Классификация методов консультирования.
С развитием процессного консультирования стали разрабатываться методы вовлечения клиента в работу над проектом. В связи с этим далее приводится группировка методов по другим критериям: технические (методы решения содержательной части проблемы) и человеческие (методы создания взаимоотношений, благоприятных для проведения изменений).
Методы решения содержательной части проблем включают методы, выделенные по этапам процесса консультирования, и подразделяются: на методы диагностики: -
методы сбора информации - опросы, интервью, анкетирование, экспертные оценки, анализ документов, соци- опсихометрические наблюдения групповой работы, деловых игр; -
методы обработки информации - классификация данных, анализ проблем, сравнение, анализ взаимовлияния, экспресс-анализ групповой работы, деловых игр; методы решения проблем: -
методы определения проблем - дерево целей с использованием экспертных оценок, методы оценки приоритетов проблем (экспертный и логический анализ), методы построения графа проблем; -
методы разработки и оценки решений; методы выработки альтернативных решений, методы выбора альтернативных решений, методы анализа качества принимаемых решений, методы анализа потенциальных проблем; методы деловых игр; методы групповой работы;
методы реализации: -
методы экспериментальной проверки - групповая работа, деловые игры. -
методы переноса результата в реальные условия - методы формирования рабочих групп, методы проведения проблемных совещаний.
Источниками данных для анализа являются:
Записи - факты, хранимые в форме, пригодной для считывания или преобразования: -
документы (файлы, отчеты, публикации); -
компьютерные файлы; -
магнитные ленты; -
фильмы, микрофильмы; -
рисунки, фотографии; -
графики и др. •
события и условия - поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства. •
память - вся информация, хранящаяся в памяти людей, которые работают в организации-клиенте, связаны с ней или просто могут дать информацию, полезную для консультанта (бесспорно доказанные факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, предубеждения, догадки).
Пути получения фактических данных: 1)
поиск информации по существующим записям, характеризующим деятельность организации; 2)
специальные записи (в случае ненадежности существующих записей); 3)
наблюдение (проводится обычно за группами, а не за отдельными лицами); 4)
специальные отчеты (изложение мыслей по определенным аспектам проблемы организации; предложения); 5)
вопросники; 6)
беседа (наиболее распространенный метод при консультировании по вопросам управления); 7)
диагностические интервью; 8)
встречи с сотрудниками организации для сбора данных; 9)
обзоры отношений служащих (с помощью наблюдения, опроса, беседы; методы социометрических исследований; методы изучения мотивации);
10) оценки (в случае отсутствия доказанных фактов или невозможности их получения по какой-либо причине). Вторая часть классификации представляет собой методы организационного развития. Они направлены на изменения в поведении работников через воздействие на систему ценностных ориентаций, межличностное и межгрупповое взаимодействие, индивидуальные навыки; создание условий для более интенсивного использования человеческих ресурсов.
Методы работы с клиентом включает: методы выбора ролей консультанта и клиента; методы сотрудничества и помощи клиенту в осуществлении изменений: -
методы обучения и тренировки персонала организации- клиента; -
методы развития творческого потенциала руководителей клиентной организации; -
методы повышения мотивированности персонала и руководителей к изменениям - методы убеждения, методы использования чувства напряжения и тревоги, методы поощрения и наказания, методы участия и доверия и др.
Для того чтобы учесть все направления создания условий для проведения изменений, вторую часть приведенной классификации целесообразно рассматривать как методы: •
технологические - методы совершенствования производственных процессов (например, ротация, изменение и обогащение содержания работ, исследование с обратной связью); •
структурные - методы создания новых ролей, новых подразделений или новых отношений подчиненности (горизонтальная и вертикальная дифференциация, формализация, централизация, координация); •
методы управления человеческими ресурсами - методы, направленные на оздоровление организационного климата и межличностных отношений, ценностей, здоровья, функционирования и существования (обучение, тренинг, вмешательство и индивидуальное и групповое развитие), методы вовлечения в управление (системы вознаграждения); методы, ориентированные на улучшение межгрупповых межличностных отношений (Т-группы, методы формирования команд, ролевой анализ, метод конфронтации и др.); методы работы с индивидуумом (индивидуальный тренинг, консультирование, гештальт-тренинг).
Методики. Разработанные консультантами методики по условиям применения делятся: •
на специализированные - применяются для особых условий (например, оргструктуры для предпринимательских сетей, виртуальных компаний); для определенного типа кли- ентных организаций (малых или крупных; коммерческих или некоммерческих); для отрасли (банки, страховые компании, промышленные предприятия и др.); •
универсальные - применяются практически во всех типах организаций независимо от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, форм собственности.
Примером универсальных методик служат технологии управления конфликтом на предприятиях: снятие после- конфликтных напряжений в коллективе; комплексный анализ конфликтной ситуации на предприятии; защита предприятия от забастовки; действия конфликтолога в предзабастовочный период; организация забастовки на предприятии; социологические методы диагностики и прогнозирования конфликта; тренинги (переговоры, коммуникации в условиях конфликта и его разрешения); деловые игры.
Безусловно, клиентов интересует экономичность предлагаемых консультантами методик (продолжительность, объемы задействованных ресурсов, стоимость).
Так, по критерию инвестиций (по экономичности) методики делятся: •
на беззатратные - мероприятия, которые не требуют капиталовложений и быстро показывают свои выгоды и преимущества. Они направлены на изменение методов работы; •
низкозатратные - требуются небольшие затраты, которые будут возвращены в течение 1 г. Эта группа имеет своей целью повышение эффективности используемого оборудования; •
затратные методики связанные с крупными капиталовложениями.
В качестве примера других классификаций можно привести классификацию методик фирм по экологическому консультированию (охрана окружающей среды, ресурсосбережение, экологический аудит и др.): •
затратные (например, реинжиниринг); •
низкозатратные (комплексное управление качеством, экологический аудит); •
беззатратные (методы вовлечения, мотивации персонала клиентной организации на охрану окружающей среды, экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов).