Техническое обслуживание поверхностного привода
Поверхностный привод (приводные головки) требуют, как правило, минимального технического ухода. Однако, общий контроль, а также периодическая смазка и замена масла, проверка состояния и натяжения приводных ремней помогают содержать оборудование в исправном техническом состоянии.
Как и в любой другой машине, периодичность такого контроля будет определяться условиями эксплуатации. Поэтому продолжительная работа на предельных нагрузках, высоких скоростях и температурах требует более частого контроля.
Обычно приводные головки должны контролироваться во время работы относительно утечек и уровня масла в масляном резервуаре, режима работы шкивов, ремней и системы передачи, а также относительно необычных шумов или вибраций, предупреждая возможные причины возникновения дальнейших проблем с целью своевременного их решения.
Необычный шум и/или вибрация в приводной головке могут быть симптомом будущей поломки. В случае, если уровень шума отличается от нормального и/или усиливается в промежутках между проверками, следует произвести полный контроль приводной головки. Если внешний фактор, вызывающий шумы и/или вибрации, отсутствует, приводную головку следует разобрать, заменить подшипники и произвести тщательный контроль изнутри. Если причина не может быть установлена визуально, следует обратиться к изготовителю.
Вращающиеся детали приводной головки требуют периодической замены масла для поддержания их в нормальном рабочем состоянии без технического ухода и обслуживания.
Смазка основных элементов, таких как упорные подшипники, происходит в масляной ванне в рабочем режиме, при этом уровень масла должен находиться между контрольными отметками. Необходимо осуществлять и визуальный контроль помутнения масла. Если масло сильно загрязнено, то его необходимо заменить.
Раз в неделю следует проверять уровень масла и следить за тем, чтобы уровень поддерживался между рекомендуемыми отметками «максимум» и «минимум».
Первую замену масла следует произвести после 30 рабочих дней или после 700 рабочих часов. Эта замена необходима для удаления продуктов, образующихся в результате приработки деталей в начальный период эксплуатации.
Следующую замену масла следует производить в соответствии с рекомендациями производителя, но не реже одного раза в 6 месяцев или 4 400 часов работы.
Уплотнительные элементы сальникового узла выполняют функцию минимизации, но не полного устранения утечки жидкости. Смазка, роль которой выполняет добываемая жидкость, необходима для снижения трения вала в сальниках и рассеивания тепла, выделяемого при трении.
Температура сальникового узла не должна подниматься выше нормы, допустимый предел –от 20 до 60 °C выше температуры жидкости.
Достижимый уровень утечки может зависеть, среди прочего, от типа жидкости, давления, температуры, интервалов утечки, скорости перемещения, движения вала и от используемого типа уплотнительного материала.
В целях экологии производства отходы утечки следует собирать в резервуар.
Нельзя затягивать туго сальниковый узел для предотвращения утечки! Чрезмерная затяжка элементов сальникового узла не позволит скважинной жидкости попадать в сальник, что приведет к сухому трению. Следствием этого является выход из строя, собственно, сальниковой системы и, кроме того, вал может быть преждевременно изношен. Следует проверять утечку сальникового узла каждые 15 дней. Нормальный уровень утечки в пределах от 10 до 120 капель в минуту.
Если уровень утечки выше максимально рекомендуемого, то следует заменить уплотнительные элементы.
Как часть системы передачи мощности, шкивы и ремни должны проверяться постоянно (каждый месяц), и не только для обеспечения бесперебойной работы, но и в целях безопасности.
При контроле шкивов и ремней приводная головка должна быть временно остановлена.
Сначала следует проверить, надлежащим ли образом затянуты шкивы, а также их центрирование, степень износа и/или наличие трещин. Трещины деформируют шкивы и приводят к их разрушению во время работы. Кроме того, каждый дефект на поверхности шкивов неблагоприятно влияет на продолжительность службы ремней.
Шкивы изготавливаются из литейного или ковкого чугуна. Максимально допустимая окружная (линейная) скорость обычных литых шкивов из чугуна составляет 30 м/сек (6 000 фут/мин). Для стальных шкивов до 50 м/сек (15 000 фут/мин). Окружную скорость можно рассчитать по следующей формуле:
где n – обороты шкива, об/мин;
d – диаметр шкива, мм.
Следует проверить натяжение ремней приводной головки и отрегулировать в случае необходимости.
Запрещается производить проверку при работающей системе!
Также следует проверять состояние приводных ремней. Как уже было упомянуто выше, дефекты на шкивах могут привести к преждевременному выходу из строя ремней. В случае применения нескольких ремней и при естественном растяжении при работе необходимо менять полностью все ремни одновременно.
При повторном монтаже ремней и шкивов следует убедиться в надлежащем их центрировании, иначе продолжительность службы ремней значительно сократится. Запрещается превышать натяжение ремней, в противном случае произойдет преждевременный выход из строя подшипников, приводной головки и первичного двигателя, кроме того это в значительной степени снизит продолжительность службы самих ремней.
Проверить легкость хода ремня внутри защитного кожуха. Ремень и прочие подвижные элементы нигде не должны тереться о защитный кожух или другие детали. Если это происходит, эта неисправность должна быть устранена до следующего запуска приводной головки.
Перечень и периодичность регулярных проверок поверхностного привода указаны в таблице 5.
Таблица 5
Техническое обслуживание поверхностного привода
Проверка | Периодичность |
Внешний осмотр | Раз в неделю |
Уровень и состояние масла | Раз в неделю |
Утечка скважинной жидкости (от 10 до 120 капель в минуту) | Раз в неделю |
Шум/Вибрации | Раз в неделю |
Проверка шкивов и ремней | Раз в месяц |
Замена масла | Через месяц после первого запуска, далее - Раз в полгода |