 644 журавлика... Её смерть послужила поводом для сооружения памятника. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.)
– Что нового вы узнали из моего рассказа?Кто разработалединую универсальную систему знаков оригами? Почему японский журавлик является символом мира и жизни? (ответы учеников)