Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)
В зависимости от того, какие результаты должны быть достигнуты, конечная цель может быть разбита на несколько задач. Назначение этой процедуры планирования — составление набора различных вариантоввыполнения поставленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов, необходимо проанализировать:
Q фактические и ожидаемые ресурсы команды;
Q реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;
Q поведение внешних партнеров и руководящих органов;
Q уровень подготовки членов команды.
Затем из всех существующих вариантов выбирается один-два рациональных варианта, удовлетворяющие следующим требованиям:
□ достаточные собственные ресурсы команды;
Q достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);
Q допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действии (оценка рисков).
Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели.
ПРИМЕР
Задачи:
• подготовить и провести методический тренинг-семинар;
• разработать и издать необходимые методические материалы и пособия. Варианты выполнения задач:
• оплатить методические материалы и обучение одного члена команды в организации, владеющей новой технологией;
• заключить договор с организацией, владеющей новой технологией, на реализацию поставленных задач;
• разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.
Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения «важность (срочность) решения задач — допустимый уровень затрат и рисков».
Составление долгосрочного плана
Стратегический план составляется на обозримый период времени, от трех до пяти лет.
В современных условиях целесообразно опираться на трехлетние планы и набор жизненно важных стратегических целей на пятилетку. Составление 5-летних планов развития целесообразно в установившихся рыночных условиях после того, как экономика страны вышла на стабильный уровень развития.
Стратегический план должен содержать следующие сведения:
□ набор стратегических жизненно важных целей по различным направлениям деятельности команды с указанием ожидаемых результатов;
Q основные пути достижения стратегических целей с указанием основных этапов промежуточных годовых результатов;
□ список членов команды, ответственных за различные этапы подготовки и реализации долгосрочного плана;
Q социальные перспективы реализации стратегического плана для всех членов команды, как основа мотивации его исполнения;
□ ресурсы и результаты работы, на которые опирается разработка стратегического плана;
Q варианты изменения стратегического плана при возникновении прогнозируемых негативных обстоятельств; Q периодическая плановая корректировка стратегического плана.
Основные рекомендации по составлению стратегического плана:
Q план не может быть исчерпывающим и изначально утвержденным на весь
период планирования, так как его разработка всегда осуществляется в
условиях частичной неопределенности;
□ важно уметь рационально сочетать точные расчеты с укрупненными или эмпирическими оценками и помнить, что основная часть затрат часто определяется не материальными ресурсами, а неформальными категориями:
• организационные ошибки членов команды;
• задержки и проволочки в работе различных структур, что приводит к изменению исходной ситуации;
• внешние и внутренние помехи;
□ необходимо сопоставлять несколько вариантов финансовой, кадровой, сбытовой стратегии. Самый рациональный из них — необязательно самый экономичный по затратам!
□ необходимо заложить определенные резервы (времени, средств и т. п.) для решения непредвиденных проблем. Под резервами понимаются также возможности подключения новых членов команды, нового сотрудничества, партнерства и другие неформальные действия, подготовленные и предусмотренные заранее. В противном случае составленный план станет памятником идеального планирования и рухнет при первом столкновении с реальностью, тем более — в российских рыночных условиях;
□ реализация любого плана, тем более стратегического, опирается на личную ответственность всех членов команды.
Для стратегического плана развития, как и для любого плана, характерна табличная форма представления:
Сфера деятельности команды | Стратегические цели (в календар. послед-ти) | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Члены команды, ответственные исполнители | Ресурсы | Примечания (условия, ограничения, требования) |
Оперативное календарное планирование
Для оперативно-календарного планирования определяющим является годовой план работы команды,сформированный на основе ранее разработанного стратегического плана развития.
Оперативно-календарное планирование включает в себя квартальное и ежемесячное планирование.
Недельные графики работ составляются в периоды напряженной непрерывной работы, когда в силу различных обстоятельств установлены крайне сжатые сроки.
Ежедневные, еженедельные, ежемесячные графикиработ команды составляются, когда необходимо создать опережающее выполнение плановых сроков с целью формирования резервов (времени, материалов и др.), необходимых для нейтрализации ожидаемых помех.
Важно отметить, что на любом уровне планирования, в том числе и в недельных графиках, должна четко записываться форма представления результата и дата
исполнения определенной работы. В противном случае план из инструмента оперативного регулирования превращается в бюрократическую отчетность, что в работе команды недопустимо.
Планируя свою работу, члены команды должны помнить следующее: Q основная работа всегда выполняется вовремя, губят ее «мелочи» по оформлению и представлению результата в срок; Q в рыночной экономике важен результат, а не ссылки на непредусмотренные
объективные обстоятельства;
□ основное внимание — к смежникам, тем, кто не входит в состав команды, но задействован в работе.
Оперативно-календарный план команды
Этап, стадия, направление | Содержание работ | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель | Форма представления результата | Примечание (условия ограничения) | Отметка о выполнении | |
начало | окончание | ||||||
Плановая отчетность
Любой план теряет смысл, если не установлен порядок и форма отчетности по плановым позициям.
Формы отчетности устанавливаются по взаимной договоренности и должны быть максимально упрощены. В отчетах членов команды содержится характеристика незавершенных позиций, значимый результат по которым должен быть получен в последующие календарные периоды.
Контроль выполнения работы
В хорошо сработанной небольшой команде каждый сам себя контролирует на своем участке работ. Функция контроля за исполнением всего объема работ возложена на руководителя.
В некоторых организациях и учреждениях управленческая функция контроля исполнения нередко воспринимается как функция администратора-надсмотрщика. Зачастую сотрудники болезненно реагируют на начальственный интерес к выполняемому ими заданию, воспринимая его как недоверие к своей квалификации и ответственности.
Команда потому и является командой, что подобное положение дел в ней недопустимо.
В чем суть контроля исполнения работы в команде? План планом, но жизнь не стоит на месте. Постепенно, по мере выполнения работы, проясняются те сложности и «узкие места», которые при формировании общего плана представлялись
иначе; у членов команды накапливаются идеи по поводу выполняемой работы; изменяются внутренние и внешние условия.
Следовательно, контроль исполнения работы в команде обеспечивает:
□ личное представление руководителем команды складывающейся ситуации свыполнением плановых заданий (и не только плановых);
□ выявление «узких мест» и возможностей их преодоления;
□ выявление ожидаемых помех;
□ оценку характера взаимодействия с другими командами внутри организации и внешними партнерами;
□ получение обратной связи от членов команды;
□ оценку настроения членов команды в процессе осуществления поддерживающей или мотивирующей работы;
В команде возможны следующие формы контроля исполнения работы:
□ ежедневные (еженедельные) совещания с докладом всех членов команды о состоянии работ;
□ периодические (по ситуации) совещания ответственных исполнителей команды, связанные с «узкими местами» в деятельности команды;
□ ежедневная (выборочная) работа руководителя с одним из членов команды, для того чтобы «держать руку на пульсе»;
□ использование «режима автоответчика» для записи всех сообщений обратной связи и тревожных сигналов о появлении помех;
□ качественный и своевременный анализ представленных результатов по выполненным плановым заданиям;
□ итоговая оценка деятельности команды за отчетный календарный период;
□ доклады отдельных членов команды по тематическим заданиям.
На основании информации, собранной в процессе контроля исполнения работы, руководитель команды должен:
□ провести ситуационный анализ с прогнозированием дальнейшего хода плановых и внеплановых работ;
□ уточнить план и стратегию дальнейших действий;
□ оказать членам команды помощь в «узких местах» и определить дополнительные задания;
□ уточнить и нормализовать взаимодействие членов команды.
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Ситуационный анализ (или анализ актуальных ситуаций) любой человек осуществляет сознательно или неосознанно, но каждый день в течение всей жизни — от младенчества до глубокой старости. Без него человек не может сделать ни шагу. На бытовом уровне это анализ текущей ситуации с целью определения своих сиюминутных, перспективных действий и поведенческой линии. Процесс ситуационного анализа «запускают» самые разнообразные события: появление у подружки новой игрушки, прогноз погоды, обострение отношений в рабочей группе, изменение ситуации на валютном рынке, выбор жениха и т. д. и т. п.
Третье условиепродуктивной деятельности команды — ситуационный анализ.
Ситуационный анализ— это процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств в прошлом, настоящем и будущем с целью определения наибо-i лее рациональной поведенческой линии.
Ситуационный анализ прошлых событий дает неоценимый опыт оценки степени правильности рассуждений и действий. Ситуационный анализ текущих событий необходим для того, чтобы определиться, как себя вести. Ситуационный анализ ожидаемых событий называют прогнозированием.
Но прежде чем мы перейдем непосредственно к ситуационному анализу, необходимо сказать несколько слов о терминологии.
Термин «ситуация» часто используется в обыденной жизни просто для указания на основные внешние (или внутренние) обстоятельства и условия, в соответствии с которыми мы выбираем ту или иную поведенческую линию.
В ситуационном анализе под ситуацией понимается описание тех обстоятельств, факторов и условий, результатом взаимодействия которых является анализируемая проблема.
Термин «проблема»обычно определяет не локальное, а принципиальное изменение линии поведения, вплоть до корректировки своих прежних стратегических ориентиров деятельности.
Проблема никогда «не сваливается с неба». Она является результатом:
Q изменившихся внешних условий;
О изменившихся внутренних условий (состояний);
□ появления неожиданного препятствия;
□ проявления новых аспектов, перспектив, открывшихся нам в результате наших действий;
□ намерения заняться новой тематикой, войти в новую сферу отношений (деятельности, производства), т. е. заняться тем, в чем нет опыта.
Термин «проблема» также используется для освоения ранее неизведанных данным лицом (организацией) новых «ниш» в производстве, в исследовании, в управленческой деятельности и в личной жизни.