Методы обучения в высшей школе. Классификация методов. Выбор методов.

Метод обучения —способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательной цели.

Методы обучения —способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрение и развитие познавательных сил.

Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учащихся и учителя, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся , овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Классификация методов обучения.

По уровню активности учащихся.

Одна из ранних классификаций методов обучения.

Пассивные (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)

Активные (лабораторный метод, практический метод, самостоятельная работа с книгой)

По источнику получения знаний.

Существуют три источника знаний: слово, наглядность, практика.

Словесные методы занимают центральное место в процессе обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы (метод демонстраций, метод иллюстраций)

По дидактической цели.

Методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

По характеру познавательной деятельности.

Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративные (сущность этого метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся её осознают, и фиксируют в памяти. (рассказ, беседа, объяснение, лекция и т.д.)

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся запоминают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием эффективности является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Оба этих метода экономичны, прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной. Эти методы обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные способности, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода заключается в том, что преподаватель сам ставит проблему и сам её решает, показывая тем самым путь её решения. Обучающиеся следят за логикой, усваивая этапы решения проблем.

Частично поисковый (эвристический) метод. Учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает обучающихся к выполнению отдельных шагов поиска. Сущность данного метода: не все знания учащимся передаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно. Деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения педагогических задач.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность данного метода: преподаватель вместе с учащимися формулируют проблему, учащиеся самостоятельно её разрешают, преподаватель оказывает помощь при возникновении затруднений в решении проблем. Главный недостаток данного метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации.

Примеры методов:

-метод проблемного изложения;

-исследовательский метод обучения;

-исследовательский метод обучения;

-рассказ;

-объяснение;

-беседа;

-лекция;

-учебная дискуссия;

-работа с учебником и книгой;

-демонстрация;

-упражнение;

-лабораторный метод;

-практические методы;

-активные методы обучения;

-интенсивные методы обучения;

-дидактическая игра;

-брейнсторминг;

-обучение по алгоритму;

-суггестопедия;

-кибернетикосуггестопедия;

-гипнопедия;

-фармакопедия.

Интерактивные методы обучения: характеристика.

Метод обучения —способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательной цели.

Наши рекомендации