Тема 9. КАРТОНАЖ. ОКАНТОВКА. ПЕРЕПЛЕТНЫЕ РАБОТЫ

План изучения темы:

9.1 Плоскостной картонаж. Окантовка.

9.2 Динамические игрушки из картона и бумаги.

9.3 Объемный картонаж.

9.4 Переплетные работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите плоскостные картонажные изделия в 1-4 классах [2, 5, 6, 7].

2. Опишите методику работы с головоломками «Танграм», «Квадрат Пифагора», «Волшебный круг» (1 класс) [3, 11].

3. Для чего картону требуется окантовка? Какими материалами оклеивают картон? Охарактеризуйте простейшие способы окантовки: наклеивание изделий на основу с оставлением по периметру канта; окантовка объекта труда сплошным оклеиванием обратной стороны (целым листом); окантовка оклеиванием основы по периметру полосками бумаги [1].

4. Опишите простейшие приспособления для подвешивания плоских картонажных изделий.

5. В каких классах младшие школьники изготавливают динамические игрушки [2, 5, 6, 7]? Почему игрушки так называются? Какие особенности конструкции позволяют динамическим игрушкам двигаться? Как выполняется проволочное соединение «улитка»?

6. На какие группы делятся соединения деталей в изделии? Охарактеризуйте соединения клеевые, щелевые, плетением. В какой последовательности с ними знакомятся младшие школьники [2, 5, 6, 7]?

7. Перечислите объемные картонажные изделия в 1-4 классах. С какими объемными геометрическими телами работают младшие школьники [2, 5, 6, 7]?

8. Что такое «развертка детали»? Чем «развертка» отличается от «выкройки»? Какое размещение клапанов считается наиболее удобным [1]?

9. Опишите методику ознакомления с разверткой по классам. Для каких изделий в 1-4 классах используется развертка, а для каких – выкройка [2, 5, 6, 7]?

10. Перечислите составные части книги. Какие виды переплета существуют? Перечислите конструктивные детали переплетов книг. Как заготовить и собрать конструктивные элементы книг: крышки (обложку), корешок, слизуру, форзац, книжный блок? Опишите приемы соединения элементов [1].

11. Перечислите основные материалы, используемые для переплетения книг и ухода за ними. Для чего в переплетных работах нужны подрезная доска, ножницы, переплетный нож, фальцлинейка, игла, кисти для клея, нитки, пресс? Какие виды ремонта книг доступны младшим школьникам [1, 10]?

Задания:

1. Подготовьте демонстрационные чертежи разверток куба, конуса, цилиндра, пирамиды [7]. По разверткам изготовьте фигуры.

2. Творческое задание. Сконструируйте два образца объёмных ёлочных украшений.

3. Разработайте конспект урока в 4 классе на тему «Сказочный город» [4, 7].

4. Изготовьте динамические игрушки, предусмотренные программой для 4 класса. Разработайте конспект урока по изготовлению одной из игрушек [4, 7, 8, 9, 10].

5. Изготовьте одно из переплетных изделий [1].

6. Разработайте беседу для учеников 4 класса о профессии конструктора.

Литература:

1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 2. Обработка картона / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1978. – С. 15-22, 28-69.

2. Журба А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.

3. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – с. 45-47.

4. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С. 94-98, 105-106.

5. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.

6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 88 с.

7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 36-40.

8. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №10. – С. 76.

9. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №11. – С. 75-76.

10. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №12. – С. 66-69.

11. Шаминская, А.Л. «Путешествие в страну занимательной математики». III класс. Решение логических задач. Танграм / А.Л. Шаминская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №3. – С. 65.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект урока в 4 классе

Тема: Моделирование в технике оригами. Журавлик, машущий крыльями.

Цель урока: научить изготавливать динамические фигурки способом многократного сгибания и складывания бумаги.

Задачи урока:

- познакомить с базовой формой «птица», повторить складывание базовой формы «квадрат»;

-совершенствовать умения сгибания и складывания бумаги;

-учить читать иллюстрированную технологическую карту;

- развивать мелкую моторику рук, умения действовать по инструкции;

- воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.

Оборудование: учебное пособие «Трудовое обучение» для IV класса [1]; цветная бумага.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сделаем глубокий вдох, выдох. Выдохнем всё отрицательное: переживания, неуверенность в своих силах. Улыбнёмся друг другу, вспомним приятные моменты из жизни и с этим настроением приступим к работе.

— Проверьте, все ли готово к уроку? (цветная бумага, учебник)

II. Вступительная беседа.

— Сегодня урок из раздела «Изготовление из­делий из бумаги и картона. Моделирование в техни­ке...». Соберите слово из букв:А, М, О, И, Р, Г, И.(Оригами.)

— Что такое оригами? (Оригами – это искусство складывания любых фигурок из бумаги без помощи ножниц и клея.)

— Давайте вспомним, какие изделия мы уже изготавливали в технике оригами в предыдущих классах?(учитель показывает фигурки в учебниках 1-3 классов, ученики вспоминают и называют их)

— Наши изделия с каждым годом всё усложнялись, мы знакомились с новыми базовыми формами, на основе которых складываются различные изделия.

— Расскажите об истории оригами. (ученики отвечают, учитель дополняет их ответы рассказом:

Искусство склады­вания бумаги зародилось в Японии много веков назад и первоначально имело религиозное значение. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага»: «ори» - «сложенный», а «ками» - «бу­мага» и «бог» одновременно.

Бумажными фигурками украшали стены храмов, помещали на жертвенный костер.

Утратив со временем своё ритуальное предна­значение, оригами вышло за пределы храмов и до­стигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из при­знаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печа­тью в некоторых знатных семьях. Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основ­ном женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карна­вальных шествий, народных праздников. Во вто­рой половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в техни­ке оригами.

Бурное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера-оригамиста Акиры Йошидзавы. Этот удивительный человек ро­дился в 1911 году. Во время Второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному для Японии искусству складывания бумаги новое звуча­ние. Он сделал оригами авторским, придумав сот­ни оригинальных фигурок. Именно Акира изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами также тесно связа­но со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного экспе­римента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло ещё 200 тысяч че­ловек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - жу­равлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красоч­ные книги, буклеты, журналы, посвящённые этому искусству.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с под­нятыми к небу руками.

Двенадцатилетняя девочка после атомной бом­бардировки Хиросимы, больная лейкемией, Садако Сасаки молилась о мире на земле. В больнице Са­дако складывала журавликов. Она успела сделать только 644 журавлика... Её смерть послужила по­водом для сооружения памятника. Но волна удиви­тельной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бес­ценным грузом - бумажными журавликами, со­бранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.)

– Что нового вы узнали из моего рассказа?Кто разработалединую универсальную систему знаков оригами? Почему японский журавлик является символом мира и жизни? (ответы учеников)

Наши рекомендации