Организационная иерархия при разработке УР.(Учебник ИСУ)
В иерархической системе управления организацией, занимающейся коммерческой деятельностью, можно выделить три основных уровня управления.
· Уровень дирекции – на этом уровне принимаются стратегические решения, определяющие основные направления и ключевые моменты деятельности организации.
· Уровень менеджера – здесь принимаются оперативные решения по вопросам текущей деятельности организации.
· Уровень исполнения – на этом уровне реализуются функциональные задачи и принимаются операционные решения.
24. Формы разработки и реализации УР.(22 Смирнов)
Формы разработки:
Указ – решение главы государства, утвержденное парламентом (имеет силу закона).
Указание – решение, носящие методический, технологический характер (реализуется в форме наставления или разъяснения).
Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.
Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций (акт о передаче чего-либо в собственность).
Приказ – это решение руководителя, облеченного властью в организации (обязателен для исполнения, это нормативный документ).
Распоряжение – решение руководителя, не наделенного административными функциями (касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности).
Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обязательств, правил (протокол собрания).
Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких – либо действий.
Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерч. сферах деятельности.
Соглашение – решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой либо деятельности (соглашение о разделе рынков сбыта).
Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием совместных прав и обязательств (подвид соглашения).
Оферта – решение, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях (это одна сторона контракта).
Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях (вторая сторона контракта).
План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.
Положение – решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую либо деятельность.
Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников.
Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия.
Формы реализации:
Предписание — официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.
Деловая беседа — специально организованная встреча руководителя с подчиненными для обсуждения заранее оговоренной темы.
Убеждение — проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение — проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.
Принуждение — деловая беседа, цель которой — осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление — деловая беседа, цель которой — обучить, передать опыт для успешного выполнения УР.
Сообщение — передача информации, данных, необходимых для успешного исполнения управленческого решения.
Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.
Обучение — деловая беседа, цель которой — дать новую информацию и знания, необходимые исполнителям для реализации управленческого решения.
Совет – деловая беседа, цель которой – поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР.
Деловая игра — мероприятия, проводимые на основе имитационных моделей реальных процессов с целью развития навыков и способностей сотрудников, необходимых для разработки и реализации УР.
Совещания –коллективные дел. беседы, проводимые с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.
Заседания – узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов.
Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР.
Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя.
25. Сущность и виды УР.(14 Смирнов)
Управленческое решение –всегда носит социальный, общественный характер и является результатом коллективного творческого труда(продукт управленческого труда).
Как процесс управленческое решение — это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение — это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.
УРназывается решение, принятое в социальной системе и направленное на: - стратегическое планирование; - управление управленческой деятельностью; - человеческими ресурсами; - производственной и обслуживающей деятельностью; - формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм); - управленческое консультирование; - коммуникации с внешней средой.
Экономическая сущность – на разработку и реализацию УР требуются финансовые, материальные и др. затраты. Прямой или косвенный доход от реализации УР решения.
Организационная сущность – к работе привлекается персонал компании (надо сформировать работоспособный коллектив, наделить работников полномочиями, обязанностями, ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы).
Социальная – заложена в механизме управления, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе.
Правовая – точное соблюдение законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и др. документов самой компании.
Технологическая – проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР.
Типология УР.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
При принятиичисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ.
Решения,основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаютсярациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
В зависимости от характера менеджера принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом.
С учетом стереотипности ситуаций, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).
Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
27. Многогранность классификации УР.(46 Смирнов)
Классификация управленческих решений, по:
• функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
• организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
• причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
• повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
• масштабам воздействия: общие и частные;
• времени действия: стратегические(5-10 лет), тактические(3-5 лет) и оперативные(от 1 года до 3-х лет);
• прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;
• характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные(см.26);
• методам переработки информации: алгоритмические (на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных), эвристические (беседы, обсуждения);
• числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
• направлению воздействия: внутренние и внешние;
• глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
• ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
• способу фиксации: письменные, устные, в электронной форме.
Классификация решений по субъектно-объектному признаку:
· Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает государство. Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.
· Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей силой и регулируют наиболее важные общественные отношения.
· Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Сюда относятся решения, принимаемые на началах общественного самоуправления.
Синергетические –это решения при которых эффект расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает.
Асинергетические – приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы, причины таких решений – запаздывание или опережение решений, отсутствие ресурсов, конфликты.
28. Требования к качеству УР и условия их достижения.(230 Смирнов)
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
• обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;
• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
• структуризация проблемы и построение дерева целей;
• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
• обеспечение многовариантности решений;
• правовая обоснованность принимаемого решения;
• автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
• наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.
29. Параметры и факторы качества УР.(230 Смирнов)
К параметрам качества управленческого решенияотносятся:
• показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
• степень риска вложения инвестиций (подробнее будет рассмотрен в п. 1.5.);
• вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
• степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры "входа" системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.
После уточнения требований "выхода", уточнения факторов "внешней среды", влияющих на качество и эффективность решения, отработки "входа" системы следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество "входа" оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества "процесса" в системе качество "выхода", т.е. качество решения будет "удовлетворительным".